Велосипед — это про удовольствие, про хорошее времяпрепровождение, про здоровье. Но ни того, ни другого, ни третьего не будет, если вам неудобно на велосипеде. Что же делать, почему одни проводят в седле по полдня, а вам доставляет дискомфорт даже получасовая поездка? Все очень просто: нужно подогнать велик под себя, как говорится, чтобы костюмчик сидел. Сделать это вовсе не сложно. Мы дадим несколько хороших советов, воспользовавшись которыми вы сядете на велосипед правильно. Читайте, пользуйтесь, катайтесь на здоровье!
У нас есть эксперт — Максим Скурьят, сертифицированный фит-техник веломагазина «Твой велик», человек, который профессионально выставляет посадку даже высококлассным спортсменам.
И давайте сразу определимся: серьезный фит с индивидуальной подгонкой посадки до миллиметра, необходимый и широко применяемый в спорте высоких достижений, — это немного о другом. Там важны доли секунды, там запредельные усилия и целые команды фит-техников, которые помогают в достижении высочайших целей. Мы уже рассказывали о том, как это выглядит.
Нужен ли столь серьезный подход каждому, кто любит кататься по парку и не хочет лишний раз заморачиваться? Наверное, нет. Может ли при этом каждый велолюбитель сидеть на велосипеде правильно, удобно? Да, может. Что нужно делать?
Человек соприкасается с велосипедом в трех точках: седло, руль и педали. Всего-то требуется правильно разместиться на всем этом. Итак, помечайте.
Кроме типа велика (горный, гибридный и т. д.), кроме размера колес (от 26 до 29 дюймов у взрослых моделей) существует такое понятие, как ростовка рамы. Вы же не покупаете свитер или новую пару кроссовок наугад, правильно? Вот и с велосипедом нужно попасть в свой размер. Варианты будут, положение седла и руля можно менять, таким образом адаптируя под себя три, а то и четыре ростовки рамы. Но это уже тонкая работа, требующая взгляда профессионала. Идеальное попадание в ростовку избавляет от необходимости мудрить: купили костюм своего размера — и ничего не нужно подшивать, ужимать, укорачивать.
— Идеальный вариант — обратиться к хорошему консультанту. Он изучит пропорции вашего тела и подскажет, какой велосипед должен подойти, — говорит наш эксперт. — Но даже тогда не полагайтесь исключительно на теорию.
В идеале нужно прокатиться на велосипеде, прежде чем его покупать. Чаще всего в магазинах предоставят такую возможность.
Нет ничего зазорного в том, чтобы полагаться на рекомендации производителя (обычно он предлагает размерную сетку на свою продукцию исходя из роста велосипедиста), у некоторых крупных велокомпаний на сайтах можно найти калькулятор ростовки, где учитывается большее число параметров, включая, к примеру, длину внутренней стороны ноги.
В большинстве случаев велосипед подходящей ростовки будет по размеру своему владельцу без каких-либо серьезных вмешательств. Достаточно будет установить седло на нужной высоте, да внести еще парочку корректировок для удобства.
— Обычно как: купил велосипед — катаешься. Если в магазине его более-менее адекватно настроили — значит, повезло, — говорит Максим. — Но нельзя полагаться только на удачу, можно быстро и просто все проверить самому.
Вы знали, что большинство велосипедистов, которые не занимались своей посадкой, сидят слишком низко. В результате нога не разгибается должным образом, суставы испытывают повышенное напряжение и больше подвержены травмам. Такому человеку не так удобно, как могло бы быть, — он быстрее устает, он неэффективен.
При этом поднять седло вовсе не трудно, обычно для этого не требуется даже дополнительный инструмент: чаще всего подседельный хомут зажимается вручную эксцентриком — небольшим рычажком в месте выхода подседельного штыря из рамы. Нашли? Не бойтесь, попробуйте его оттянуть, освободив штырь и получив возможность регулировать положение седла.
— Отрегулировать седло достаточно просто, — успокаивает Максим Скурьят, — никаких особенных математических манипуляций не нужно.
Самый простой совет: сядьте на велосипед ровно, используйте в качестве опоры стенку, например. Поставьте пятку на педаль: в таком положении нога должна быть полностью выпрямлена.
Учитывайте толщину подошвы, если у вас какая-то особо объемная обувь. В результате вы будете сидеть на велосипеде так, что во время педалирования ваша нога будет хорошо разгибаться, но не полностью, а именно в нужном диапазоне. Колени вам скажут за это спасибо: если не сейчас, то через десяток-другой годков.
— Второй способ: сядьте на седло и попытайтесь в таком положении дотянуться носком до земли. Вы должны доставать, но только кончиками пальцев, а-ля балерина. Стоять так будет неудобно, но это одновременно укажет на правильно выставленную высоту седла, — говорит фит-техник.
Не допускайте ошибку многих: сразу залезайте на седло, чуть наклонив велосипед, а не заводите раму между ног, пытаясь затем достать до седла, находящегося в районе поясницы. При правильно выставленной высоте это не удастся сделать. Тут большинство решает, что седло установлено слишком высоко, и опускает его, садясь в итоге чересчур низко.
Еще один нюанс касается детей. Если правильно выставить ребенку посадку по пяточке, то он не будет доставать до земли даже кончиками пальцев ноги. Что делать? Чуть-чуть опустить седло, чтобы был баланс. Малыш должен быть на велосипеде в безопасности, чтобы в любой ситуации он мог соскочить с него, не упасть, чувствовать, если угодно, почву под ногами.
— Положение седла — это здоровье ваших суставов. Если не угадали с высотой, то будет неблагоприятное давление и на них, и на связки, на седалищные бугры. Езда на велосипеде не будет доставлять никакого удовольствия, и не нужно пытаться привыкнуть к дискомфорту: на велике должно быть удобно, — призывает специалист.
Начнем с простого. Если у вас обыкновенные платформенные педали-«топталки» (сел в любой обуви и едешь), то мудрить особо нечего. Но хороший совет мы все же можем дать.
— Выбирайте обувь с максимально жесткой подошвой. Мягкая при педалировании будет прогибаться. Вы подсознательно станете компенсировать это, напрягая стопу и голеностоп. То есть эти части тела станут быстрее уставать.
Кроме того, возможно, вы почувствуете жжение или онемение пальцев ног — это также признак неподходящей обуви. Подошва должна защищать стопу от давления, мягкая подошва этого не делает в достаточной степени, и в стопе нарушается кровоток, — говорит Максим Скурьят.
Как правильно ставить ногу на педаль? На стопе есть зона между пальцами и началом подъема: станьте на носочки (теперь не как балерина, а как на физре вставали) — вы почувствуете, что основная нагрузка как раз приходится на эту часть. Ей и давите на педаль — так и гораздо удобнее, и гораздо эффективнее.
Контактные педали (когда обувь пристегивается к ним) — это не что-то для профессионалов, а очень важный шаг велолюбителя к более продвинутому катанию.
— Если появилась мысль о приобретении «контактов» — берите. Для здоровья это однозначно полезнее. Используется адаптированная велообувь с жесткой подошвой, все усилие передается на педаль — точно станет удобнее, ехать сможете дальше и быстрее.
Я рекомендую контактные педали любому человеку, который часто катается. Если это не покатушки раз в неделю с детьми в парке, а ежедневные поездки, к примеру, на работу и с работы — это уже серьезно. Нужно позаботиться о себе, такое вложение себя оправдает.
А кроссовки можно использовать на работе как сменную обувь. Либо есть специальные велоботинки, которые выглядят как вполне обычная пара обуви и при этом не создают дискомфорта при ходьбе, — добавил собеседник.
Если размер велосипеда подобран верно, то и положение руля, как правило, будет в приемлемом для вас диапазоне, без особой необходимости можно не заморачиваться заменой выноса или изменением высоты.
Другое дело — тормозные ручки и манетки переключения. Их наклон можно и нужно регулировать. Сделать это легко: шестигранником ослабьте болт, который зажимает хомут крепления, наклоните ручку, а затем зажмите болт — готово!
— Правильно, если рукоятки как бы являются продолжением руки, а чтобы дотянуться до них, не нужно сгибать запястье.
— Чаще всего это угол в 45 градусов. Когда рука находится в верном положении, вы без труда сможете достать до тормозной ручки, при этом не нужно будет как бы выдергивать пальцы. Нужно свести к минимуму все лишние движения. Это же касается лепестков переключателя (когда речь не о комбинированных ручках): до них должно быть удобно дотягиваться пальцами (указательным и большим), но при этом они не должны быть слишком близко к грипсам, не должны мешать держаться за руль или работать тормозом, — рассказал эксперт.
А вы знали, что положение ручки тормоза можно регулировать, просто подкручивая или откручивая специальный болт, который находится на механизме? Не пренебрегайте этим, вам должно быть настолько удобно тормозить, насколько это вообще возможно. На детских велосипедах дополнительная настройка необходима почти всегда, ведь пальцы у малышей покороче.
Ширина руля, как правило, будет зависеть от типа велосипеда: на MTB он широкий (для лучшей управляемости на сложном рельефе), на фитнес-моделях, предназначенных в основном для города, поуже. Редко кто-то пилит руль, хотя ничто не препятствует это сделать. В идеале грипсы (ручки, за которые вы держитесь) должны располагаться на большей ширине, чем ваши плечи, но не чрезмерно.
Для детей вопрос правильной посадки на велосипеде имеет важнейшее значение, ведь речь о здоровье и безопасности. Работают все приведенные выше советы, но есть и дополнительные.
— Нужно, чтобы размер велосипеда всегда соответствовал росту ребенка.
— Причем не затягивайте с переходом на велосипед с колесами диаметром 24 дюйма. Если рост 130 см — уже пора пересаживаться на такой. Тогда ребенок прокатается на новом велике года три. Если же попытаться сэкономить и лишний год-другой покататься на велосипеде, из которого уже выросли, то окажетесь в ситуации, когда старый велик уже критически мал, а до взрослого с 26-ми колесами еще не доросли. В таком случае приобрести промежуточный вариант с 24-ми колесами означает купить велосипед всего на год — это всегда обидно, — обращается к родителям специалист по велосипедной посадке.
Давать ребенку велосипед, который явно не подходит ему по размеру, — очень плохая идея. Это не доставит удовольствия. Кроме того, поездки будут крайне небезопасными, если малыш не сможет нормально дотягиваться до педалей, руля или земли. Есть разумные пределы, но вы же не станете покупать ребенку обувь на три размера больше?
— В любом случае каждый велосипед нужно выбирать осознанно и вместе с ребенком. Пусть попробует, пусть проедет сам. Это убережет от ошибок. Все-таки прошли те времена, когда у человека с 6 лет и до армии был один и тот же велик, — подводит итог Максим Скурьят.
Благодарим сеть магазинов «Твой велик», официального дилера Specialized, за помощь в организации репортажа.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by