Сверхтяжелые БелАЗы меняют импортные моторы на российские

30 991
22 апреля 2022 в 21:14
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, УДМЗ

Сверхтяжелые БелАЗы меняют импортные моторы на российские

Санкции заставляют отечественных производителей «крутиться». Условия работы стали заметно другими, а существовать как-то надо. Для БелАЗа, который прежде был завязан на импортную комплектацию, такая ситуация не исключение. На днях официально объявили о том, что иностранных поставщиков двигателей для особо тяжелых машин сменяет российская компания. Подписана «дорожная карта» по применению двигателей УДМЗ в карьерных самосвалах БелАЗ высшей группы грузоподъемности.

Несколько дней назад гендиректор Уральского дизель-моторного завода Петр Скворцов и гендиректор ОАО «БелАЗ» Сергей Никифорович подписали «дорожную карту» по применению двигателей в карьерных самосвалах БелАЗ. Использовать российские моторы на своей особо тяжелой технике БелАЗ прекратил еще в 1990-х, с тех пор «плотно пересев» на Cummins и MTU. Сейчас же БелАЗ попал под санкции, а российские потребители белорусской карьерной техники оказались в ситуации, когда импортная комплектация стала для них стратегически небезопасной.

Здесь-то и пригодилась идея пятилетней давности, прорабатывавшаяся в довольно фоновом, «альтернативном» режиме. Тот самый случай, когда запасной вариант становится основным. В качестве просто экспериментальной модификации еще в 2018 году был показан 240-тонный БелАЗ-75319 с двигателем 12ДМ-185A производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ) из Екатеринбурга.

Сам экспериментальный мотор привезли на БелАЗ и того раньше — в 2017 году. Что за УДМЗ? Это бывший Уральский турбомоторный завод. В советские времена поставлял свои моторы для БелАЗов, но основными потребителями продукции были военные и флот. Что за мотор 12ДМ-185A? Современная разработка, адаптированная для карьерных самосвалов, — версия судового дизеля мощностью 2536 л. с. Семейство дизелей ДМ-185 создавалось УДМЗ в рамках программы «Национальная технологическая база» совместно с немецкой инжиниринговой компанией FEV. То есть на самом деле и здесь не обошлось без иностранной инженерной мысли.

Однако россияне уверяют: «Конструкторское бюро „Уральского дизель-моторного завода“ играло ключевую роль в создании двигателя модельного ряда ДМ-185. Не стоит думать, что глобальная задача по разработке всех основных систем мотора была возложена на иностранных и научных партнеров. Напротив, все главные конструкторские идеи и решения принимались именно на УДМЗ. Роль партнеров скорее заключалась в предоставлении консультаций, а также советов, следование которым позволяло нам предупредить возможные ошибки».

Степень локализации у мотора очень высокая. Собираются достичь чуть ли не 100% в ближайшее время. Первый опытный БелАЗ-75319 уже не первый год работает в Тугнуйском разрезе в Бурятии. Отзывы о моторе неплохие.

Когда разрабатывали, собирали и испытывали эту модификацию 240-тонника, еще ничего не предвещало обстановки «небывалого санкционного давления». Вполне возможно, что вслед за УДМЗ БелАЗ обратит внимание и на других российских производителей тяжелых дизелей. Один из вероятных вариантов — АО «Коломенский завод», знаменитый в железнодорожных кругах изготовитель локомотивов и дизелей для них. В советский период своей истории БелАЗ уже работал с коломенским заводом. Возвращение к истокам — сейчас главный тренд сезона.


1700 Вт, 380 л/ч, максимальное рабочее давление: 90 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 6 м
летние, для легковых автомобилей, евроэтикетка: C/A/71 дБ, страна производства: Россия
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: Ford WSS-M2C929-A; ILSAC GF-5, 4 л
шарнирная конструкция, крепление устройства: зажим, установка в вентрешетку, зарядка беспроводная

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий, УДМЗ