06 мая 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

«Если есть желание купить авто, лучше решиться сейчас. Дешевле не будет». Прогнозы и перспективы от холдинга «Атлант-М»

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский

Если покупать — то сейчас. Во-первых, нет предпосылок, что потом будет дешевле. Во-вторых, автомобили некоторых привычных брендов могут исчезнуть из белорусских шоурумов — по крайней мере, на время. Однако это не значит, что у нас не будут продаваться машины. Вопрос лишь в том, какие именно производители захотят прийти в Беларусь. Вместе с тем точно можно сказать, что без авто мы не останемся. Такие тезисы озвучил гендиректор «Атлант-М» Игорь Сукач в интервью Onlíner. Поговорили с руководителем холдинга об актуальной ситуации на рынке, а также о прогнозах на ближайшее (и не очень) будущее.

О чем пойдет речь

Будут ли машины?

— Некоторые бренды, исполняя санкции, полностью определились, будут ли они оставаться в нашей стране или нет. Напомним, что все машины стоимостью более 50 000 евро были названы предметами роскоши — и понятно, что большинство моделей премиальных брендов (таких как Jaguar Land Rover, Volvo, Mercedes) попадают в эту категорию. Такие автомобили вынуждены уйти с рынка, заводы временно отказались от поставок, хотя, например, вопросы с гарантией полностью решаются.

— Другие производители столкнулись с проблемами в логистике, нехваткой запчастей и невозможностью их доставки в Россию, проведением международной оплаты. Ведь большинство массовых брендов, которые продавались у нас, производятся именно в РФ. Все эти неприятности вместе взятые провоцируют принятие решения о приостановке выпуска на российских заводах. Так и поступили, например, Volkswagen, Skoda — объявили о паузе в работе до 5 сентября. Никто не гарантирует, что перерыв не продлят и осенью. Справедливости ради, и в Европе производители перешли на трехдневную рабочую неделю. Стратегические проблемы в глобальном автобизнесе начались еще в 2020 году на волне пандемии. Сейчас они усугубились. Мы работаем на дефицитном рынке уже второй год, сейчас наблюдаем усугубление всех факторов, сработавших единомоментно.

— Не все производители включились в санкции. В первую очередь тут стоит вспомнить про Китай (в топе прошлогодних продаж в России — как уже продающиеся у нас Haval, Chery, Geely, Lifan, так и пока не имеющие представительств BYD, FAW, GAC. — Прим. Onlíner). Похоже, некоторые компании приняли стратегическое решение воспользоваться ситуацией и прийти на наш рынок. Мы видели, как менялось отношение к Беларуси: от «довеска к РФ» пару лет назад до полноценного рынка сейчас. Также есть производства в Казахстане, Узбекистане. Они тоже готовы к поставкам на фоне нашей заинтересованности. Так что без машин не останемся. Возможно только, это будут не те марки, к которым мы успели привыкнуть. Думаю, прихода первых новых брендов и поставщиков стоит ждать уже к лету. Общую картину новой реальности сможем увидеть к концу осени.

— Да, реальность может сильно измениться, это факт. Я часто бываю в разных странах — поверьте, картинка везде очень разная. Когда у нас какая-то модель находится в топе общих продаж или в каком-либо сегменте (к примеру, массовом), в другой стране может быть совершенно иначе. Лидером может быть тот автобренд, который у нас не занимает и 1%, а привычный массовый автомобиль может продаваться как премиальный. Но там такие же потребители и схожие критерии выбора.

А что с ценами?

— Когда мы говорим о стоимости новых машин, часто в голове держим ситуацию 2019 года. Но уже все изменилось. Да, тогда был пик продаж (по данным БАА, 64 500 экземпляров), но потом статистика падала с каждым годом: 52 700 в 2020-м, 46 800 в 2021-м. К концу этого года мы делаем прогноз в 20—25 тысяч новых проданных авто. И это довольно оптимистичный взгляд. Интересное наблюдение — средний покупатель стал постарше: в прошедшие четыре месяца в салонах чаще видели возрастных клиентов. Очевидно, чтобы сохранить деньги, вкладывали их в товар. Сейчас же спрос резко упал, люди выбрали выжидательную позицию. Это оправданно, но только в том случае, если и сама покупка не критична. Если же очень надо — возможно, сейчас лучшее время ее совершить.

— Пессимистические прогнозы некоторые специалисты связывают со сворачиванием выгодных финансовых программ (кредиты, лизинги). Но они никогда не были определяющими в вопросе покупки. Их скорее стоит назвать поддерживающим фактором. Основным все же оставалось желание клиента, его потребность в новом авто, готовность потратить деньги на него. Сейчас же количество людей, готовых на такую трату, резко упало. Можно сказать, что сегодня доступность машин и спрос сбалансированы. Дефицит автомобилей никуда не делся, мы все так же работаем с ограниченным модельным рядом.

— В чем именно произошли перемены? Повысилась стоимость комплектующих и логистики (как самих машин, так и необходимых материалов). Повторюсь, ситуация не возникла за последние два месяца, это был длительный процесс. Тут можно вспомнить и про известную нехватку микрочипов (только из-за этого фактора в 2021 году не произвелось порядка 10 миллионов автомобилей в мире), и про скачок цен на металл, и про удорожание лакокрасочных материалов. В итоге стоимость каждой машины выросла для самого производителя. Отпускная цена заводов на некоторые модели выросла в два раза в российских рублях (мы специально делали расчеты), особенно после девальвации. Из нее был сформирован конечный прайс, и не стоит ждать его отката назад, на прежний уровень. Это маловероятно в условиях, когда заводы стоят.

И все же: могут ли прайсы вернуться на прежний уровень под давлением МАРТа, с приходом новых брендов?

— Почему цены на авто не упали после отката курсов валют? Выросли закупочные цены. На самом деле дилеры сами заинтересованы в меньших прайсах — они стимулируют спрос и продажи. Однако повторюсь: возврат к цифрам 2019 года невозможен по целому ряду причин.

— Новые игроки из Китая будут формировать свои цены исходя из ситуации, которая у нас уже сложилась. Похоже, покупатели оказались в реальности, к которой не были готовы. Понадобится время, чтобы привыкнуть к ней и ее новым ценам. Понемногу спрос будет оживать. И к тому моменту мы решим вопросы, связанные с наличием автомобилей (уже работающих или новых брендов). Безусловно, вывод новой марки на рынок — сложный процесс, не всегда заканчивающийся успехом (вспомнить хотя бы старт производства в Беларуси Changan. — Прим. Onlíner). Поэтому у производителя не должно быть ожиданий, что приход нового бренда тут же принесет финансовый результат. Но это даст возможность покупателю закрыть свою потребность в новой машине.

Банки продолжат выдавать автокредиты. Это один из их базовых продуктов, без которого они не смогут существовать и будут вынуждены просто закрыться. Поэтому предложения, безусловно, будут. Следовательно, найдутся и клиенты.

— На рынке б/у автомобилей, насколько можно судить, практически ничего не изменилось. Цены остались прежними. Но там торгуют в долларах, а само ценообразование совершенно иное. Простыми словами, человек пытается заработать на дельте — между той суммой, за которую купил, и той, за которую продает. Вторичный рынок традиционно меньше подвержен колебаниям в кризисные времена в экономике. При этом видно, что предложений становится меньше — люди чаще решают не менять старый автомобиль, а пока что придержать. Это поведение продиктовано не стоимостью машин, не выгодностью финансовых программ, а исключительно субъективной оценкой ближайшего будущего каждого человека, своего состояния. Все больше людей предпочитает не совершать крупных сделок, а пока понаблюдать за ситуацией. Нельзя сказать, что это неверная тактика. Но при этом нужно предполагать подорожание.

— В «Атлант-М» есть подразделение, занимающееся только автомобилями с пробегом, и там хорошо видно этот тренд: не столько сократился спрос, сколько меньше людей в принципе готовы продавать свои машины, предпочитая пока ездить дальше. Меньше предложение — меньше и спрос, мы постоянно мониторим этот показатель. Попробуем привезти больше хороших б/у автомобилей с других рынков, раз наше население пока не готово расставаться со своими (раньше столь масштабно мы этим не занимались). Чтобы нивелировать дефицит внутри рынка, мы также вывели услугу привоза машины под заказ. Она очень востребована.

Кто может выиграть на этом фоне? Рванет ли Geely? Разовьются ли электромобили?

— Объем производства «БелДжи» ограничен мощностями завода. Хотя, насколько мне известно, они достаточные и для текущего объема, и для значительного расширения. Мы получили дилерский контракт всего два года назад, но Geely довольно быстро стал полноправным и хорошо растущим брендом в нашем портфеле. Люди всерьез рассматривают его наряду с другими машинами, в том числе из нашей линейки. Наш отдел кросс-марочных продаж часто консультирует покупателя, выбирающего, к примеру, между Geely Atlas Pro и Kia Sportage. Белорусский завод так же, как и весь мировой автопром, столкнулся с проблемой логистики и дефицитом комплектующих — это наша реальность. Поэтому иногда ту модель, которую человек присмотрел, приходится подождать. Но Geely давно стал одним из лидеров рынка, продав в прошлом году свыше 7000 машин.

— Что касается электромобилей, то мы наблюдаем следующий тренд. С одной стороны, есть люди-новаторы, которые первыми пробуют все новое. Они действительно могут купить электрокар (что мы и наблюдаем). Но для массового спроса нужно, чтобы за новаторами пошли следующие, более консервативные покупатели. Так вот на нашем рынке EV этого пока не случилось, а число новаторов слишком мало, чтобы говорить о массовом спросе.

— По моему наблюдению, доля электротранспорта в стране пока очень мала. В информационном поле теме уделяется довольно много внимания, однако по статистике бума не произошло. Электромобили, можно сказать, накапливаются в стране, их можно чаще увидеть на улицах. Но официально к нам поставляются единичные модели. Нельзя сказать, что поток увеличивается. Принятый 140-й указ в первую очередь использовался для того, чтобы поставлять EV в Россию. Да, в статистике регистрации электротранспорта может быть серьезный рост, но в Беларуси эти машины не задерживаются. Будущее электрокаров сильно зависит от развития инфраструктуры, сети зарядок. Потребитель не будет покупать электромобиль без уверенности, что он сможет зарядить его в любое удобное время в любом удобном месте. А развитие инфраструктуры требует немалых инвестиций. В нынешних условиях люди не ожидают, что инвестиции в этот сектор значительно вырастут. Поэтому и не стоит ждать скачка популярности электрокаров на фоне нехватки авто с ДВС.

— Хотя при этом неплохой спрос у нас фиксировался и на электромобили премиального сегмента (например, Land Rover), и на проект Geometry от Geely. К концу года мы ждали Kia EV6 и, надеюсь, дождемся. Но пока, повторюсь, все это на уровне новаторов и, возможно, решений мировых компаний, отказывающихся от ДВС на всех рынках присутствия, в том числе и в Беларуси. В таком случае локальные игроки просто вынуждены менять парк.

— Финализируем: если есть потребность в машине известной марки, есть желание ее купить, лучше решиться сейчас. Дешевле не будет. Большей доступности привычных брендов также ждать не стоит.

зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by