У покупателя возникли подозрения насчет банки моторного масла за 200 рублей. Показали ее специалисту

17 июня 2022 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

У покупателя возникли подозрения насчет банки моторного масла за 200 рублей. Показали ее специалисту

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Влад Борисевич

В редакцию обратился минчанин Александр — у него возникли подозрения по поводу подлинности масла, которое он купил у одного из крупных поставщиков. Покупка была дорогой: за пятилитровую банку брендированного продукта пришлось заплатить почти 200 рублей. Автовладелец не пожалел денег с расчетом на долговечность мотора своего Toyota Land Cruiser. И тут — какие-то странные признаки на упаковке. Мы передали банку специалистам, много лет имеющим дело с контрафактом. А заодно выяснили, что сейчас происходит в сфере теневого бизнеса. Вопрос действительно актуален как для масел и запчастей, так и для других автотоваров — особенно после объявления о возможном разрешении на госуровне так называемого параллельного импорта (ввоза товара без разрешения правообладателя бренда).

Подозрения: не проснулись ли изготовители контрафакта?

«Покупал фирменное масло Toyota 5W-30 на волне подорожаний в апреле, — рассказал Александр. — Взял сразу четыре пятилитровые банки, потому как опасался проблем в будущем: либо дальнейшего подорожания, либо исчезновения этого продукта из продажи. А я привык именно к нему. Считаю, фирменное масло позволит двигателю работать долго и надежно. Покупал про запас, поэтому решил взглянуть на срок годности. И обнаружил, что батч-код легко стирается — даже пальцем. В итоге усомнился: действительно ли это заводской способ нанесения?»

«После почитал форумы и нашел еще один подозрительный факт, — продолжает покупатель. — Писали, что отворачиваемая страница задней этикетки должна крепиться с помощью статики, а не клея. В моем же случае использовали именно последний вариант — видно, как буквы отпечатались на другой странице. Плюс „акцизная марка“ старого образца. Как писали на Onlíner, вбил код с марки в базу электронного банка данных бланков документов. После сопоставил информацию со списком официальных дистрибьюторов на сайте производителя масла. Все оказалось в порядке».

Мужчина озвучил свои подозрения продавцу, попросил вернуть деньги в обмен на возврат закрытых банок и предъявление чека. Однако, по его словам, в компании отказали, сославшись на законодательство. Действительно, по закону моторное масло относится к списку «невозвратных товаров» (наряду с лампочками и стеклами). По словам Александра, в личной беседе ему предложили 80% от суммы, однако он отказался. Важное уточнение: в апреле товар стоил около 190 рублей, сейчас — 215.

Изучаем упаковку. На что стоит смотреть?

Автовладелец передал одну из банок журналистам для изучения. Мы показали ее специалистам другого поставщика (не того, у которого была сделана покупка) — чтобы избежать конфликта интересов. Те вынесли вердикт:

— В первую очередь стоит заметить, что по качеству банки точно определить качество ее содержимого невозможно. Определиться с составом поможет только экспертиза, изучение химсостава. У официальных производителей даже критические опечатки на этикетке могут встречаться.

Батч-код, о котором говорит покупатель, на самом деле может оттираться — это нормально. Можно сказать больше: его могло бы и не быть, если бы мы имели дело с подделкой. Код указывает на время разлития масла, выхода с завода. Законодательство не требует наличия этих данных, это информация для внутреннего контроля. Подпольные производства обычно не заморачиваются такими мелочами, ограничиваются одной этикеткой, ведь для нанесения такого кода необходимо отдельное устройство. Люди, занимающиеся контрафактом, обычно не тратят деньги на дополнительное оборудование.

Код может свидетельствовать о том, что банка прошла через конвейерную линию. Если посмотреть видео с обнаруженных милицией «заводиков», то можно заметить, что преступники используют очень короткие автоматизированные линии (опять же для удешевления).

На этой банке масла Toyota можно разглядеть следы от проката роликов конвейера. Это характерные царапины внизу упаковки. Их наличие — еще один косвенный признак оригинальности продукта.

О чем еще можно судить по канистре? Она вылита очень аккуратно. При контрафактном производстве чаще всего страдают швы в области шкалы проверки объема. Подпольным заводам не удается вылить этот желоб ровно — у них нет оборудования достаточно высокого качества.

Судя по внешнему виду товара, косвенным показателям, вариант подделки в этом случае маловероятен. Проверка «акциза» подтверждает это предположение, указывает на официального поставщика. Плюс сама марка — старого образца. Это может указывать но то, что товар долго лежал на складе, сейчас его найти сложно. Но — опять же — мы не можем оценивать продукт по одной лишь упаковке.

Оригинальные моторные масла в Каталоге


• Доставка по Беларуси.

• Подбор по вязкости, допускам и марке авто.

• Сотни проверенных отзывов от наших пользователей.

• 25 продавцов и 2 тыс. предложений.

> Купить моторное масло в Каталоге

Как в нынешние времена проявляют себя производители контрафакта? И чего ждать в ближайшем будущем?

Этот вопрос мы адресовали представителю дистрибьютора автотоваров, знакомого с ситуацией на рынке. По его словам, в последнее время (начиная с весны) подделки масел сошли на нет, контрафакт практически полностью исчез.

— Действительно, сейчас сложно найти подделки масла в продаже, — отмечает собеседник. — К этому привели и публикации в СМИ, и наша работа, и увеличенное внимание со стороны производителя (стало больше контрольных закупок). В итоге удалось активизировать ОВД и другие службы. Например, только в нашу компанию с 2021 года пришло пять запросов из госорганов на передачу образцов. Это говорит о том, что если раньше процесс выявления подделок был не отработан, то сейчас все иначе.

синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA C2; PSA B71 2290; Toyota, 5 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый, допуски: VW 502 00; VW 505 00; BMW Longlife-01; MB 229.5; ACEA A3/B3; ACEA A3/B4; MB 226.5; Renault RN 0700; Renault RN 0710, 4 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA C3; MB 229.31; MB 229.51; Porsche C30; VW 504 00; VW 507 00, 4 л

Однако есть все предпосылки для того, чтобы контрафакта стало намного больше — вплоть до массового явления. Во-первых, из-за санкций образовался дефицит. Все оставшиеся в продаже продукты от таких лидеров рынка, как Shell, Mobil, Castrol, это остатки. Российские заводы мировых компаний либо остановлены, либо работают не в полную мощность. А спрос только возрастает. На этом фоне появление контрафакта будет весьма логичным — уже к концу лета. Потенциальным покупателям стоит с опаской относиться к маслу, которое будут предлагать по «старой» цене.

Второй фактор, который может поспособствовать возврату контрафакта на полки магазинов, — параллельный импорт. То есть теперь продукт может ввозить не только проверенный, официальный поставщик. С одной стороны, решение насытит рынок необходимыми товарами. Но с другой — откроет возможности для недобросовестных производителей. «Заводики» могут открывать в Польше или Литве, чтобы ввозить оттуда масло под видом оригинального. Например, в начале 2010-х Польша являлась одним из самых крупных производителей контрафакта. Другими словами, подделки могут начать поставлять не с Востока, а с Запада.

Челноки уже вовсю работают — это видно по приграничным зонам. Люди начали в частном порядке, в багажниках личных авто перевозить канистры с маслом и продавать. С нашими нынешними ценами это довольно выгодный бизнес. Так уже было с шинами и деталями кузова в нулевых.

Возможности отделить оригинальный продукт от ненастоящего как не было, так и не будет. Раньше крупные поставщики доверяли официальным представителям производителя — мол, эти компании привозят только оригинал. Сейчас такие схемы не работают.

Актуальным остается совет выбирать товары не самых раскрученных брендов (их меньше подделывают), а также те, которые продают официальные дистрибьюторы. Правило работает для всех товаров — не только масла.

А российские заводы не обеспечат?

— Что касается производителей масел из России, то у них остается проблема с присадками, — утверждает представитель дистрибьютора автотоваров. — Присадки в основном производят в Европе, и из-за санкций российские компании не могут купить этот компонент. Стоит ожидать, что российские производители без проблем смогут выпускать несколько устаревшие продукты (проходящие по ГОСТу). То есть 10W-40 для 20-летних машин будет хватать, а вот в случае с современными маслами для премиальных автомобилей, для моделей с сажевыми фильтрами или с бензиновыми турбированными двигателями будет наблюдаться дефицит. Непонятно, как прогнозировать стоимость этого продукта. Цены на многие такие товары из РФ уже значительно повысились.

полусинтетическое, 10W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B3; MB 229.1, 5 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A3/B3; ACEA A3/B4; BMW Longlife-01; Fiat 9.55535-N2; Fiat 9.55535-Z2; GM-LL-B-025; MB 226.5; MB 229.5; Porsche A40; PSA B71 2296; Renault RN 0700; Renault RN 0710; VW 502 00; VW 505 00, 4 л
синтетическое, 5W-30, бензиновый/дизельный, допуски: ACEA A1/B1; ACEA A5/B5; Fiat 9.55535-G1; Ford WSS-M2C913-A; Ford WSS-M2C913-B; Ford WSS-M2C913-C; Ford WSS-M2C913-D; Iveco 18-1811 S1; Renault RN 0700; АвтоВАЗ, 4 л

Например, в белорусских автопарках много грузовиков с требованием к маслу Евро-6, так как эти машины часто выезжали в Европу. На рынке РБ уже наблюдается дефицит такого масла. В том числе потому, что в России его производят по достаточно высокой цене либо не выпускают вообще.


Ситуация в целом такова: ассортимент сокращается, приходится выбирать из того, что есть. Цены на остатки фирменных масел взлетели. Стоит задуматься, нужно ли вообще покупать такой товар? Ведь его стоимость высока лишь потому, что он последний. Возможно, есть смысл задуматься об альтернативе. Слишком низкая цена (продавцы ее будут называть «старой») — тоже повод для сомнений. Параллельный импорт может вызвать новую волну контрафакта. Позитивный момент — рынок поменяется, появятся новые бренды из неподсанкционных стран с новым простым товаром и, скорее всего, по более низким ценам.

Читайте также:


зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов
зимние, для легковых автомобилей, без шипов, евроэтикетка: C/C/70 дБ
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by