«Национальная безопасность. Беларусь-2022» — новый выставочный проект в нашей стране. Идея — показать достижения в области обеспечения безопасности во всех сферах деятельности. Выставка, конечно, не автомобильная, но автотехники здесь было много, причем необычной. Мы изучили экспозицию.
Государственный военно-промышленный комитет Республики Беларусь, он же Госкомвоенпром, он же ГВПК, существует с конца 2003 года и, по сути, выполняет функции Министерства военной промышленности. Под его управлением находится множество предприятий — как государственных, так и с участием частного капитала. Специфическую автотехнику делают многие из них. Что интересного показал ГВПК на выставке?
Вот, например, «Гроза-С» — станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами, изделие ОАО «КБ Радар». Задача машины — обнаружение, пеленгование, местоопределение и радиоэлектронное противодействие беспилотным летательным аппаратам. Силами четырех человек за 10 минут станция переводится из транспортного положения в боевое.
Если «Гроза-С» на шасси Mercedes Sprinter «воюет» с серьезными большими беспилотниками, то «Гроза-Z1-JM» на шасси Toyota Hilux предназначена для «подавления» квадрокоптеров. Сфера применения этой мобильной системы противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам — защита колонн автомобилей, стационарных объектов, мест проведения массовых мероприятий от вторжений тех самых коптеров с видеокамерами.
О бронетранспортере V2, он же МЗКТ-690003, мы уже рассказывали. Его премьера состоялась в прошлом году. С тех пор новинке заменили башню от БМП на современный дистанционно-управляемый боевой модуль «Адунок-БМ30». Пока продолжаются испытания. Информацию о конкретных сроках начала поставок в Вооруженные силы не разглашают.
Еще одна интересная бронемашина выставки — пожарный комплекс на гусеничном ходу. Создан на основе гусеничного бронетранспортера МТ-ЛБу. Это совместный проект ОАО «140 ремонтный завод» и СООО «Пожснаб». Два предприятия из Борисова уже не первый раз кооперируются для создания гусеничной пожарной техники. Эта машина везет с собой 4000 литров воды. Управление водопенными коммуникациями дистанционное, из кабины водителя. В состав дополнительного оборудования входят кондиционер, камеры кругового видеообзора, отвал, система орошения.
В собственной экспозиции «Пожснаб» показал еще одну необычную пожарную машину — лесопожарный комплекс ПЦ 2,0. Базируется он на спецшасси Ш-406 производства Минского тракторного завода. Надстройка изготовлена из армированного стеклопластика. Запас воды — 2000 литров. На машину можно навешивать дополнительное лесопожарное оборудование, такое как плуги, окапыватели и т. п. Работать комплекс будет в Лельчицком лесхозе.
Пожарная автоцистерна АЦ-8,0-40 (6302) на шасси МАЗ-63022J тоже в некотором роде «лесная». Однако заказчик не Минлесхоз, а МЧС. Более точно сферу применения этой машины можно описать как «ландшафтные пожары». Отсюда мощная защита люстры, специальное покрытие кузова и т. п. Это первый образец такой модели. Двигатель здесь Weichai, шины — Continental. Но самое главное — оригинальная кабина боевого расчета, выполненная из стеклопластика. Это, можно сказать, предмет гордости «Пожснаба».
Во-первых, кабина просторная, во-вторых, удобная для пожарных, а в-третьих, процесс ее изготовления не привязан к кузовным панелям автопроизводителя. Раньше, грубо говоря, состыковывали две стандартные кабины МАЗа, сейчас «вторая кабина» полностью своя. Это уже освоенное в серийном производстве изделие. Двухосная АЦ-5,0-50 (5309) с аналогичной кабиной тоже была на выставке, но такие машины уже есть на вооружении МЧС. Кузов и цистерна, кстати, тоже стеклопластиковые.
Фото из серии «найдите 10 отличий». Свою оригинальную стеклопластиковую «вторую кабину» сделал и второй белорусский производитель пожарной техники — «Завод современной пожарной техники» из Орши. Это пока самый первый такой образец от ЗСПТ.
Таможенники продемонстрировали на выставке одну из своих рабочих машин — мобильный пункт таможенного оформления на базе длиннобазного грузовика Mercedes-Benz Actros. Кузов для него делал завод «МАЗ-Купава».
Управление Следственного комитета по Минской области показало на выставке свою новую криминалистическую лабораторию на базе ЦМФ, который МАЗ собирает в Бресте по лицензии JAC. Похоже, этот фургон скоро будет единственным и основным в парке белорусских спецслужб. Описание оснащения машины занимает несколько страниц, приборов здесь много.
Новая передвижная лаборатория Госкомитета судэкспертиз создана на базе того же фургона. Ее специализация — места ДТП. Отсюда и специальная тележка для измерения коэффициента сцепления, и в целом акцент на оборудование, которым пользуются дорожники и аэродромные службы, когда «под микроскопом» изучают дорожное полотно.
Volkswagen Crafter у ГКСЭ появился, вероятно, еще в «былые времена». Перевозит машина команду специалистов и много «чемоданчиков Шерлока Холмса», в каждом из которых наборы инструментов и реактивов для работы на местах преступлений всех видов. С помощью содержимого этих чемоданчиков можно проводить баллистические, дактилоскопические, психофизиологические, гистологические, биохимические и множество видов других экспертиз.
Для любителей спецтехники выставка, безусловно, представляет интерес. Ко многим из этих машин, даже встретив их в городе, просто так близко не подойдешь, не говоря уже о том, чтобы заглянуть внутрь.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by