Спецпроект

Легенда «Формулы-1» Йохен Риндт: единственный гонщик, ставший чемпионом мира посмертно

30 750
02 июля 2022 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Легенда «Формулы-1» Йохен Риндт: единственный гонщик, ставший чемпионом мира посмертно

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

73-й сезон «Формулы-1» продолжается. Будем наблюдать за Гран-при вместе с VOKA, где можно следить за трансляциями всех этапов. А пока в ожидании заездов вспоминаем о легендах F-1. Сегодняшняя история — о Йохене Риндте. Кто из нынешних болельщиков «Формулы-1» вспомнит о нем? Родился в Германии, вырос в Австрии, считал себя «европейцем». Между тем Риндт был не только невероятно быстрым, но и очень популярным, став живым символом автогонок второй половины 1960-х годов. Более 50 лет назад его жизнь оборвалась в Монце: в сезоне 1970 года Йохен становится первым австрийским чемпионом «Формулы-1» — к сожалению, посмертно.

Йохен Риндт — из той эпохи «Формулы-1», когда гонщики выходили на старт из чистого энтузиазма и любви к скорости. Каждый раз они рисковали своей жизнью, понимая, что следующая гонка может стать последней. Родился Карл-Йохен в Майнце в самый разгар Второй мировой войны — 18 апреля 1942 года. Сын немца и австрийки рано становится сиротой: в 1943-м, когда Йохену исполнился всего один год, его родители погибли в Гамбурге в результате бомбового удара союзников. Ребенка на воспитание взяли дедушка и бабушка — детство Риндта прошло в австрийском городе Грац.

Бурное детство

«В школе я постоянно попадал в какие-нибудь переделки. Отчасти это было потому, что учился я не очень усердно, а отчасти потому, что любил помахать кулаками. А однажды я чуть не сбил одного из учителей на своем мотоцикле, и в конце концов меня выгнали из школы и отправили в Англию учить английский язык, однако большую часть времени я посвящал парусному спорту. Я поселился недалеко от Гудвуда и в один из субботних дней отправился на клубную гонку. Это было бесподобно!» — вспоминал Риндт в беседе с журналистом Хайнцем Прюллером и автором биографической книги о гонщике.

Одним из школьных друзей Йохена был Хельмут Марко, который сейчас является консультантом Red Bull по автоспорту. Вместе с другими верными друзьями они нередко перекрывали местные дороги, устраивая импровизированные гонки, которые то и дело заканчивались неприятностями с полицией. Летом 1961 года Йохен и Хельмут, провалив экзамены в университете, отправились на Нюрбургринг, где проходил Гран-при Германии — в составе Ferrari тогда выступал их кумир Вольфганг фон Трипс (в том году немец стал вице-чемпионом F-1 — опять-таки посмертно, после гибели на Гран-при Италии). Тогда Риндт окончательно решил, что хочет посвятить себя «Формуле-1».

Новая звезда из Австрии

В гоночном мире Йохен громко заявил о себе 18 мая 1964 года. Никому не известный парнишка с растрепанными волосами сотворил сенсацию на автодроме Crystal Palace на юге Лондона, где проходила одна из гонок «Формулы-2», — Риндту удалось опередить Грэма Хилла, чемпиона «Формулы-1» 1962 года. Молодого гонщика, которому достался престижный London Trophy, тут же поспешила прославить британская пресса, причем не обошлось без курьеза. На следующий день газета Evening Standard сообщила в своей заметке о «новой звезде», назвав Риндта «австралийцем».

В 1964 году Йохен пробивается в «Формулу-1» — дебютным стал этап в Австрии. Впрочем, в том году для Риндта это был единственный Гран-при, а свой первый полный сезон он провел в 1965-м в составе команды Cooper. Гонщик выступал за нее три сезона, но без особого успеха, заработав несколько подиумов и 3-е место в зачете 1966 года. Зато в 1965-м Йохен в паре с американцем Мастеном Грегори за рулем Ferrari 250LM добивается громкой победы в марафоне «24 часа Ле-Мана» — это последний триумф итальянской марки в общем зачете легендарной гонки.

Йохен и Нина

Несмотря на скромные результаты в начале карьеры, Риндт быстро становится одним из самых популярных гонщиков в паддоке. Рядом с ним — очаровательная девушка Нина. Ее часто можно было видеть в ярко-зеленой широкополой шляпе и с секундомером в руках — многие гонщики тогда не доверяли командным хронометристам и просили своих спутниц засекать время прохождения круга.

С 20-летней дочерью Курта Линкольна, известного скандинавского автогонщика и вдобавок весьма успешного теннисиста, Йохен познакомился в Будапеште в 1963 году. Девушка работала фотомоделью, снималась для Vogue и Elle — ни деньги, ни звездный статус Риндта ее не прельщали. «Нина была энергичной и независимой девушкой, ни в чем не нуждавшейся и сделавшей успешную карьеру в модельном бизнесе, выходя на подиум в Париже, Нью-Йорке и Милане. О ней хорошо заботился отец. Она всегда знала, что ей нужно. Нина никогда не делала того, что ей не нравилось. Вне всякого сомнения, она была сильной личностью», — вспоминал Джеки Стюарт, трехкратный чемпион мира. Для «летучего шотландца» Йохен был соперником на трассе и лучшим другом за ее пределами.

Настырному гонщику удалось-таки растопить сердце неприступной дамы — в 1967 году пара обвенчалась в Хельсинки. Вскоре они поселились в роскошной вилле недалеко от Женевского озера, в которой до этого проживал шведский боксер Ингемар Йоханссон, чемпион в тяжелом весе. В 1968-м у пары родилась дочка Наташа. Ее крестным отцом был Берни Экклстоун, который познакомился с Риндтом в 1966 году. Сначала это была простая дружба, но затем Йохен начал обсуждать с Берни и свои дела — англичанин, позже руководивший всей «Формулой-1», стал менеджером гонщика.

После рождения дочери Риндт всерьез задумался об уходе из гонок и вроде как пообещал Нине, что в случае завоевания чемпионского титула завершит карьеру. Говорят, он даже заключил с ней пари — если Йохен, выиграв чемпионат в 1970 году, не уйдет в отставку, то Нина получит 25 тысяч долларов (в те годы сумма внушительная). Чемпионат Риндт в итоге покинет, но не так, как об этом мечтала его жена.

Титул или жизнь

В 1968 году Йохен выступает за Brabham, которая выигрывала чемпионат в предыдущие два года. Джек Брэбем, трехкратный чемпион мира, все еще сам садится за руль болида собственной команды, но как только в коллективе австралийца появился Риндт, обороты резко спали — десять сходов и всего два подиума в 12 гонках сезона. Йохен спешно меняет команду. С переходом в Lotus дела у него в «Формуле-1», казалось бы, пошли на лад, хотя фортуна нередко поворачивалась к Риндту не тем местом. «Если вы хотите выиграть чемпионат мира, у вас больше шансов с Lotus, чем с Brabham. Если же вы хотите остаться в живых, то у вас больше шансов с Brabham, чем с Lotus», — говорил Экклстоун о выборе Йохена, который тот сделал в конце 1968 года, решив присоединиться к команде Колина Чепмена.

Болид Lotus был не только быстрым. Это был самый опасный автомобиль чемпионата — на машине Риндта то и дело что-нибудь да ломалось. Таков был инженерный гений Чепмена, стремившегося сделать конструкцию как можно легче и эффективнее, зачастую жертвуя надежностью и безопасностью. На трассе Монтжуик в Барселоне (Гран-при Испании 1969 года) Йохен попал в серьезную аварию: на большой скорости у машины оторвалось заднее антикрыло и ее швырнуло в отбойник, гонщик отделался сотрясением мозга и переломом носа.

После инцидента Риндт выдвинул претензии относительно креплений антикрыльев на высоких стойках Чепмену, с которым у него и без того были непростые отношения. Оба уважали друг друга как профессионалы, но босс считал гонщика высокомерным и нахальным — и это мнение разделяли многие в паддоке. Йохен на все имел свое мнение, часто дерзил коллегам и соперникам, не чураясь крепкого словца. Чепмену, по мнению Риндта, «чертовски повезло», что он смог заполучить его в свою команду.

Тем не менее деньги решили все, и Йохен остался с Lotus на еще один сезон. В 1970 году он уже уверенно мчался к чемпионскому титулу, выиграв пять гонок — Гран-при Монако, Нидерландов, Франции, Великобритании и Германии. Десятый по счету этап в Монце был домашней гонкой для Ferrari, которая, разумеется, хотела порадовать тифози победой. Квалификационная сессия проходила 5 сентября накануне Гран-при. В попытке угнаться за мощными болидами «Скудерии» Риндт выехал на трассу без антикрыльев. Расчет был на снижение прижимной силы болида ради большей скорости на прямых участках. Вскоре это обернулось трагедией.

Прямо перед «Параболикой», скоростным и затяжным правым поворотом, после которого гонщики выходят на стартовую прямую, на Lotus 72 отказали тормоза. Йохен потерял контроль над болидом, который на скорости 200 км/ч ударился об основание отбойника, после чего отлетел, сделав несколько оборотов. Повреждения ног, грудной клетки и горла гонщика были критическими, а усугубляло ситуацию то, что Риндт имел привычку не полностью пристегиваться ремнями безопасности, чтобы быстро выбираться из кокпита в случае возгорания. Другими словами, шансов остаться в живых у него не было. Внезапно на автодроме стало тихо. Джеки Стюарт первым сообщает Нине о гибели Йохена. Позже шотландец вручит вдове главный трофей — в 1970 году Риндт достиг пика мастерства и славы, но судьба так и не позволила ему «короноваться».

После Гран-при Италии гонщик Lotus лидировал в чемпионате с 45 очками, и этого оказалось достаточно, чтобы в оставшихся гонках его так и не смог опередить Жаки Икс из Ferrari. Риндту было 28 лет.... За свою карьеру он принял участие в 60 гонках, в шести из которых одержал победу, завоевал 10 поул-позиций, 18 раз стартовал из первого ряда и показал четыре быстрейших круга.

По нынешним меркам такая статистика впечатляет не сильно, но Йохен наверняка добился бы большего, имея в своем распоряжении более конкурентоспособные болиды в начале карьеры. Хотя этого мы так и не узнаем. Благодаря харизме Риндта «Формула-1» стала популярной в Австрии. Соотечественники и сегодня чтят память своего героя, в его честь назван 9-й поворот трассы Red Bull Ring в Шпильберге. А Экклстоун уверен, что если бы не гибель Йохена в Монце, они бы вместе успешно вели дела в гоночной империи «Формулы-1».


«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2022

После смены в этом году регламента расстановка сил в чемпионате изменилась — Mercedes в борьбе за титул не участвует, но похоже, что мы снова становимся свидетелями доминирования одной команды и ее лидера. На сей раз это Макс Ферстаппен и Red Bull, которым пару недель назад удалось безупречно выступить на Гран-при Канады. Правда, победу голландца немного омрачил сход его напарника Серхио Переса на 8-м круге гонки. Как бы там ни было, но к финишу Макс приехал первым, на последних кругах выдержав атаки Карлоса Сайнса на Ferrari — отставание испанца составило меньше секунды.

Третье место в Канаде досталось Льюису Хэмилтону из Mercedes. В команде надеются, что грядущие технические обновления позволят в следующих гонках выступить еще лучше. Небольшую сенсацию сотворил испанский двукратный чемпион Фернандо Алонсо из команды Alpine, в квалификации на подсыхающей трассе в Монреале показавший второй результат. В гонке успех развить не удалось: мало того что возникли проблемы с мотором, так Alpine попросту не хватало скорости — финишировал Фернандо только 7-м. Вдобавок после гонки судейский штраф (прибавка пяти секунд к итоговому результату за некорректную оборону от атак Валттери Боттаса из Alfa Romeo) отбросил испанца на 9-е место. В личном зачете Алонсо занимает 10-ю позицию с 18 очками.

После этапа в Канаде Макс Ферстаппен упрочил лидерство в чемпионате, а его команда окончательно перехватила инициативу, хотя в начале сезона к фаворитам относили Шарля Леклера и Ferrari. В Монреале из-за штрафа за замену силовой установки он был вынужден стартовать из последних рядов, но в гонке смог прорваться на 5-е место. После шести побед преимущество «летучего голландца» над монегаском достигает уже 49 очков (175 и 126 очков соответственно), 2-е место в общем зачете по-прежнему удерживает Перес (129 очков). В Кубке конструкторов Ferrari уступает главным оппонентам 76 очков. Некоторые уже не сомневаются в том, что Red Bull в этом году достанется легкая победа — благодаря скорости ее болида и неудачам соперников Максу вполне по силам досрочно завоевать свой второй чемпионский титул. Тем не менее у «Скудерии» все еще есть шанс навязать борьбу «Быкам».

На этой неделе «Большой цирк» переместился на легендарный автодром в Сильверстоуне, Мекке мирового автоспорта, где в 1950 году прошел первый Гран-при в истории «Формулы-1».

В воскресенье гонщикам предстоит выступить на одной из самых сложных трасс сезона с множеством скоростных поворотов — будем следить за интересной борьбой на Гран-при Великобритании.


VOKA — это видеосервис для жадных до всего интересного: все онлайн-кинотеатры и ТВ-каналы в одной подписке «Все включено». Теперь VOKA активно развивается и в спортивном контенте: благодаря партнерству с Setanta Sports, крупнейшим игроком на рынке прав на спортивные трансляции в СНГ, фанаты имеют возможность посмотреть любую прямую трансляцию любимого вида спорта в отличном качестве на любом устройстве — от смартфона до SMART TV.

И все это в рамках подписки «Все включено» доступно к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Трансляцию гонок «Формулы-1» можно смотреть на VOKA.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by