У центрального входа в минский отель «Пекин» выстроилась целая вереница автомобилей скорой медицинской помощи. Было какое-то ЧП? К счастью, нет. И даже учений не было. Это была презентация крупного российского «бодибилдера». «Бодибилдеры» — это не только Шварценеггер и его последователи из качалок. У этого слова есть и другое значение. В мире коммерческого транспорта body — это надстройка, кузов, оснащение кузова, а builder — доработчик или изготовитель спецоборудования этого самого body. Таким образом, «бодибилдер» — это фирма, придающая базовому автомобилю специализацию. «Швабе-СпецАвто» придает автомобилям медицинскую и прочую социальную специализацию. Продукцию этой фирмы и показывали.
Утверждать, что бренд «Швабе-СпецАвто» известен в Беларуси всем и каждому, было бы явным преувеличением. Даже среди «узких специалистов» о нем слышали не все. «Швабе-СпецАвто» — совместное предприятие холдинга «Швабе» госкорпорации «Ростех» и завода спецавтомобилей «Промышленные технологии» из Нижнего Новгорода, ранее известного как «Самотлор-НН». Вот под самым первым названием в сфере медтранспорта эту фирму знают все, кто интересуется темой. Нижегородское предприятие «Самотлор-НН» начинало в 1996 году с того, что дорабатывало «ГАЗели» до уровня повышенной комфортности. Затем в сотрудничестве с финской компанией Profile Component освоило производство качественных медицинских автомобилей. От АСМП предприятие перешло к смелым экспериментам с пассажирскими машинами, и далее понеслось. Можно толстую книгу написать по истории разработок этого нижегородского кузовщика. Сейчас это та же (глубоко модернизированная) площадка, те же вдохновители, но под новой «вывеской».
Что же привезли в Минск?
Все машины, которые переделывают в Нижнем Новгороде, можно условно разделить на несколько серий, которые различаются глубиной «хирургического вмешательства» в исходную конструкцию кузова. Самый простой уровень — когда кузов вообще не трогают.
Наиболее простые конверсии сохраняют стандартный тольяттинский кузов без внешних изменений, а переделке подвергается только «внутренний мир». По такому принципу делаются, например, автомобили медицинской службы с возможностью перевозки больного на носилках. Эдакая мегабюджетная скорая помощь на минималках.
Имя и репутацию «Самотлор-НН», а затем «ПромТех» сделали на классических автомобилях скорой медицинской помощи, оборудованных на базе цельнометаллических фургонов. За время своего существования под разными «вывесками» нижегородский производитель изготовил их несколько десятков тысяч. Использовались почти все модели ЦМФ, которые были доступны в России.
Известность предприятию принесло именно внутреннее оснащение машин. Все, кроме медприборов вроде дефибрилляторов и аппаратов ИВЛ, разрабатывается и изготавливается в Нижнем Новгороде — вся мебель в салоне, вся пластиковая обшивка и т. д. Опора на собственные силы была философией производителя еще задолго до того, как это стало мейнстримом.
Следующая по сложности серия техники называется Kub. При ее постройке от серийных кузовов Lada позади центральных стоек отрезается вся верхняя часть до уровня оконных проемов. Взамен на это место приваривается высокий пространственный каркас из стальных труб, попутно на 37 см удлиняется задний свес. Затем получившаяся «клетка» обшивается пластиковыми панелями.
«Кубы» очень популярны в России. Поставлялись в Казахстан. Для 90% задач службы скорой медицинской помощи таких машин хватает. Во дворах им вертеться проще, чем большим бусам. В Беларуси подобных автомобилей нет, но это пока.
Дальнейший уровень сложности — модульные кузова Prima. Они представляют собой этакий «домик» с прочным каркасом и обшивкой из композитов, без выступающих внутрь колесных арок. Однако, в отличие от многих других подобных кузовов, Prima не увеличивает габаритную ширину машины и при этом увязывается с кабиной в одну монолитную конструкцию. «Квадратиш-практиш-гут» в своем апофеозе. Prima-версии существуют для много каких базовых автомобилей (для всех семейств Lada, газовских «Соболей», а теперь еще и для UAZ Profi).
Prima-кузова используются и для постройки школьных автобусов. Пол в салоне получается высоким, но абсолютно ровным. Идея примерно та же, что была в салонах автобусов Ikarus из нашего детства: крутые высокие ступеньки, зато никаких перепадов высот в салоне.
Вариант на базе UAZ Profi впервые был показан именно в Минске. Даже в России эта машина еще нигде не выставлялась.
Салон выглядит вот так. В отличие от многих аналогов он рассчитан сразу и на «взрослых деток из 11 Б», чей рост запросто может превышать 180 см. Производство сидений, кстати, тоже собственное.
Таким образом, Prima — это не просто квадратная будка, а достаточно высокотехнологичное изделие, обеспечивающее максимально возможный внутренний объем в рамках штатной габаритной ширины базового автомобиля при высоком уровне прочности и относительно небольшом собственном весе. Есть версии, например, на алюминиевом каркасе.
Так зачем все это привезли в Минск? На самом деле это была не столько выставка конкретных моделей спецавтомобилей, сколько показ технологических возможностей и конструкторских решений производителя. Цель — применить все это для бусов «МАЗ-Брестмаш-JAC» и наладить массовое производство их медицинских версий. Возможно, даже в Беларуси.
Вышеприведенные картинки, конечно, пока фотошоп. Но переговоры в данном направлении уже ведутся, и вполне возможно, что один из ведущих российских тематических «бодибилдеров» объединит усилия с белорусским производителем китайских коммерческих автомобилей.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by