ВелоПетрович

«Электричка» Aist и почти та самая классика с «Мотовело». Обкатали новинки

22 июля 2022 в 7:52
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич
ВелоПетрович

«Электричка» Aist и почти та самая классика с «Мотовело». Обкатали новинки

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка, Влад Борисевич

Велоиндустрия живет не в каком-то параллельном мире и сталкивается все с теми же трудностями: ограничения, сорванные поставки, рост цен. Но мы посмотрели по сторонам и нашли кое-что интересное. Вот новинки местного рынка: «электричка» от родного Aist, а также новое имя — Ritma (бренд хоть и китайский, но собираются велосипеды на нашем «Мотовело»). Обкатали модели в городе и спешим поделиться впечатлениями.

«Китаец» белорусской сборки. Совсем как Geely

Начинаем там, где рождаются велики. Цеха минского «Мотовело» видали разные времена, но и сегодня масштаб предприятия, кажется, позволил бы удовлетворить спрос и на внутреннем рынке, и на внешнем — лишь бы он был, этот спрос. Интерес стараются подогревать новинками в духе времени, и пока на одном конвейере создают электровелосипеды, на другом заняты узловой сборкой классических моделей, пришедших из Китая.

Ritma — бренд пока новый, но зашел он на рынок с обширной линейкой моделей, городских и с электроприводом. Сделано все по школе: металлические рамы (можно выбрать модели из стали или алюминия), колеса диаметром 28 дюймов, кремовые борта покрышек.

— У Ritma хорошо прокрашены рамы. Они приходят из Китая, и вопросов в этой части нет никаких — все очень достойно. Это примечательно, так как у многих брендов, к которым мы привыкли, именно с покраской бывали проблемы, — отмечают специалисты.

Окраска рамы, в особенности у стальных моделей, — вопрос принципиальный. Это и внешний вид, и устойчивость к воздействию погодных условий.

И, как ни странно, именно стальные модели, как нам показалось, обладают той самой притягательностью, ламповостью классического велосипеда. Сечение труб ýже, линии плавнее, сварные швы не бросаются в глаза.

На «Мотовело» говорят, что пока собирают пробную партию для нашего рынка, но в перспективе мощности позволят расширить выпуск таких велосипедов. Компоновка классическая: каретка под квадрат, одна ведущая звезда, а сзади многообразие в зависимости от модели: от одной звезды до кассеты с внешним переключением или даже планетарки.

— Здесь бы хорошо смотрелся ременной привод: чистить проще и смазывать не надо.

— С одной стороны, да. С другой — цепь гораздо надежнее. Один из российских производителей ради эксперимента стал ставить на одну из своих моделей ремни и за короткий срок получил большое количество возвратов из-за брака.

Ну цепь так цепь — наверное, доверия к ней действительно больше.

— Ух ты, ножной тормоз!

— Так ведь классические модели, куда ж без него. А для большей эффективности, смотри, спереди есть ободной v-brake.

Бросается в глаза богатая комплектация велосипедов: багажники, фары, динамовтулки, много деталей под хром — производитель явно хотел, чтобы его продукция выглядела стильно. На многих моделях замечаем навесное оборудование от японской Shimano. В теперешних условиях совсем не ясно, продолжатся ли поставки продукции бренда в страну, причем как на собранных велосипедах, так и в виде комплектующих. Но старые контракты пока выполняются.

Почти та самая классика. Даже семейный ключ есть

Велосипеды Ritma уже есть в продаже в магазинах «Твой велик», а также в Каталоге Onlíner. Не желая ограничиваться теорией, мы взяли одну из моделей на полноценный городской тест-драйв.

Norman — городской велосипед с мужской рамой в классическом понимании. Сталь, геометрия с высоко расположенной верхней трубой, тот самый ножной тормоз (еще помните, как им пользоваться?), дополненный передним ободным. От великов такого типа не приходится ждать небольшого веса и, как следствие, особой динамичности. Они скорее про комфорт: высокая посадка, широкое седло, приподнятый руль. Слушайте, это десятилетиями работало и на городских тротуарах, и на поселковых дорогах — вот уж точно проверено временем.

28", рама 53cm, городской, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х1), переключатели: задний Shimano

Модель не из дешевых, что заставляет удивиться. Все же никуда не делся стереотип, что классический дедовский велик не бывает дорогим. С другой стороны, у нас тут планетарная втулка Shimano Nexus. Это велосипедная коробка передач закрытого типа от именитого производителя: не из дешевых, но работает четко и не нуждается в частом обслуживании. Есть целое направление велолюбителей, которые готовы на каждом углу заявлять о преимуществе планетарных втулок над системами с внешним переключением, и их аргументы выглядят вполне убедительными. Уж по крайней мере на городских моделях такое решение и правда выглядит органичнее, чем рамка заднего переключателя. Да и никакой дополнительной настройки не требуется: следи за тем, чтобы цепь была смазана да колеса накачаны.

Втулка, к слову, произведена на территории Евросоюза. Представьте, какой путь она проделала, прежде чем оказаться в минском веломагазине.

Что касается самих передаточных соотношений, то их, по ощущениям, даже много. Семь скоростей для городского велосипеда — вряд ли вы будете пользоваться всеми. Впрочем, это в первую очередь зависит от рельефа, а также от личных предпочтений. Теперь модно крутить с хорошей частотой, но велосипедисты со стажем привыкли к более затяжеленным передачам. Возможно, дорогая планетарка — это желание угодить всем.

Мы уже говорили, что Ritma неплохо комплектует свои модели. У Norman, к примеру, спереди установлена динамовтулка, которая запитывает фонари (они также в наличии), а сзади установлен багажник. Так и подмывало усесться на него прямо как в детстве, но сдержались: про металл сложно сказать, тот или не тот, а вот мы точно не те, что прежде, давайте без ностальгии.

Фишка бренда — велосумки, которыми комплектуются городские модели Ritma. Это отсылка к тем самым временам, когда мы с вами учились ездить на дедовском велосипеде под рамой. Как и в старые добрые, в этих сумочках можно найти семейный ключ, клей и заплатки для камер. Если бы на раме еще висел ручной насос со шлангом, который вечно бы рвался, впору было бы прослезиться от умиления, но насоса нет. То ли времена изменились, то ли в Китае решили, что мы и так найдем, чем накачать колеса в случае необходимости.

От городских моделей не нужно ожидать много. Их вотчина — практичность, комфорт и доступность. Так с ходу вопросы к Ritma  возникают только по последнему пункту. Все же казалось, что цена на такие велосипеды должна быть пониже, иначе слишком многие конкуренты получают преимущество при сравнении в Каталоге. С другой стороны, специалисты указывали на качество покраски рам и комплектацию. Кто знает, долго ли мы еще будем видеть на велосипедах японское оборудование Shimano европейской сборки. По всей видимости, это уже дорогого стоит. В прямом смысле.

28", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 3 скор. (1х1), переключатели: задний Shimano, тормоз ножной
28", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Shimano, тормоз ободной механический
28", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 3 скор. (1х1), переключатели: задний Shimano, тормоз ножной
24", городской, женский, подростковый, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Microshift, тормоз ободной механический

Есть у Ritma и свой парк электровелосипедов как городской, так и вседорожной направленности. Присмотритесь, это все еще велосипед, но с моторчиком, который позволяет ехать быстрее и дальше, чем вы привыкли.

городской, женский, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 20", вилка жесткая, трансмиссия 7 скор., тормоза ободной механический + ободной механический
горный, женский, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, женский, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 26", вилка амортизационная с ходом 65 мм, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
горный, материал рамы: сталь Hi-ten, колеса 27.5", вилка амортизационная, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический

Aist. Переосмысление

И раз уж речь зашла об «электричках», то нельзя было пройти мимо модели Aist OM — электровелосипеда городской направленности. Впервые мы увидели его на «Мотовело», и, как с нами поделились, возможно, это самая интересная велосипедная новинка белорусского бренда за последнее время. Сейчас это в целом тренд и все ведущие производители мира стараются иметь в арсенале модели с электроприводом, причем в различных классах — от городских до спортивных. В Европе набирают популярность любительские соревнования на электровеликах. Удивлены? Напрасно. Любительский велоспорт — это в значительной степени подражание профессиональным атлетам, а электродвигатель позволяет приблизиться к их показателям, не имея при этом той же подготовки и не затрачивая на нее много времени.

Городской электровелосипед — это история о практичности, о том, как проехать дальше и быстрее с меньшими усилиями. Это уже в гораздо большей степени средство передвижения, а не спортивный снаряд или способ развлечься в выходные.

Модель для фото предоставлена «Мотовело»

 

городской, материал рамы: алюминий, размер рамы: 18", колеса 28", вилка амортизационная с ходом 40 мм, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический

Как это работает?

Но вернемся к нашему «Аисту». По геометрии это то, что мы привыкли с детства называть «дамкой». В массивную нижнюю трубу помещена батарея: она съемная, ее нужно заряжать от розетки, причем делать это можно как непосредственно на велосипеде, так и отдельно. И это имеет важнейшее значение, так как электровелосипед весит хорошо за 20 кг и в большом городе таскать его куда-то на высокий этаж будет ой как непросто. Зато если есть доступ к закрытой велопарковке где-то во дворе (а их становится все больше), можно оставить велосипед там, а с собой забрать лишь батарею для подзарядки. После ее установки обратно в раму батарея защелкивается на замок, что должно воспрепятствовать ее похищению.

В магазине M-Velo нам предоставили Aist OM для тест-драйва. Мы покатались на велосипеде в городском цикле, испробовав три способа передвижения. Первый — в режиме электросамоката.

У этого «Аиста» привод мощностью 250 Вт расположен в заднем колесе. Он послабее, чем во многих электросамокатах, которыми вы могли пользоваться в кикшеринге, и это при большей массе самого транспортного средства. В итоге динамика и скорость разгона именно на электродвигателе слабее, чем у самоката, но мы ведь говорим о велосипеде, где еще педали имеются. На руле есть точно такой же рычаг активации: надавили — поехали. Педали можно не крутить. Три режима скорости удобно переключаются на пульте управления на руле, разве что индикацию плохо видно в солнечный день.

На максимуме электровелосипед разгоняется без посторонней помощи до все тех же 25 км/ч. Больше и не надо — так едут электросамокаты, этот лимит обозначен в новой редакции ПДД, которая вступит в силу осенью.

Ради эксперимента мы попробовали установить рекорды на широком и пустом участке маршрута. При комбинации педаляжа на максимальной передаче и электродвигателя удалось выдать отрезок со средней скоростью в 38 км/ч. Но это скорее для галочки, вряд ли кому-то придет в голову реализовывать свои спортивные амбиции на таком велосипеде. При значительных усилиях вы не получите тех же ощущений: нет нужной жесткости, отзывчивости, реактивности. Это все еще тяжеловес, хоть и с моторчиком. Зато многим такой велосипед покажется куда комфортнее, ведь он по-прежнему остается городской моделью со всеми ее плюсами. Амортизационная вилка вполне сносно отрабатывает городские бордюры, вынос руля регулируется по наклону для более тонкой настройки посадки. Велик укомплектован механическими дисковыми тормозами, что не удивительно с учетом его массы.

Модель для фото предоставлена «Мотовело»

Если же говорить о впечатлениях в целом, то, крутя педали при активной помощи электропривода, на этом тяжеловесном велосипеде вы будете ехать с той же скоростью, что и на легком и быстром шоссейнике при равных энергозатратах. На тротуаре в центре города этого даже многовато, поэтому имеет смысл сбавить обороты и переключиться на минимальный темп. Когда вы крутите педали при включенном электроприводе, рычаг на руле активировать не нужно: двигатель запускается автоматически при вращении шатунов, подхватывая ваше усилие после небольшой задержки.

Третий способ передвижения — классический велосипедный, за счет вращения педалей. Мы отключили электропривод для того, чтобы изучить, как ведет себя велосипед без дополнительной помощи. Нормально себя ведет, как и любой другой городской велик с учетом веса. Производитель установил сзади семискоростную кассету с внешним переключателем Shimano Tourney — при облегченной передаче вполне комфортно ехать даже в подъем. Так что запасной вариант на случай, если батарея села где-то в дороге, у вас всегда будет.

Модель для фото предоставлена «Мотовело»

И все же этот велосипед предназначен для комбинирования собственных усилий и возможностей электропривода. Согласитесь, ехать на городском велике со скоростью спортивного и не тратить при этом значительные усилия — дорогого стоит. Причем и в прямом смысле: розничная цена на Aist OM пока достаточно высокая. Для сравнения, он значительно дороже многих популярных моделей электросамокатов. Но у последних все же есть свои ограничения, область их применения ýже. Поэтому Aist OM находит свою аудиторию. Нам рассказали, что его активно покупают для долгих велопрогулок, а также за город, где велосипед с электроприводом и багажником становится полноценным транспортным средством не только для развлечения, но и для решения повседневных задач.

городской, материал рамы: алюминий, размер рамы: 18", колеса 28", вилка амортизационная с ходом 40 мм, трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический
городской, женский, материал рамы: сталь Hi-ten, размер рамы: 19", колеса 26", вилка жесткая, трансмиссия 1 скор., тормоза ободной механический + ножной, вес 23.5 кг
городской, материал рамы: сталь Hi-ten, размер рамы: 19.5", колеса 20", трансмиссия 7 скор., тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 84 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by