Велостолица: лучшие районы и маршруты для покатушек. «Новая Боровая»

19 187
05 августа 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Велостолица: лучшие районы и маршруты для покатушек. «Новая Боровая»

Мы открываем Минск заново. Минск велосипедный, тот, который хорошо знают люди увлеченные и который хотят узнать те, кто еще только привыкает крутить педали помногу и с удовольствием. Покажем классные маршруты (известные и неизвестные), расскажем о том, как и на чем ехать, сравним, какой микрорайон большого города лучше приспособлен для нас, велосипедистов, и для тех, кто предпочитает самокаты, моноколеса, ролики. Сегодня рисуем карту «Новой Боровой». В программе релакс у лесного озера, экскурсия по музею авиационной техники и, возможно, лучшая инфраструктура на всю столицу. Поехали смотреть!

В деревню и из деревни

Формально «Новая Боровая» — это не Минск, а деревня Копище. Но мы сюда не формализмом приехали заниматься. Район новый, все еще растущий, район, который во многом может быть примером того, какой может быть городская велосипедная инфраструктура.

В большой город отсюда идут три дороги, которыми могут пользоваться велосипедисты, все они ведут в Уручье, на улицу Гинтовта. Дальше народ разъезжается или по Всехсвятской в сторону Востока, или к проспекту Независимости. Самый новый маршрут (и самый интересный) — по Авиационной. Если едешь в город — скатываешься с достаточно крутой горки. Особенно это нравится детям, они здесь зависают часто: с великами, самокатами, скейтбордами. Но дети едут вниз и почти никогда наверх. Потому что в обратном направлении эта горка становится совсем крутой, а это не все любят. Казалось бы: 400 метров — круг по стадиону, — но даются они не всегда просто. Имейте это в виду, если едете на велосипеде в «Новую Боровую» и не хотите со старта получить одышку.

С другой стороны по границе «Новой Боровой» проходит трасса Колодищи — Заславль, и она, к большому сожалению для велосипедистов, не является проезжей. Полотно узкое, обочины нет, покрытие во многих местах разбито, то есть водители маневрируют и не всегда предсказуемо. Нечего здесь на велосипеде делать — таков наш вердикт.

Зато из этой части микрорайона есть как минимум три замечательных маршрута, и уж по ним проехать нужно обязательно.

Маршрут №1. Выезд в Раубичи

Доехав по Авиационной до конца, то есть до кругового перекрестка и улицы Камова, сворачиваем налево. Эта часть микрорайона пока застраивается и выглядит необжитой. Хороший асфальт скоро заканчивается, но не пугайтесь: через поле есть хорошо заметная тропа. Эта тропа выведет прямиком к гипермаркету у витебской трассы, но самое главное, она выведет на раубичскую велодорожку — единственную в своем роде. Минчане едут сюда через весь город, а жителям «Новой Боровой» повезло: дорожка начинается буквально в десяти минутах от их дома.

О велодорожке на Раубичи мы рассказывали много. Достаточно напомнить, что это лучший обустроенный веломаршрут из Минска, который ведет прямиком в спорткомплекс в 20 км от столицы. Доехать туда в спокойном темпе можно за час, и затем, отдалившись от шумной трассы, можно будет почувствовать себя настоящим велопутешественником, который уехал куда-то далеко-далеко. Почувствовали, съели шашлык на природе и рванули домой — к ужину как раз успеете.

28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой
28", рама 54cm, шоссейный, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая (хром-молибденовая сталь), трансмиссия 1 скор. (1х1)
28", рама 48cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 14 скор. (2х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз клещевой

Маршрут №2. Музей под открытым небом

Вернемся на улицу Камова. Если в конце асфальтированного участка уйти левее — там видны колеи от проездов строительной техники, — то выберемся на закрытую пока улицу с хорошей дорогой и даже созданными автобусными остановками. Движение здесь пока не открыто, квартал застраивается: подъемные краны крутят носами туда-сюда, ревут грузовики. Но мы здесь не для этого. По другую сторону от хаоса, в котором рождаются дома, в немой тишине стоят птицы. Металлические птицы, которые больше никогда не поднимутся в небо. Это музей авиационной техники.

Он открыт с 9:00 до 17:00, и здесь работает совершенно замечательный охранник. Как-то раз довелось попасть сюда в выходной для музея день — так получилось. Посетители ни о чем не знали, не заметили объявления и, как обычно, разгуливали в тени огромных крыльев. Охранник видел, что люди приехали, и впустил всех: не жаловался, не читал нотаций, не выгонял.

— Смотрите уж, раз приехали, — добродушно улыбался дядька. Он классный.

И музей хороший, правда часть экспозиции отсюда уже перевезли на новое место — в Липки. Но и то, что осталось, посмотреть стоит. Здесь и юность реактивной авиации, и самолет Сталина, и современники холодной войны. Все они уже на земле, даже вполне современные Су-27 и МиГ-29, которые выглядят весьма эффектно на фоне прародителей. Можно подняться по трапу и заглянуть в кабину некоторых экспонатов. Также посетители охотно лезут в пасть крокодила — садятся в кабину вертолета Ми-24.

Музей в Боровой точно заслуживает того, чтобы заехать сюда на велосипеде, а может быть, и устроить небольшой пикник где-то неподалеку. Когда-нибудь по этой дороге поедут автомобили, а все вокруг застроят домами. Пока же это уединенный уголок в 10 минутах езды от большого микрорайона. Здесь отдыхают самолеты, отдохните и вы.

Маршрут №3. Лесное озеро

Если в районе круга на пересечении Авиационной и Камова свернуть направо, а затем на первом же перекрестке уйти влево, то вы окажетесь в Валерьяново. Хотите — езжайте на рынок, а мы зовем в другую сторону, в лес, где прячется тайное озеро, о котором, впрочем, теперь знает вся «Новая Боровая».

Маршрут, который мы предлагаем, — самый что ни на есть велосипедный. Кто-то явно постарался, чтобы доработать лесную дорогу, ведущую прямиком к озеру. Теперь она действительно похожа на триальную трассу: несложную, чтобы мог проехать и любитель, и при этом достаточно интересную, чтобы эта поездка запомнилась.

Вверх-вниз, по кочкам, то подкручивая, то сбрасывая темп, мы пробираемся вглубь лесного массива. В жаркую погоду здесь удивительно хорошо: деревья нависают плотным пологом, будто ладонями оберегая комфортную прохладу. Многие ходят сюда пешком, но на велосипеде куда интереснее.

Выныриваем будто бы на полянке, в центре которой и разлилось зеркало. В зеркале — небо с облаками. Поговаривают, что когда-то никакого озера здесь не было. Выкопали его военные — преодолевали тут водную преграду да мыли танки. И разумеется, как в любом большом и небольшом озере, в этом утонул свой трактор — старожилы это помнят.

Но мы сюда примчались не за трактором, а за тишиной, которой ни в городе, ни в деревне Копище, похожей на него даже слишком, уже и не сыскать. А тут... Тут она пока есть. Кто-то квакнул с берега, где-то раздался плеск — рыба, что ли? Птицы велосипедистов будто бы и не замечают, переговариваются на все лады о чем-то своем, о важном.

Озеро выглядит небольшим, но не пытайтесь объехать его на велосипеде, если не намерены заняться экстримом. Все же берега кое-где труднопроходимые, недолго и соскользнуть.

Отнюдь не каждый район столицы может похвастаться таким лесным веломаршрутом. У «Новой Боровой» он есть, как есть и свое тайное озеро.

Изучаем «тайное» лесное озеро возле Уручья, о котором вы наверняка не знали

Какой велосипед подойдет лучше всего?

Если собираетесь ехать к музею или вам нравится лесная тропа, которую мы показали, то исходите из того, что это бездорожье. Причем в лесу бездорожье маневровое: то и дело нужно объезжать какой-нибудь торчащий пень, корень или кочку. То есть нужен вседорожник с прямым широким рулем. Хорошая новость: обычный горник, который так ценят за универсальность и относительную доступность, подойдет вполне. Сможете и триальную трассу пройти на кураже, и даже после дождя не «закопаетесь» в почве у озера.

Гравел — тоже хорошая тема для таких трасс, но в маневренности он все же уступит МТБ, а в лесу она имеет значение.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

В остальном все те навороты, которые на городском асфальте кажутся бессмысленными, на бездорожье обретают свою ценность. И дисковые гидравлические тормоза здесь работают действительно лучше ободных, особенно если с погодой не повезло, и амортизация отрабатывает то, что должна отрабатывать, и протектор шин жадно впивается в землю, а не скорбно истирается о велодорожку. В общем, если у вас горник и кто-то вздумал попрекать вас этим — привозите его сюда, сравните, у кого велик круче.

Однако это не означает, что людям с велосипедами других типов на эти маршруты въезд закрыт. Мы проехали здесь на жестком шоссейнике с тонкими сликовыми колесами, значит, проехать можно будет вообще на всем. Но для того чтобы получить максимум удовольствия, нужно все же выбирать подходящий транспорт, и здесь это — вседорожники.

Дорожки «Новой Боровой»

Улицы в микрорайоне спроектированы таким образом, что всегда и в любом направлении есть обустроенная велодорожка. Но всегда лишь по одной стороне. Идея хороша — в том смысле, что быстрый транспорт всегда едет по своей дороге, а пешеходы, которые гуляют с детьми, выгуливают собак или просто расслабленно идут, наслаждаясь теплой погодой, никак с ним не контактируют.

На практике же это выглядит чуть хуже. Все равно все двигаются там, где им удобнее, и наличие велодорожки на другой стороне улицы обычно не является достаточной мотивацией, чтобы переехать туда. Пешеходы в «Новой Боровой» такие же, как и везде, поэтому не огорчайтесь, увидев на траектории маму с коляской или небольшую собачку, которая перемещается зигзагами и точно захочет забежать вам под колеса. Не разгоняйтесь. Все-таки велодорожки на городских улицах — это не гоночный трек, приходится ехать медленно, смотреть по сторонам и держать руки на тормозах.

И все же проектировщики, как могли, старались разграничить потоки и обезопасить всех участников движения. Велодорожки имеют другой тип покрытия и цвет сравнительно с тротуаром. Установлены знаки, нанесена разметка. Видна попытка решить проблему пересечения в районе остановочных пунктов. Обычно велодорожка располагается ближе к проезжей части, а тротуар — к жилому фонду, магазинам, кафе. Это логично. Но возле остановок общественного транспорта эта схема нарушается. Что можно увидеть повсюду в городе? Там, где есть остановка, велодорожку обрывают. Велосипедистов не отводят в сторону, не затормаживают, а просто лишают формального приоритета.

В «Новой Боровой», в местах, где размещены автобусные остановки, происходит рокировка велодорожки и тротуара. При этом есть пешеходные переходы, а разметка хорошо заметна. Это само по себе не гарантирует отсутствие неприятностей, но трудно придумать лучшее решение.

Любопытно вот еще что. «Новая Боровая» стала заселяться относительно недавно, и все это время район прирастает новыми кварталами. И если «Северное сияние» пока еще называют новым, то «Кедровый квартал» уже старый. Так вот в старых кварталах состояние велодорожек уже отдаляется от идеального. Покрытие выцветает и, что самое неприятное, трескается. На фасадной улице Леонардо да Винчи, у домов, с которых, по сути, все и начиналось, она уже совсем растрескалась. Отсюда два вопроса. Первый: будут ли менять покрытие по мере его износа или, как и везде по городу, обойдутся ямочным ремонтом, который при всей практичности многим кажется крайне противоречивым способом наведения порядка? И второй: сколько продержится асфальт велодорожек в новых районах? Короче говоря, всегда ли «Новая Боровая» будет в авангарде велосипедного благоустройства или пока перед нами лишь преимущества новизны, которая все равно потускнеет со временем?

Велобоксы. Не идеальное, но решение

Вечный вопрос велосипедиста: где хранить своего железного коня? В «Новой Боровой» предлагают свое решение: велобоксы. Это крытые помещения за сетчатыми стенами, закрывающиеся на замок. Велосипеды в них хранятся в подвешенном виде. Вместительность таких парковок значительная, и решение кажется вполне практичным. Но есть нюансы.

Первый из них — способ размещения велосипедов. Понятно, для чего их подвешивать: в таком положении велосипед занимает меньше места. Но на практике поставить его на дыбы, а затем приподнять, чтобы вдеть переднее колесо в крючок, бывает сложно, особенно детям или взрослым невысокого роста. В итоге люди либо оставляют велосипед в боксе на колесах, рассчитывая на благосклонность соседей, либо отказываются от такого способа хранения вовсе.

Второй важный момент — подверженность погодным явлениям. Велосипед в велобоксе хоть и находится под крышей, все же размещается как бы на улице. Ветер, дождь, перепады температуры — в конечном счете это не идет ему на пользу. Говоря по-простому, одна зима в велобоксе может «убить» велосипед или по крайней мере поставить хозяина перед необходимостью серьезного техобслуживания с заменой многих комплектующих. Мы видели в некоторых велобоксах велосипеды в удручающем состоянии, с «золотыми» от ржавчины цепями, с безнадежно уничтоженным «хромом».

В итоге где-то велобоксы заполнены полностью, а где-то стоят полупустые. Кто-то пользуется этим вариантом только в летний сезон, а на зиму забирает велосипед в тепло, кто-то не пользуется велопарковками вовсе. Показательный момент: в окнах «Новой Боровой» мы увидели много велосипедов, которые хранятся на балконах и даже на лестничных клетках. Такой вот немодный способ хранения в модном районе.

И все же само по себе наличие велобоксов в квартале сильно повышает привлекательность идеи обзавестись настоящим городским велосипедом: недорогим, без «прибамбасов», с удобным сиденьем и прямой посадкой. Эти велосипеды отлично чувствуют себя на хороших велодорожках, там есть багажники и корзины, которые так удобно загружать всякими вкусностями из продуктовой лавки. Эти велосипеды — стиль для тех, кто не желает быть похожим на спортсмена в форме или без.

Если кого-то останавливают чисто практические моменты (где хранить, как затащить на свой этаж), то в «Новой Боровой», как видим, решение есть.

28", рама 20", городской, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 7 скор. (1х7), переключатели: задний Shimano Tourney, тормоз ободной механический, вес 18.1 кг
28", рама 19", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
24", рама 16", городской, подростковый, сталь Hi-ten, складная рама, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной

Пример для всего города?

После велопрогулки в «Новой Боровой» остается лишь подтвердить, что этот микрорайон может быть примером для всего города в плане организации велосипедного движения. Здесь есть удобные велодорожки, есть удобные велопарковки, есть возможность по крайней мере на лето оставлять велосипед в велобоксе. И здесь есть интересные, необычные, красивые веломаршруты, от которых каждый получит удовольствие — в этом мы уверены.

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, нам нужен провожатый: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский