Скоро в очереди на границе будут платить все. Что изменится?

35 750
17 августа 2022 в 19:54

Скоро в очереди на границе будут платить все. Что изменится?

Вчера стало известно о новом указе: отменяется как платное бронирование времени въезда в пункт пропуска из зоны ожидания (далее — платная очередь), так и безвозмездное размещение ТС в зоне ожидания (далее — бесплатная очередь). Скоро станут платить все, а въезд в зону ожидания будет в порядке живой очереди. Цену на услугу пока не определили, а следовательно, пока что все по-старому. Мы решили порассуждать, станет ли лучше, когда заработает новая система, исчезнут ли очереди?

О чем указ? Кратко

  • Отменяется услуга платной очереди.
  • Въезд в зону ожидания будет по живой очереди.
  • Все ТС при въезде в зону ожидания должны оплатить регистрацию в системе электронной очереди.
  • Цену пока не определили (ее озвучит Совмин).
  • Совмину дано поручение привести действующие законы в соответствие с указом. До этого момента ничего не изменится. Срок введения новых правил неизвестен.
  • Пока действуют старые правила платной и бесплатной очереди.

Подтверждает работу прежней системы и комментарий ГПК: «В настоящее время разрабатывается проект изменений и дополнений в постановление Совмина №1130 „О системе электронной очереди ТС в пунктах пропуска и обеспечении пограничной безопасности“. Изменения вступят в силу только после официального опубликования новой редакции постановления Совмина».

По большому счету указ был опубликован для правительства, а не для граждан. При этом в редакцию поступило несколько сообщений, скажем так, панического содержания: «Нам завтра выезжать, а знакомые звонят и говорят, что все отменили». Да, отменили. Но — повторим — заработают новые правила не сейчас, а позже.

С полным текстом указа можно ознакомиться по ссылке.

А теперь порассуждаем, что может произойти, когда заработает новая система

Основные очереди образуются на выезд в Литву и Польшу. В некоторых пунктах пропуска есть зона ожидания или накопитель (грубо говоря, стоянка), действует система электронной очереди. В них можно забронировать время выезда за 1 базовую (32 рубля). Платной очередью на границе с ЕС больше пользуются автомобилисты, которые не живут в приграничье. В бесплатной очереди чаще можно встретить номера 4-го и 1-го региона. Первым важно выехать в конкретное время — например, чтобы успеть на самолет из Вильнюса. Для вторых зачастую это менее актуально, потому как главное — просто попасть в соседнюю страну, во многих случаях для торговли.

Бронь отменят в семи пунктах пропуска, где сейчас действует система электронной очереди:

  • Литва: «Котловка», «Каменный Лог», «Бенякони».
  • Польша: «Берестовица», «Брест», «Брузги» (ПП не функционирует).
  • Латвия: «Григоровщина», «Урбаны».

Долгое время бронировать платную очередь можно было ровно за неделю до планируемого времени. Например, 10 августа, в 18:00 появилась бронь на 18:00 17-го. После опубликования указа наши читатели обратили внимание, что срок в семь дней перестал быть актуальным. 17-го августа можно было бронировать только до 22-го включительно. То есть за пять дней. Одни посчитали, это просто сокращение срока. Другие предположили, начиная с 23-го августа начнут действовать новые правила. Подчеркнем, это лишь догадка.

С новыми правилами бронь будет невозможна, все пойдут в порядке живой очереди. Можно предположить, что если очереди сохранятся, а бронь отменят, то на тот же самолет из Вильнюса придется выезжать с учетом стояния на границе (а это дополнительные расходы, скажем, на отель).

Водители, с которыми мы поговорили, негативно отнеслись к переменам. Теперь им придется платить дважды: одну базовую (32 рубля) «налога на выезд за границу» (в Гродненской, Брестской и Гомельской областях) и пока еще неизвестную новую сумму за регистрацию в системе электронной очереди. Уверяют: на количество авто в очереди это никак не повлияет, никак не отсеет часть бесплатной очереди. Потому как в качестве главного фактора длительности стояния в колейке называют пропускную способность и медленное оформление таможенниками соседних стран (ниже этой способности), а не обилие желающих.

Как считают, те «бесплатники», которые «зарабатывают с границы», привыкли стоять. Их доход от перевозки товаров — от 200 до 400 евро за ходку. Дополнительная трата не заставит отказаться от «бизнеса» (в той или иной мере легального). А разрешение параллельного импорта заставит очереди только вырасти.

Итак, все будут стоять в одной очереди, к тому же платить. Можно предположить, что жители приграничья, прикинув время ожидания, смогут оставить машину в накопителе и дожидаться своей очереди дома. А вот приехавшие издалека вынуждены будут сидеть в авто.

Новая система вряд ли решит проблему с проездами без очереди, с теми, кто «столбит» места для других. В пунктах пропуска с большими накопителями это было невозможно, потому что авто присваивался порядковый номер. В тех, где стоянка небольшая (например, в ПП «Брест»), все может остаться по-старому: хвост очереди заканчивается далеко от накопителя. Происходящее там — вне системы электронной очереди.

Водители, живущие за рубежом, выразили надежду, что новые правила начнут действовать не раньше наступления осени. По их словам, в последний месяц лета на границе будет больше машин из-за возвращающихся после летних каникул семей с детьми.


электрический с конвекцией, объем 65 л, утапливаемые переключатели, 8 режимов, очистка каталитическая, 2 стекла в дверце, направляющие проволочные + телескопические (1 уровень)
индукционная на 4 конфорки, cтеклокерамика, мощность: 6600 Вт, независимая установка, размеры (ШхГ): 59x52 см
отдельностоящая, стиральная машинка, с паром, загрузка до 6.5 кг, отжим 1200 об/мин, глубина 44 см (с люком 46 см), энергопотребление A, прямой привод, 10 программ

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро