Куда поехать на велосипеде в Минске? Экстрим, парковый отдых и лучшие панорамы в Уручье

15 815
18 августа 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Куда поехать на велосипеде в Минске? Экстрим, парковый отдых и лучшие панорамы в Уручье

Этот район был особенным с момента своего создания. Тогда, когда одна за одной стали вырастать панельные многоэтажки в районе улиц Руссиянова и Никифорова. Когда спорили из-за строительства домов вблизи старого кладбища на холме. Когда возводили кирпичные столбики вахтовым методом, уплотняли проспект, дотягивали линию метро. Это не обычный спальник большого города, это район, который всегда стремился быть чуть комфортнее, чуть зеленее, чуть лучше. Таким он и остается. Сколько времени нужно, чтобы объехать его на велосипеде? Полдня как минимум. Расстояние вроде небольшое, но невозможно не зависнуть в этих парках, не полюбоваться панорамными видами, не подышать глубоко в тени высоченных сосен. Мы открываем Минск заново. Сегодня рисуем карту Уручья.

Кажется, что большой рекламный щит БелАЗа всегда возвышался в сторонке от проспекта Независимости. На самом деле еще 40 лет назад примерно в этом месте стоял монументальный въездной знак «Минск — город-герой», а вокруг не было высоток, не было парков и широких улиц. Были поля да деревенские хаты. Поверить в это можно, а вот представить уже не получается.

С холма у белазовского щита открывается красивая панорама на южную часть Уручья и на проспект, стрелой уходящий к центру города. На велосипеде въехать сюда непросто, но можно спешиться и взобраться по одной из тропинок, ведущих с разных сторон, — оно того стоит. В каком-то смысле здесь центр всех шести микрорайонов Уручья, и отсюда легче всего планировать маршрут по ним. Примечательно, что для велопрогулки больше подходит старая часть на противоположной стороне проспекта: Уручье-1, -2 и -3. Двинем туда.

Стариновская. Худшая и лучшая

Уручская часть проспекта Независимости некомфортна для велосипедистов. Обозначенной велодорожки, даже просто разметки на тротуаре нет, зато в избытке всевозможные раздражающие факторы: много пешеходов, броуновское движение у входов в метро, дворовые въезды, которые постоянно пересекают путь своими бордюрами. Можно было сразу уехать на улицу Руссиянова, но там тоже беда. Велодорожка как бы есть и даже отделена от тротуара полосой газона, но покрытие там давно пришло в негодность — не поездка, а мрак. Тротуар, кстати, местами ничем не лучше, поэтому и пешеходы особо внимания на разметку не обращают — идут там, где удобнее.

Мы же доедем до улицы Стариновской, проходящей по границе Уручья-3. Еще несколько лет назад состояние дороги и тротуара там было наихудшим во всем районе, а возможно, и одним из худших в городе. Затем была реконструкция, дорогу расширили, а пешеходную зону привели в порядок. Появилась и обозначенная велодорожка. Асфальт на ней был бы более уместен, чем тротуарная плитка, но тем, кто помнит, что было раньше, и в голову не приходит ныть на этот счет.

Велодорожка обустроена по обеим сторонам улицы, и этим маршрутом пользуются и велосипедисты из Уручья, и те, кто выезжает из соседнего Великого Леса (привычнее называть его Военным городком), так что в сезон трафик здесь серьезный.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", рама L, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Alivio/передний Shimano Acera, тормоз дисковый гидравлический

Как велосипедист на женщину наехал

В действительности у нас нет привычки смотреть под ноги на тротуаре. Нарисованные велодорожки стали появляться относительно недавно, а интенсивное велодвижение в Минске — явление сезонное. Люди выбирают тот маршрут, который удобнее, и не нужно думать, что это касается лишь пешеходов.

На велодорожке можно внезапно встретить маму с коляской, играющую детвору или собачку, которую выгуливают на длинном едва заметном поводке. Неприятно, конечно. Но и любой пешеход встречал на тротуаре или пешеходном переходе несущегося велосипедиста или кого-то слишком быстрого на электросамокате. Бросаться взаимными обвинениями — последнее дело. Слишком уж тонка эта нарисованная линия разграничения пешеходной и велосипедной дорожек.

До чего может довести принципиальность, всем продемонстрировал велосипедист, который переезжал дорогу на перекрестке улиц Стариновской и Никифорова. Пешеходный переход там совмещен с велопереездом — сейчас это встречается повсеместно. Есть разметка, которая обозначает, кто и где должен находиться. И есть человеческий фактор: люди в любом случае просто занимают свободное пространство и редко обращают внимание на то, что там нарисовано под ногами.

Женщина стояла на велосипедной части. Сзади подъехал велосипедист, громко посигналил электронным звонком, после чего попросил уйти с велодорожки. Было похоже, что пешеход просто не поняла, в чем ее провинность перед этим человеком. Но уже загорелся зеленый, и велосипедист стал действовать упрямо и прямолинейно, то есть поехал вперед, фактически по ногам этой женщины.

Как-то не верится, что после такого кто-то станет уважительнее относиться к велосипедистам и их правам. И есть большие сомнения в том, что тот, кто прав, действительно прав.

Лесопарк «Уручье»

Со Стариновской сворачиваем вправо. По окраине леса здесь проложена широкая тропа, которая когда-то была вполне себе проезжей частью и по сути дублировала улицу Никифорова. Справа от этой тропы — объекты «Водоканала», школа со своим стадионом, детские сады. Слева — лес или то, что от него осталось.

На самом деле это вполне уютное место, подходящее как для пеших, так и для велосипедных прогулок. Тропы между деревьев утоптаны и хорошо просматриваются, вдоль главной дроги есть пару обустроенных детских площадок. В лесу живут белки: в нежаркий день присядьте на скамейку и понаблюдайте за зарослями — наверняка заметите пару рыжих хвостов.

Дорожки здесь даже в дождливую погоду не размывает благодаря густой растительности, так что проехать можно на любом велосипеде. Однако рельеф есть, поэтому не торопитесь уезжать с основного маршрута, если у вас классическая городская модель, — нужны передачи. А вот гибрид или даже ненавороченный горник будут в самый раз.

24", рама 12", горный, подростковый, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 50 мм, трансмиссия 18 скор. (3х6), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 15.5 кг
29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
29", рама 18", горный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), тормоз дисковый механический

Лесопарк здесь совсем небольшой, и в конце концов он выведет к углу Руссиянова и Скорины. По левую руку будут «Агат» и «Оптрон», впереди — небольшой подъем, а за ним — Академгородок, с которого, собственно, и началась история жилых микрорайонов Уручье. С велосипедной точки зрения ПВТ интересен разве что тем самым подъемом (спуском). Тротуары там широкие, но впереди МКАД, преодолеть которую не так просто. К этой теме вернемся чуть позже.

Музей камней

За диспетчерской станцией располагается белорусский Стоунхендж — Музей камней. Сооружение действительно уникальное и крайне необычное. Огромные валуны и небольшие камни, свезенные сюда со всей республики, повторяют ее контур, а также схематически воспроизводят русла главных белорусских рек. В парке попытались повторить и рельеф страны: найдете Минскую или Новогрудскую возвышенность? А в небольшой «Нарочи» иногда собирается дождевая вода.

Валуны здесь — они тоже, знаете, не лишь бы какие. Каждый появился тут не просто так, у каждого есть своя история и свои документы, которые хранятся в Академии наук.

По Музею камней проводятся пешие экскурсии, и это хороший способ узнать больше о своей земле. Велосипед мешать не будет: дорожки здесь хорошие, можете вести его рядом или примостить где-то у камушка.

Забавно, но у разных поколений минчан, живших в Уручье, есть очень похожие фотографии из этих мест. Сначала папа усаживал сынишку на огромный валун и фотографировал его на свой драгоценный «Зенит». Потом сынишка подрос и стал приходить в парк уже со своим ребенком. Он может даже не подозревать, что фотографирует его на том же самом валуне, где когда-то фотографировали его самого.

Экстремальный велотрек

От Музея камней поедем к третьему за этот день парку, но прежде обязательно свернем в одно знаковое и для профессионального велоспорта, и для любительского велодвижения место. Выезжаем на улицу Шугаева: по стороне парка идет вполне удобная дорожка. Когда-то она была размечена, и здесь были установлены знаки, обозначающие велодорожку. Теперь знаков нет, но, возможно, это и к лучшему. Пешеходов тут немало, прогуливаются мамы с детками. А недавний случай на переходе показал, что иной раз лучше не ощущать себя хозяином положения и быть поскромнее.

Не разгоняясь спускаемся ближе к кольцевой и замечаем торную дорогу, уходящую влево, — сворачиваем на нее. Она выведет к велотреку — спортивной площадке с весьма особенным рельефом. Резкие подъемы здесь сменяются столь же резкими спусками, есть отвалы, трамплины и рампа на старте. Из-за разоренного и расписанного строения это место кажется заброшенным, а когда-то тут проводились международные соревнования на трюковых велосипедах — недавно мы рассказывали об этом.

Заехать сюда точно нужно, просто чтобы увидеть очень необычную, но одновременно очень велосипедную дорожку и, может быть, разок проехать по ней. Осторожно и для галочки, если вы на шоссейном или городском велосипеде. Или смело и на всю катушку, если знаете толк в этом виде программы и у вас есть BMX или хотя бы серьезный горник.

Обратите внимание на то, что такой вид программы не терпит опрометчивости, а те, кто рискует по-настоящему, перед этим провели долгие часы, оттачивая свои навыки. Кроме того, ни один серьезный велолюбитель и уж тем более ни один спортсмен не станет пренебрегать средствами защиты.

20", BMX, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз клещевой, вес 12.5 кг
16", рама 20", BMX, подростковый, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ободной механический
20", BMX, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз клещевой, вес 12.5 кг

Одно кольцо

Уручье — удобный район с хорошим транспортным сообщением, но это если вы не велосипедист. С велосипедной точки зрения Уручье имеет один существенный изъян: от остального города его отделяет рулетка кольцевой автодороги. И чтобы ее пересечь, придется помучиться.

Об одном способе мы уже начинали говорить. Если проехать по улице Академика Купревича (или по улице Скорины) через ПВТ, то у самой МКАД найдется спуск в подземный пешеходный переход. Придется спускаться с велосипедом по лестнице, а затем подниматься по ней — это неудобно, но выбор небогатый.

Второй вариант расположен на улице Шугаева, куда мы вернулись с велотрека. К кольцевой уходит хорошо заметная дорожка, которая выведет к надземному пешеходному мосту, ведущему к гипермаркетам по ту сторону кольца. Оттуда нетрудно выехать на проспект Независимости в районе станции метро «Борисовский тракт».

Отвратительный, корявый способ. Лестница слишком крутая и длинная, а пандус слишком неудобный, обычно люди вынуждены просто затаскивать свой велосипед на себе.

Не нравится — езжай по проспекту, скажет кто-то. Но сразу за выездом на проспект из Уручья следует развязка проспекта и МКАД. Тротуары есть, а вот пешеходных переходов там нет и в помине. Причем, похоже, по той же причине, по которой убрали знаки велодорожки с улицы Шугаева — чтобы не было ощущения правоты на дороге. В итоге пешеходы с оторопью глядят на быстро проезжающие автомобили и надеются, что кто-то остановится сам и остановит весь поток, чтобы их пропустить. Либо дожидаются «окна» и бегут. Способ попросту варварский, никакой безопасности не ощущается. Приходится пересматривать свое отношение к уже озвученным вариантам с лестницами.

Дорога есть, а не проедешь. Как МКАД разделила этот город

Либо остается ехать до улицы Гинтовта и оттуда, проехав МКАД под путепроводом, выезжать на улицу Всехсвятскую и дальше на Калиновского. Это крюк, который в обе стороны добавит маршруту пару-тройку километров, но, как вы уже поняли, выбирать особо не из чего.

Парк Уручье (купола)

Этот парк в Уручье называют парком куполов — все из-за вида беседок, которые расположены в нем. Для района он — настоящая жемчужина, которая появилась здесь совсем не сразу, а уже после того, как было застроено даже последнее, шестое Уручье. Тем не менее деревья тут уже совсем большие, а в местной речушке вывелось не одно поколение утят.

Пешеходные мосты, скамейки и выстриженные поляны. Этот парк не нужно проезжать на скорость, совсем наоборот: сбросьте передачу и присмотрите местечко в тени, чтобы устроить привал. Удивительно, но здесь красиво в любое время года. Зимой мальчишки приходят на лед погонять шайбу, весной парк становится средоточием пробуждающейся жизни, летом он укрыт богатым зеленым ковром, который с приходом осени превратится в червонное золото, а затем окрасится багрянцем в цвет последних теплых закатов.

Солнце садится, кстати, где-то совсем недалеко, вон за тем холмиком. Успеть бы за ним, взобраться бы поскорее, чтобы не отпустить. Пусть останется еще на чуть-чуть, пусть не увянет этот парк раньше срока.

Знаете свой район, у вас есть любимые места и маршруты? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский