Дорога есть, а не проедешь. Как МКАД разделила этот город

38 012
615
15 сентября 2019 в 13:31
Автор: Виталий Петрович. Видео: Михаил Кашалотов

Дорога есть, а не проедешь. Как МКАД разделила этот город

Раз-два за год появляются новости о том, что жизнь велосипедистов, а теперь и любителей самокатов и всего такого прочего, становится все лучше и лучше. Вполне возможно, что есть данные, которыми то и дело машут перед носом изумленных туристов, о том, что в Минске постоянно увеличивается протяженность велодорожек и вообще такие экологичные, безопасные, модные маршруты оплели всю столицу густой сетью. На деле же этот город велосипедистов пока не жалует, то и дело расставляя у них на пути почти непроходимые ловушки.

Как МКАД разделила этот город

Спальники в изоляции

Оказывается, недостаточно строить широкие и просторные улицы и проспекты. Пространством нужно распорядиться так, чтобы было удобно всем категориям жителей, иначе изначальное благо превращается в настоящее проклятие и, отрезанные широкими полосами асфальта, целые микрорайоны оказываются в изоляции.

Для примера проследуем по проспекту Независимости в направлении выезда из города. Подающая надежды часть столицы, застраивающаяся новыми микрорайонами. Сюда тянется ниточка метро, а в объявлениях о продаже квартир громко рассказывают о близости проспекта и МКАД. Водители рады, хоть иной раз подолгу стоят в пробках. У остальных жителей этой части города поводов для радости куда меньше.

Проспект разделил эту часть столицы надвое, а кольцевая отрезала ее от всего остального Минска.


По прямой

Итак, чтобы выехать на велосипеде в город, объявив себя приверженцем здорового образа жизни, движемся по проспекту Независимости — самый прямой, самый логичный маршрут. Велодорожки нет, но тротуар достаточно широкий и почти ровный — не станем придираться. Все идет хорошо до того момента, пока тротуар не упирается в развязку проспекта и минской кольцевой. Два съезда, два выезда, бесконечный поток автомобилей. Четыре участка, где тротуар пересекается с проезжей частью, но нигде нет и намека на пешеходный переход либо велопереезд.

Кажется, что такое просто невозможно. Если есть тротуар, то у пешеходов должна быть возможность безопасно пересечь проезжую часть, верно? Формально такая возможность есть. Вообще-то, пешие участники дорожного движения обязаны перебираться через дорогу в специально отведенных местах, но в Правилах дорожного движения есть и оговорка (п. 17.3): «При отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств».

Прочитали? Наверняка представили себе деревенскую дорогу, где никому и в голову не пришло нарисовать «зебру» — зачем, если автомобилей там почти не бывает.

А что делать на пересечении МКАД и главного проспекта столицы? Неужели и здесь обозначенный переход совсем-совсем не нужен?

Как это выглядит

Но других правил на такой случай, кажется, нет. Пешеход, велосипедист, человек на самокате или моноколесе имеют право пересечь дорогу где попало (но по кратчайшей траектории), раз в пределах видимости нет никакой другой возможности сделать как-то иначе, безопаснее.

Велосипедисты, кстати, могут даже не спешиваться, ПДД обязывают это делать только на пешеходном переходе (п. 151).

Работает это так: человек останавливается у края проезжей части и напряженно смотрит по сторонам. Машины движутся плотным потоком, интенсивность движения здесь высокая. Перехода нет, соответственно водители не обязаны никого пропускать. Изредка попадаются те, кто останавливается, — спасибо. Тех, кто этого не делает, обвинить в чем-либо трудно: во-первых, действительно же не обязаны, а во-вторых, многие опасаются того, кто едет следом. Ты затормозил, чтобы пропустить велосипедиста, а другой водитель этого не ожидал — кому нужны эти проблемы?

Соответственно, задача пешехода или велосипедиста — дождаться, когда машин будет поменьше, и проскочить на другую сторону, не создав при этом препятствия автомобилистам. Какой-то нелепый парадокс: самые незащищенные участники дорожного движения оказываются в самой рискованной для себя ситуации.

Хотите выехать из Уручья в центр города? Четыре раза рискните жизнью по дороге в одну сторону и еще четыре, когда будете возвращаться.

Есть ли альтернатива?

Она есть. Самый удобный вариант — ехать через улицы Всехсвятскую и Калиновского. Правда, прибавите к дистанции в общей сложности километров пять за одну такую покатушку. Много это или мало — у каждого свое мнение на этот счет.

Другой вариант — объезжать через ПВТ, по улице Академика Купревича. Почувствуете пульс на затяжном по городским меркам подъеме, а кольцевую придется пересекать по подземному пешеходному переходу — велосипедисты знают, насколько это увлекательное занятие.

Кто-то вспомнит пешеходный мост возле гипермаркета «Корона». Тоже вариант, только с велосипедом нужно будет не спускаться под землю, а наоборот, подниматься.

В любом случае чтобы просто выехать в город, вам придется страдать: либо рисковать, перебегая дорогу, либо наматывать круги и тащить велосипед по ступеням.

Почему так?

А почему дворы, где среди деревьев на обустроенных площадках могли бы играть дети, превратились в сплошные стихийные парковки? Почему ремонтируют не дороги, а ямы? Ответ все знают — потому что.

Вместо пешеходных переходов на развязке проспекта Независимости и МКАД установили знак, предупреждающий об опасности. Причем он даже установлен так, чтобы в первую очередь его видели те, кто движется по тротуару. Их безопасность — это их проблема.

И можно долго рассуждать о том, что поток автомобилей здесь куда больше, чем поток пешеходов и велосипедистов. Что, появись тут «зебра», люди стали бы менее осмотрительными, смелее шли через дорогу, в то время как водители на этом участке ездят на большой скорости — мало ли.

Проблема требует более тонкого решения, но куда проще оставить все как есть. Не объясняйте, мы привыкли.

Читайте также:

шоссейный, материал рамы: углепластик (карбон), колеса 28", вилка жесткая, трансмиссия 22 скор., тормоза клещевой + клещевой
горный, материал рамы: алюминий, колеса 29", вилка амортизационная с ходом 100 мм, трансмиссия 21 скор., тормоза дисковый гидравлический + дисковый гидравлический

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Видео: Михаил Кашалотов