Полгода автобизнес живет в неопределенности. У официалов все это время без перемен: поставки новых машин и премьеры откладываются, автоцентры больше похожи на музеи, а покупатели при виде цен решают беречь свою «ласточку» до последнего. А вот на рынке б/у автомобилей, как говорят, другой тренд: цены начали меняться, сделки совершаются, более-менее годные варианты покупаются, пока «все стоящие машины не скупили россияне». Так говорят, а что происходит на вторичке на самом деле? За ответом мы отправились на авторынок, разместившийся на большой стоянке у станции метро «Борисовский тракт». Не самое проходное и популярное место, но даже здесь есть своя история: леопардовые Honda, вишневые Аudi 80 и автомобили, некогда бывшие мечтой миллионов.
Это действительно авторынок? В субботний полдень у «Борисовского тракта» пустынно: встречаем редких пассажиров общественного транспорта у метро и спускаемся вниз к подножию бизнес-центра — здесь пару лет назад разместилось несколько автокомиссионок. По задумке городских властей, это должна была быть перехватывающая стоянка: оставил машину — и дальше по делам на метро. А вечером, как предполагалось, забираешь машину и уезжаешь за город. Но что-то пошло не так, площади стоянки пустовали, и постепенно их начали занимать автохаусы.
Попадая сюда, не сразу понимаешь, что оказался на авторынке: «А это точно здесь?» Вводят в заблуждение припарковавшиеся маршрутки, фуры, какие-то разбитые автомобили в состоянии «total». Растяжки «Продажа. Кредит. Выкуп. Комиссия» соседствуют с фургончиками-офисами и немного упорядочивают хаос автостоянки.
Здесь нет толп покупателей и у входа не встречают перекупы, всегда спрашивающие что-то вроде «Skoda продаете? По цене договоримся!» Все чинно и спокойно: здесь оформят кредит или лизинг, «подрихтуют» автомобиль для продажи и, собственно, продадут. Границы автохаусов весьма условны и понятны только продавцам. За всеми передвижениями покупателей следят один-два человека. Но сразу к покупателю не идут — все по науке продаж. Между делом эти же люди наводят марафет на недавно прибывших машинах. Кто-то чернит покрышки, кто-то натирает кузов и крутит рамки.
— На ходу? — перекидываются продавцы друг с другом, окидывая взглядом относительно свежий Opel.
— Неделю побегает точно, — весело откликается второй. Шутит, наверное.
Слава у автохаусов не самая хорошая — бытует мнение, что сюда сдают те автомобили, которые не смогли продать на онлайн-площадках, а значит, что-то с ними не так. Сложно сказать, изменилось ли это отношение в последние годы. Автокомиссионка больше напоминает обычный рынок: пришел, приценился, купил или нет.
По ощущениям, на площадках автохаусов — а здесь мы насчитали их больше восьми — собрано более 500 разных автомобилей. Opel соседствуют с Volkswagen, Audi, Mercedes и BMW, французские Peugeot, Renault, Citroen разных годов и цен перемежаются с японскими Toyota, корейскими Kia и Hyundai. Чуть реже встречаются Lada, Geely и почти экзотические Daihatsu. Машины с натяжкой можно назвать свежими: модели конца 90-х и середины нулевых — самые частые здесь товары. Даже тщательная предпродажная полировка не скрывает «уставший» металл. Цены начинаются от 1390 условных единиц в эквиваленте. К примеру, Honda Civic 1994 г. в. с геометрической леопардовой оклейкой можно приобрести ровно за эту сумму. Кажется, это минимальная цена, которую нам удалось найти на рынке.
Основной же диапазон цен очень условный, но выглядит примерно следующим образом. Около 2700—4500 у. е. просят за авто из 90-х, середина нулевых — до 7000 у. е., прайс на 10—12-летние машины — уже больше 9000—10 000 у. е. Разумеется, есть исключения. Например, четырехлетнюю Lada Vesta оценили в 8150 долларов. Можно предположить, что в 2019 году за эту же цену «Весту» приобрели в салоне. Ликвидность — это аргумент.
— Самая живая из всех у нас — это Mazda CX-30. Она на прошлой неделе появилась, 29 000 стоит. Но и год у нее — 2020-й. Считай, новая. Пригнали из-за границы. Но кто ее купит... — рассуждает «сотрудник автохауса», а на деле — мастер на все руки Василий Петрович.
Минуту назад он сидел возле авто, а сейчас, во время разговора, меняет постоянные номера на транзиты. Через мгновение он ловко смахнет пыль с лобового стекла Volkswagen и озвучит: «Эта еще будет доводиться до состояния, а там и цену поставим».
Из «свежих» автомобилей на рынке — вышеупомянутая Mazda. Еще можно найти довольно молодые Skoda Karoq и Mitsubishi Pajero.
— Тест-драйв, конечно, можно устроить, — продолжает Василий Петрович. — Но только для реальных покупателей. Чего зря топливо хозяина тратить? Посмотреть автомобиль тоже можно. Смотрите, сколько хотите. У нас можно что-то подобрать. И это не самая дорогая площадка.
В соседнем автохаусе торговля идет не сказать чтобы бойко. Но покупатель есть. Вот он делает тестовый круг по парковке на Nissan X-Trail 2004 г. в., внимательно осматривает автомобиль вместе с напарником. Цена вопроса — эквивалент 7450 долларов.
— Не подходит что-то она, скрипит, — решает в итоге парень.
— Так вы же не разогрели ее даже, — очень спокойно отметает возражения продавец Андрей. — Я бы вам другой экземпляр предложил — вот Volkswagen Passat, но ваш друг вас отговорит, потому что дизель.
Белорусский суровый бизнес — он такой. Покупатели и правда идут на другую площадку, а продавец рассказывает, что за последние две недели они продали 11 машин.
Рядом с автомобилями «на продажу» замечаем битые машины с пометками «total»: две Tesla с деталями в салоне для любителей собирать автоконструкторы, электрический Chevrolet Bolt. Оказывается, они принадлежат какой-то третьей фирме: здесь автомобили хранятся, а потом продаются онлайн.
Переходим из одного автохауса в другой. Картинка везде одинаковая: офис-фургончик, ряды «бэушек», ценники и практически полное отсутствие покупателей.
Впрочем, одного заинтересованного молодого человека все же встречаем. Вместе оцениваем несколько автомобилей.
— Вот эта ничего, живая, — говорит парень о Chrysler Pacifica 2003 г. в. за 5590 долларов. — За рулем комфортно, но здесь в двери столько кнопок, что я даже не знаю, за что они отвечают.
У этого Chrysler разбито лобовое стекло, есть вопросы к уплотнителям на дверях, но пороги целые. Под капотом вполне нормальный двигатель. Видимых странных особенностей нет. Если не считать заметный зазор между зеркалом заднего вида и разноцветом двери и капота.
— Главное, «стаканы» на месте, а все остальное можно и отремонтировать, — озвучивает вердикт потенциальный покупатель. — А то, что провода торчат, — ничего страшного, можно перебрать. Важно, что ржавчины нигде нет и вроде не «утопленник». Лобовое стекло — 150 долларов, двери за 80 рублей можно взять. Я старые машины ремонтирую, примерные цены знаю. Не первую покупаю, поэтому понимаю, на что надо смотреть.
Вместе с новым знакомым осматриваем Volvo S80, Audi 80 в, кажется, родной вишневой краске и старый Opel. Все автомобили — до 6000 у. е. Вопросы есть по каждому: разные цвета боковых дверей, слишком глянцевая краска, торчащие из под капота провода и неродные диски. Если подремонтировать, перебрать или заменить для покупателя не проблема, выбрать есть из чего. На всякую цену найдется желающий.
На рынке мы насчитали около 500 автомобилей. Старые «бэхи», «аудюхи», «мерины» и даже один квадроцикл. Найти машину можно на любой цвет, кошелек и вкус. Нет лишь одного — живых покупателей, готовых здесь и сейчас «уехать на мечте».
За два с половиной часа, проведенных на рынке, мы так и не увидели ни одной сделки. Нет и каравана покупателей из России. Продавцы откровенно скучают в фургонах и говорят о вечном — огороде, «пора ли копать картошку на даче» и «когда уже закончится эта жара».
Уже в финале визита встречаем семью — взрослый сын с женой и родители. Внимательный взгляд на автомобили и переговоры в духе «внедорожник лучше седана» выдают в них заинтересованных покупателей. Но на дорогие экземпляры не хватает денег, а к относительно дешевым не лежит душа и здравый смысл — «больше будешь вкладывать в ремонт, чем ездить».
Продавец, представившийся Данилой, предлагает семье Hyundai Santa Fe 2004 г. в. за 7150 у. е. К слову, на онлайн-площадках этот автомобиль продается примерно по такой же цене или даже дешевле.
— Я уже неделю ее продаю, и никто не берет. А на ней муха не сидела! Никто не верит, что она не бита, не крашена и стоит своих денег, — утверждает мужчина.
Однако покупатели упираются взглядом в слишком блестящие бока и... тоже проходят мимо машины.
— Сейчас все сложно с покупателями, — констатирует Даниил. — То ли боятся вкладывать деньги во что-то дорогостоящее, то ли огородом заняты. Но так всегда в августе — мертвый сезон. А вот когда все закончат работы, тогда и приедут к нам свои «корчи» сдавать. Обычно это либо весной происходит, либо осенью, в октябре. Эта весна, несмотря на все «но», тоже активной была. А тут за три недели продал всего три машины. Может, у кого-то (машет в сторону соседних автохаусов. — Прим. Onlíner) более продуктивно, но у нас нет. У нас машины более дорогие.
— Говорят, россияне едут... — интересуемся последней тенденцией на вторичке.— Возможно, россияне где-то и выгребают авторынок подчистую. Но точно не у нас.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by