13 сентября 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: свободные источники

Эпичные монстры строительства. Подборка самых впечатляющих особо больших спецмашин

Есть в огромных механизмах что-то завораживающее. Когда сотни, а то и тысячи тонн металла двигаются и выполняют какую-то работу, это впечатляет и заставляет отдать дань уважения инженерам, их «оживившим». И сколько существует инженерия, столько идет эта «битва». Чей механизм самый-самый? Самый большой, самый производительный? Изучаем гигантов строительной отрасли.

Справедливости ради необходимо отметить, что этот, если так можно выразиться, рейтинг не является и не может быть стопроцентно точным. Тому причиной сразу несколько нюансов. Какие конструкции учитывать? Только те, что присутствуют в программе заводов-изготовителей на сегодняшний день, или все когда-либо существовавшие? Остановимся на втором варианте. Часто бывает, что механизмы-аналоги очень близки по общим параметрам, но по отдельным характеристикам превосходят друг друга. Например, изделия конкурирующих производителей идут ноздря в ноздрю по основному параметру, но одно слегка превосходит другое по внешним габаритам. Кто тогда «самый-самый»? Зачастую выделить настоящего лидера непросто, но мы попробуем.

Самый большой самосвал

Тем не менее с самым большим самосвалом мира нет и не может быть никаких сомнений. И здесь впереди планеты всей — Беларусь со своим 450-тонником БелАЗ-75710. Строительный ли он? Нет, конечно. Это карьерная техника. Но добыча породы в карьере — это еще и процесс строительства самого карьера. Так что карьерная техника считается.

Любая из характеристик этого сверхгиганта впечатляет. БелАЗ-75710 — это не только 450 т груза в кузове и почти 4600 сил от двух огромных дизельных двигателей, но и 5600 л топлива на борту, 538 л машинного масла и 1800 л гидравлической жидкости. На этом БелАЗе стоят восемь шин исполинского размера 59/80 R63. Они самые большие в мире. Одна такая покрышка весит 5,5 т! В моторный отсек не заглядывают — в него заходят. Внутри можно гулять. Два дизеля крутят два огромных генератора, а электроэнергия передается на четыре мотор-колеса. Таких машин построено как минимум три.

Самый большой экскаватор

У экскаваторов есть официальный мировой лидер. Но роторный механизм, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса, внешне больше напоминает некое инопланетное сооружение, чем привычные обывателю экскаваторы. Потому в рейтинг включим машину, хотя бы принципом своей работы похожую на экскаваторы с обычных строек. Итак, лидер здесь — карьерный Bucyrus RH400. Собственный его вес — 980 т. Такие данные, похоже, не могли оставить равнодушными создателей второй части «Трансформеров», где RH400 выступил в роли одного из десептиконов. За один раз при работе с ковшом на 50 м³ он может зачерпнуть 100 т, то есть для полной загрузки мегасамосвала грузоподъемностью 350—400 т нужно четыре, максимум пять циклов. Среднее время рабочего цикла — менее 30 секунд.

Technic, рекомендуемый возраст 12 лет, 4108 деталей
Technic, рекомендуемый возраст 8 лет, 569 деталей

Самый большой фронтальный погрузчик

Имя его — LeTourneau L-2350. И он тоже карьерный. Ширина ковша — 7,2 м, высота — 6,5 м по уровню крыши кабины. Собственный вес — 263 т. Двигатель — 16-цилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 62,5 л и мощностью 2300 л. с. Объем топливного бака — 4000 л. За один «укус» он подцепляет своим гигантским ковшом почти 75 т руды. Этот погрузчик не может разогнаться более чем до 15 км/ч, но и в этом режиме L-2350 «съедает» за сутки 4000 л солярки. Примечательно, что это серийная модель.

Самый большой бульдозер

Страна происхождения самого большого бульдозера — Япония, но приобретается он в основном горнодобывающими компаниями США, Канады и Австралии. Зовется Komatsu D575A-3 SD. Его масса составляет около 153 т, длина — 11,72 м, ширина отвала — более 7 м. Дизель производства той же фирмы Komatsu развивает мощность в 1167 л. с, запас топлива равен 2100 л. Отвал бульдозера — самый главный его инструмент — имеет вес 32,4 т, ширину 7,4 м и высоту 3,25 м. Это тоже серийная модель. Существовал бульдозер еще больших габаритов, построенный итальянской Umberto Acco Company для Ливии, но он так и остался единичным образцом.

Самый большой грейдер

Грейдер-чемпион одновременно является и грейдером-раритетом. Построен он был давно в одном экземпляре, по назначению не применялся. В 1980 году та же самая итальянская компания Umberto Acco Company взялась за нестандартный заказ ливийских властей. Результатом стал грейдер Acco Grader весом в 160 т с двумя двигателями Caterpillar суммарной мощностью 1700 л. с. Мотор на 1000 л. с. находился в задней части машины, на 700 л. с. — в передней. Ширина отвала этого грейдера составляла 10 м. Но из-за санкций против Ливии в Африку Acco Grader так и не попал, став музейным экземпляром. Ничего и близко похожего по габаритам никто и никогда больше не строил, поэтому в рейтинге не серийное изделие, а уникум.

Самый большой грунтовой каток

Самый большой грунтовой каток в мире на фоне предыдущих машин совсем не впечатляет габаритами, однако он очень большой на фоне своих собратьев. Это модель BW 332 фирмы BOMAG, имеющая рабочий вес в 32 т. Максимальная толщина уплотнения грунтового слоя может доходить до 4 м. Каток используется при строительстве дамб и других гидротехнических сооружений, в строительных и дорожных работах, а также при восстановлении грунта после горных разработок. Ширина полигонального вальца BOMAG BW 332 равна 2400 мм, а радиус поворота — 4,3 м.

Самый большой асфальтоукладчик

Асфальтоукладчик-лидер именуется Vogele Super 3000-2. Внешне он не особо огромный, но, конечно, и не маленький. Главное в нем — рабочий орган. Такая машина может уложить полосу асфальта шириной 15,5 м. Это, по сути, 5-полосная дорога за один проход! 1600 т — это максимальное количество асфальта, который укладывается ежечасно. То есть для обеспечения беспрерывной работы этого асфальтоукладчика нужна как минимум рота самосвалов. Модель абсолютно серийная и, если так можно выразиться, «массовая».

Самый большой гусеничный кран

На сегодня мировой рекорд грузоподъемности среди кранов на гусеничном ходу составляет 4500 т и принадлежит китайскому гиганту Sany SCC9800TM. Вот это действительно монстр! Длина двух решетчатых стрел составляет 216 м. Фирма Sany гордится тем, что SCC9800TM обладает уникальной способностью к трансформации, а 95% его компонентов взаимозаменяемы с другими тяжеловесными кранами производителя. Кроме того, если провести небольшую модернизацию, то «легким движением руки» этот гигант может быть трансформирован в два независимых гусеничных крана грузоподъемностью 2000 т каждый.

Technic, рекомендуемый возраст 10 лет, 920 деталей

Самый большой автомобильный кран

Чемпионы в автокранах сейчас — тоже китайцы в целом и фирма Zoomlion в частности. Флагманская модель ZACB01 способна поднять 2000 т. Естественно, на минимальном вылете стрелы и на минимальную высоту, но все же. Китайский уникум создан на 12-осном шасси QAY 2000. На машине установлены четыре двигателя разной мощности: 150, 260, 430 и 650 л. с. Перевозят этот автокран по частям, а шасси с поворотным основанием проще всего представить взглянув на его макет.

В «боевом» положении 8-секционная телескопическая стрела раздвигается на 106 м. Кабина оператора опускается вниз на собственной стреле, используются надставные гуськи.

Самый большой автобетононасос

И здесь впереди планеты всей Китай и фирма Zoomlion. Справедливости ради надо сказать, что хоть Zoomlion и финансировала разработку, но привлечены к ней были еще несколько компаний, каждая из которых вложила свою лепту, сделав данную спецтехнику уникальной. Автомобильной базой послужил 7-осный грузовик марки Scania, оснащенный 620-сильным 8-цилиндровым двигателем. Шасси Scania, естественно, уникально-штучное, собранное «придворным» доработчиком — фирмой Laxa Special Vehicles. Непосредственно насосный агрегат строила сама Zoomlion, а 101-метровая 7-секционная стрела, где четыре последние секции изготовлены из высокопрочного углеродного волокна, это работа спецов из знаменитейшей в бетононасосном мире итальянской фирмы Cifa. Впрочем, Cifa с 2008 года полностью принадлежит китайцам из Zoomlion.

 


Нет сомнений в том, что когда-нибудь почти все описанные выше механизмы будут превзойдены еще более эпичными. Но, как правило, лидеры в своих отраслях остаются лидерами довольно длительное время. Так что большинство этих машин будут «самыми-самыми» в своем типаже еще много лет.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: свободные источники