ВелоПетрович

«Это лучшее, что я сделал для себя за год». Хирург из Германии поехал в Беларусь на велосипеде, чтобы не стоять в очередях на границе

29 сентября 2022 в 7:53
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
ВелоПетрович

«Это лучшее, что я сделал для себя за год». Хирург из Германии поехал в Беларусь на велосипеде, чтобы не стоять в очередях на границе

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Кирилл приехал на встречу в майке. «Как-то резко похолодало, а я теплую одежду дома оставил», — отшучивается. Он ехал издалека — из Германии. Но ехал налегке, потому что выбрал велосипед. Самолеты не летают, поезда не ходят, а на машине велик риск застрять в очереди на границе. Так может, испытать себя? И он поехал. Три дня по Германии, короткий перелет в Вильнюс, а затем еще один заезд до Молодечно. «Ну и как оно?» — спрашиваем. «Да нормально...» — начинает рассказывать Кирилл.

Хирург из Баден-Бадена

— Я живу в Германии уже 10 лет. Учился в Минске, закончил здесь мед (Белорусский государственный медицинский университет. — Прим. Onlíner). А в 2011 году уехал в Германию по сути на работу — я хирург. Поначалу было непросто, но с документами разобрался, экзамены сдал — теперь никаких проблем нет, — говорит он.

Последние три года Кирилл живет в Баден-Бадене на юго-западе Германии. А родители остались здесь, в Молодечно.

— Моему сыну 7 лет, в этом году он окончил 1-й класс. На лето я привез его к бабушке с дедушкой погостить, ну а к сентябрю нужно было ехать за ним снова. И я стал думать, как быть, — продолжает врач.

Ситуация не самая благоприятная. Авиасообщения нет, а, отправившись на автомобиле, застрять на много часов в пробке на границе — так себе перспектива. Плюс вопрос с временным ввозом машины: с уже немецкой педантичностью наш читатель просчитал, что потеряет серьезные деньги из-за конвертации валют. В июле Кирилл с сыном доехал на автомобиле до Белостока, а там пересел на маршрутку, но даже так пришлось потерять немало времени в очереди.

— Я ехал один, поэтому и выдумал эту дурную идею — отправиться в путь на велосипеде, — поясняет собеседник.

Но от Баден-Бадена до Молодечно более 1700 км. Это как половина «Тур де Франс» — многовато для любителя. Поэтому план был доработан.

— Я изучал цены на самолет до Вильнюса. Удобные рейсы были ужасно дорогими, даже Ryanair летел за 380 евро — неадекватная сумма. Но нашелся вариант из Нюрнберга — 23 евро с вылетом во вторник. А отпуск у меня начинался в субботу. И я решил потратить эти пару дней с пользой, — говорит Кирилл.

Предстояло крутить педали из Баден-Бадена до Нюрнберга, там сесть на самолет и прилететь в Вильнюс. А из Литвы, красиво и быстро проехав границу, на велосипеде добраться до Молодечно. Задумка казалась неплохой, и хирург поехал.

Три дня по Германии

— У меня в Германии много знакомых, моих коллег, с кем-то мы учились вместе. И я построил маршрут таким образом, чтобы каждый день завершать поездку у кого-то из этих друзей. В итоге я только раз останавливался в отеле, — отмечает молодой человек.

Немецкая часть маршрута заняла у Кирилла три дня.

— Первый день был самым объемным. Я проехал 190 км — самое большое расстояние для меня пока — и потом заночевал в отеле. Во второй день я проехал 156 км и остановился в небольшом городке возле Мюнхена. А в третий день отъехал на 140 км к Нюрнбергу, — подсчитал врач-велосипедист. — Я ехал не на время, а в туристическом ритме. Это не вполне спринт, ведь на велосипед были прикреплены сумки с вещами. Через 50 км я делал остановки, устраивал себе кофе-паузы, обедал.

Но даже так 190 км — серьезная дистанция для любителя.

— Я не думал, что столько проеду в первый день. Но когда решил тормозить на ночевку, то не мог найти ничего подходящего, и мне пришлось проехать сверх того, на что я рассчитывал, — еще порядка 30 км. Для меня в какой-то мере было удивительным, что я смог, что я проехал столько да еще вместе с багажом. И ничего не случилось, на следующий день я снова сел в седло и стал крутить педали, — качает головой парень.

Что ж, хоть какая-то спортивная база для таких велопробегов необходима. И она есть.

— Именно к велоспорту я пришел поздновато, но раньше занимался волейболом. Даже в Германии еще играл, однако потом получил травму колена, и пришлось из-за этого отложить мяч. В качестве альтернативы появился велосипед. Он меня увлек, и так все началось. Именно шоссейный велосипед я купил себе только два года назад. Периодически катаюсь где-то, и дистанции в 100—120 км проезжал. Но на такое большое расстояние, как в этой поездке, рискнул отправиться впервые, — говорит Кирилл.

Мы ассоциируем Германию с автобанами, но оказывается, что там создана сеть велодорожек для полноценных путешествий.

— В том регионе, где я живу, в любом направлении, куда бы ты ни поехал, есть хорошая асфальтированная велодорожка шириной метра два, которая идет параллельно автостраде. Я живу возле Рейна — это граница с Францией. И я часто езжу в Страсбург: велодорожки идут вдоль Рейна — там тоже приятно ехать, — объясняет собеседник.

Выходит, когда есть свободное время, можно запросто сгонять во Францию на обед, а к ужину вернуться домой. Для планирования маршрутов можно использовать различные приложения, к примеру komoot.

— Я удивлен: оно, оказывается, и в Беларуси работает. Выбираешь тип велосипеда, задаешь точки маршрута, и программа рассчитывает для тебя оптимальный маршрут. Я так и спланировал свою поездку. Естественно, по автобанам нельзя передвигаться на велике, но в Германии есть возможность ехать по велодорожкам или по обычным автодорогам. Я пользовался этой навигацией, и так вышло, что примерно 70—80% немецкого маршрута прошли именно по асфальтированным велодорожкам. Не так часто приходилось выезжать на автомобильные дороги, — рассказывает Кирилл.

Перекусим?

Если ехать так далеко и так долго, первостепенную роль играет вопрос питания и возможность пополнить провизию в пути.

— Я готовился к поездке, у меня была какая-то еда, бутерброды. И в том числе всякого рода энергетические, протеиновые, высококалорийные батончики. Я взял их много, и за четыре дня — по одному, по два за каждый перекус — все съел. Также делал остановки по пути. Вначале каждого дня плотно завтракал: в отеле или у друзей. После первых 50 км делал паузу на кофе с чем-нибудь сладким, а еще через 50 км останавливался на обед. В первый день, к примеру, у меня была пицца с колой. Вообще я не пью сладкие напитки, но когда занимаешься спортом, даже кола не помешает — она дает глюкозу, моментально повышая энергию, — говорит врач.

Найти кафешку или пиццерию в Германии обычно не составляло труда. Через каждые 10—15 км велосипедисту на дороге попадалась то деревушка, то городок. Можно было не планировать все заранее, а спонтанно останавливаться в понравившемся месте для перекуса. Но бывало и иначе.

— Заключительный немецкий этап я ехал через баварские деревушки: очень здорово, очень красиво, прекрасные виды. Но деревушки эти были такими маленькими, что вопрос общепита там, по сути, никак не решался. В результате ты едешь по отличной велодорожке, любуешься пейзажем, а поесть негде. Проехав 70 км, я стал присматривать место для обеда, но что-то подходящее нашел только тогда, когда проехал еще 50. И я просто физически чувствовал, как энергия меня покидает, — вспоминает собеседник.

Есть у велосипедистов такое понятие — заголодал. В Германии используется свой термин, который дословно можно перевести как «голодная ветка». Как ни называй, а суть одна: вовремя не поел, недополучил калорий — организм отказывается выполнять тот объем физических нагрузок, который ты запланировал. Ощущения сложно с чем-то сравнить: чувствуешь себя человеком, которому жизненно важно поесть. Прямо сейчас! И даже что-то съев, нужно дождаться, пока энергия начнет возвращаться вместе с полученными калориями.

Onlíner рекомендует
термос, 1 л, до 26 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет серебристый
термос, 1 л, до 28 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет серебристый
термокружка, 0.4 л, до 8 ч, колба: сталь, корпус: сталь, цвет серебристый

Запоминается это, запоминается и другое.

— Мне понравилось ехать по Баварии: это другой регион, дорога не заводит в большие города, там идет деревня за деревней, немцы заняты сельским хозяйством, собирают хлеб, в каждой деревне своя небольшая пивоварня — картинка очень красивая. И в этом тоже свой контраст. Где-то в крупных индустриальных центрах строят большие здания, офисные помещения, покупают классные машины. А у другого человека мечта как-то иначе засадить поле хмелем или купить новый трактор — и это тоже красивая, настоящая жизнь, — едва заметно улыбается Кирилл.

Нюрнберг — Вильнюс

Билет на самолет обошелся парню в 23 евро. Багажное место для велосипеда — еще в 60.

— С оформлением все просто: я указал, что у меня негабаритный груз, оплатил провоз. Велосипед нужно упаковать. Самое простое — использовать для этого картонную коробку, в которой продают новые велосипеды. У моих друзей как раз такая сохранилась, но если прийти в любой веломагазин и попросить у них коробку — то, я думаю, удастся как-то решить проблему, — полагает собеседник.

Кирилл минимально разобрал велик: колеса снял, руль открутил и уложил на бок. Все это засунул в коробку, куда сложил также все свои спортивные вещи, сумки, фляги для воды. Кроме того, нужно не забыть спустить колеса: меняется давление, а в шоссейных шинах оно и так в районе 6—8 атмосфер. Не стоит рисковать. Велосипедист не смог открутить педаль, поэтому сделал дырку в коробке: так она и торчала всю дорогу. Но ничего, все доставили в целости и сохранности.

— В итоге провоз велосипеда на самолете оказался гораздо проще, чем я предполагал. Прилетев в Вильнюс, я получил багаж. Дальше два варианта: или брать эту коробку с собой в отель, или собирать велик на месте. Я посмотрел, что отель возле аэропорта подорожал — 80 евро за ночь, зато если отъехать в сторону Минска на 5 км, то там номер стоит уже 35 евро. Поэтому решил собрать велосипед в аэропорту, — рассказывает молодой человек. — Сделал это прямо в зале ожидания. Люди смотрели, удивлялись. Минут через 10 подошел охранник. Я заговорил с ним по-английски: поздоровался, спросил, есть ли какая-то проблема из-за того, что я занимаюсь в аэропорту сборкой своего велика. Мне показалось, что охранник не понял, потому что ничего мне не ответил, зато сел рядом и наблюдал, пока я не закончил. Все это заняло минут 15—20. Коробку я оставил возле мусорных баков — все, можно было продолжать путешествие.

Что за велосипед и что в сумках?

У Кирилла Merida. Без понтов, но со вкусом. Карбоновая рама, хороший, но не новый обвес Shimano Ultegra 6700, алюминиевые колеса Mavic.

— Велосипед с педалями весит, думаю, где-то 8 кг. И навесил я на него еще 13—14 кг. Всю одежду, которую я вез с собой (джинсы, майка, кеды), и умывальные принадлежности сложил в одну сумку. В другой вез полотенце, дождевик, зарядные устройства, держатели для экшен-камеры — я снимал видео. Плюс батончики, которые можно было легко вытащить, — это все крепилось на раме. В подрульной сумке лежали самые ценные вещи: документы, телефон, деньги. Ее можно быстро отцепить — я всегда снимал ее и забирал с собой, когда шел, к примеру, в кафе, — говорит собеседник.

28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano 105/передний Shimano 105, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.7 кг
Нет в наличии
28", шоссейный, углепластик (карбон), вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 22 скор. (2х11), переключатели: задний Shimano Ultegra/передний Shimano Ultegra, тормоз дисковый гидравлический, вес 9.4 кг
Нет в наличии
28", рама 58cm, шоссейный, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 16 скор. (2х8), тормоз ободной механический, вес 12 кг
Нет в наличии

Дополнительно внизу рамы была маленькая сумка с инструментом, запасной камерой, смазкой для цепи. Какой бы ни была дорога, цепь через каждые 100—150 км нужно смазывать.

— Вообще, я стал фанатиком велодвижения и всего того, что связано с велосипедами. У меня есть ситибайк для города — просто для того, чтобы не использовать машину. Шоссейник — это для длительных расстояний. Плюс есть гравел — на нем здорово ездить, если хочешь свернуть в лес или катаешься в межсезонье, когда кругом листья, а на дорогах больше грязи, — перечисляет парень.

За трендами и модой он не гонится.

— Я перепробовал много велосипедов. У меня в подвале есть мастерская, где я могу заниматься своим хобби: покрутить винтики, собрать-перебрать велики себе или друзьям. Перепробовав разные велосипеды, я пришел к выводу, что чрезмерные инвестиции не приносят ожидаемых результатов. Если ты профессиональный спортсмен, такие суммы, возможно, оправданны, но лично для моих потребностей, для моего стиля езды велосипеда, который (бэушный) стоит в Германии до тысячи евро, более чем достаточно. Стандартная хорошая механика, если она чистая, ухоженная, работает тоже очень хорошо, плюс она проще и поэтому в каком-то смысле надежнее. Я знаю каждый винтик, каждый тросик, знаю, что с этим делать, — для меня это важно, — подчеркнул велосипедист.

Граница. Беларусь

Дорога из Вильнюса до белорусской границы заняла часа полтора.

— Всю границу я проехал за 22 минуты — это просто великолепно, если учесть, по сколько часов там стоят автобусы или автомобили. Показал паспорт на одном контроле, потом на другом, открыл свои небольшие велосумки — никаких вопросов ко мне не возникло, — восторгается собеседник. — Но вообще граница меня поразила. Я имею в виду то, что там происходит. С литовской стороны весь забор заставлен сотнями велосипедов: старыми, людям их явно не жалко. То же самое — с белорусской стороны. Видимо, кто-то приезжает на машине, оставляет ее, берет велосипед и едет на нем через границу. На заправке я остановился выпить кофе: приехала машина, двое парней выгрузили из багажника какие-то старые велики и уехали на них, машину оставили. Насколько я понял, кто-то на противоположной стороне их встречал.

Ходят слухи, что на границе к велосипедистам все же могут возникнуть дополнительные вопросы. Говорят, что в Литве могут потребовать наличия дорожного жилета со светоотражающими вставками. А с белорусской стороны велосипед могут проверить на соответствие правилам дорожного движения, в том числе убедиться в наличии всех катафотов, звоночка.

— Ко мне никто не придирался. Жилета у меня не было, но на велосипедной экипировке есть световозвращающие элементы. В повседневной жизни звоночек на велике есть — он реально нужен. Но катафотов нет — скажу честно. Как-то на шоссейном велосипеде это выглядит странновато, — отмечает молодой человек.

Уже в Беларуси Кирилла встретил его друг — последние 90 км проехали вместе. Перекусили в Сморгони.

— Инфраструктура для велосипедистов, к сожалению, не идет ни в какое сравнение с немецкой. Если в больших городах, в новых микрорайонах еще есть какие-то велодорожки, то в 50 км от Минска исчезает все. При этом по Беларуси легче ехать потому, что рельеф очень ровный, почти нет подъемов, — добавляет парень.

«Это лучшее, что я сделал для себя за год»

— Знаешь, ведь это путешествие в Беларусь — пока самое яркое из того, что я делал на велосипеде. И честно скажу: это лучшее, что я вообще сделал для себя за год. Моя голова полностью отключилась от всех дел, я просто ехал, отдыхал. Даже если дождь лил полдня и я сильно вымокал, это не портило мне настроения, потому что я занимался физической нагрузкой, любовался пейзажем — все это мне очень нравилось. Да, бывают тяжелые моменты: дорога начинает подниматься в гору, приходится изнурительно работать на педалях. Но всякий раз впереди поджидает спуск, который все перекрывает с лихвой, — говорит Кирилл, глядя на проплывающие облака.

28", рама 20", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 17.3 кг
Нет в наличии
Onlíner рекомендует
28", городской, алюминий, вилка жесткая, трансмиссия 27 скор. (3х9), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Altus, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
26", рама 17", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной
Нет в наличии

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by