27 октября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Сегодня вступают в силу обновленные Правила дорожного движения. Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Сегодня, 27 октября, начинает действовать новая редакция Правил дорожного движения, анонсированная уже достаточно давно и вобравшая в себя значительное число изменений. Они должны расставить точки над «i» в давно назревших вопросах, а также законодательно закрепить то, что и прежде имело место на дорогах. Как будем ходить и ездить теперь? Разбираем наиболее резонансные изменения с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.

О пешеходах, переходах, правиле двух полос

Указ №145 «О совершенствовании организации дорожного движения», который внес изменения в Правила дорожного движения, был опубликован еще в апреле. Теперь он вступает в силу, то есть с сегодняшнего дня мы живем по новым ПДД.

Существенные изменения касаются обязанностей водителей по отношению к пешеходам и велосипедистам, которые пересекают проезжую часть. В том числе закреплено правило двух полос.

Пункт 116 ПДД: при подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту.

Важно: пешеходу водитель обязан именно предоставить преимущество, а не просто уступить дорогу. То есть обязан предоставить право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения — это прописано в пункте 2.51 ПДД. И тут же поясняется, что преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности).

Короче говоря, исчез повод для спора относительно того, пришлось ли пешеходу менять скорость и направление движения.

— Формулировку пункта 116 ПДД меняют уже не в первый раз с 2005 года. А ведь когда-то он звучал идентично тому, как сформулирован пункт 108: на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения. Только в пункте 116 уступать дорогу нужно было пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, — отмечает Юрий Краснов.

Изменения же вносились и вносятся для того, чтобы предусмотреть снижение водителем скорости при подъезде к переходу и определить порядок предоставления преимущества пешеходу.

— Вот почему мы проводим параллель с пунктом 108. Что делает водитель, подъезжая по второстепенной к пересечению с главной дорогой? Он снижает скорость. То же самое следует делать при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу. Есть место, где один участник дорожного движения должен уступить дорогу другому, — вот и все, и не столь важно, висит ли там знак «Уступить дорогу» или знак «Пешеходный переход», — считает преподаватель.

Юрий Краснов помнит, что даже за его водительский стаж подход в этом вопросе менялся коренным образом.

— Еще когда я учился в автошколе, нам говорили, что главный на дороге — автомобиль. А пешеход не должен мешать машинам ездить. Это была концепция того времени: транспортные средства на дороге — главные. Затем концепцию решили поменять, и должна была выработаться привычка. Но мы держим в уме, что некоторые соблюдают правила не для того, чтобы безопасно ехать, а чтобы их не оштрафовали. Если такой водитель увидит инспектора — тогда он пропустит всех. А нет инспектора — он будет прикидывать, успеет проскочить или нет. Есть и те, у кого не получается оценивать ситуацию вокруг, — продолжает собеседник.

В этом плане правило двух полос — та мера, которая позволяет разобраться в спорных ситуациях.

— По сути, это взято из Комментария к Правилам дорожного движения — документа, в котором систематизируется подход к трактовке ПДД и которым и раньше пользовались инспекторы. Теперь эту норму перенесли непосредственно в Правила, тем самым предоставив водителю дополнительный критерий оценки ситуации на переходе. Но это не значит, что к переходу нужно подъезжать с той же скоростью, не замедляясь, и пытаться лишь оценивать, сколько там полос до кого. Это может быть очень опасным. Кто-то увидит пешехода, который собирается выйти на дорогу или уже движется по переходу. Водитель ускорится, чтобы проскочить, соблюдая правило двух полос. А в этот момент с другой стороны может выйти человек или произойдет еще что-то неожиданное, — предостерегает наш эксперт.

— Самое главное — не сколько полос было между водителем и пешеходом, а снижал ли водитель скорость настолько, чтобы в случае чего уступить дорогу пешеходу.

Человек за рулем может думать, что все просчитал, а в этот момент какая-то важная деталь ускользает от него. Снижение скорости в этом плане дает больше шансов, больше времени на реакцию. Именно это должно сидеть в голове у автомобилиста, а не то, сколько полос он насчитал до пешехода, — убежден Юрий Краснов. — Так и напиши: все, что важно применительно к этой теме, — как не сбить пешехода. Я по умолчанию подъезжаю к переходу на небольшой скорости, вне зависимости от того, сколько и где полос. Сейчас появились не только велосипеды, но и самокаты, моноколеса. Ты только осмотрелся, что никого нет, а тебе наперерез уже летит такой мобильный «пешеход».

Инструктор предлагает комплексный подход для решения проблемы безопасности на пешеходных переходах.

— Если водитель не уступил дорогу пешеходу — это не означает, что он именно не хотел этого делать. Возможно, он не сумел правильно оценить ситуацию. Поэтому, во-первых, людей нужно учить. Во-вторых, заниматься повышением квалификации водителей. А в-третьих, заниматься созданием такой дорожной инфраструктуры, которая бы исключала опасные ситуации по определению. Островки безопасности, заужения, разные уровни, на которых расположены дорога и переход, — есть много примеров того, как инженерные решения повышают реальную безопасность, — говорит преподаватель.

О поворотниках на круговых перекрестках

Сколько же споров еще недавно вызывал вопрос о том, нужно ли включать указатель поворота при выезде на перекресток с круговым движением, и если нужно, то какой именно: левый или правый? А перед любым кругом в городе, начиная с великой и ужасной площади Бангалор, можно было увидеть (как раньше, так и сейчас) все возможные варианты: одни показывают налево, другие — направо, кто-то не включает вообще ничего. И у каждого своя понятная логика.

Новая редакция Правил дорожного движения должна устранить разночтения.

Пункт 57-1 ПДД: при въезде на перекресток, где организовано круговое движение, подача сигнала световыми указателями поворота не производится.

— Действительно, правило не включать поворотник перед выездом на круг устраняет все спорные моменты. Ведь даже инструкторы в автошколах учили по-разному. Теперь все прозрачно: въезжаешь на круг — не включаешь указатель поворота, съезжаешь с круга — включаешь правый поворотник, — комментирует Юрий Краснов.

Многие сторонники такого подхода указывают на то, что аналогичная практика уже давно действует в Европе: на круг мы все выезжаем в одну сторону, так зачем же включать указатель поворота?

— Вместе с тем этот подход не безупречный. По такому же принципу давайте не включать поворотники на Т-образных перекрестках — зачем? К примеру, перекресток улиц Короля и Немиги — там на зеленый свет разрешено движение только направо. Так что, не показываем поворот? — спрашивает наш эксперт.

Не торопитесь отвечать, вопрос же с подковыркой.

— Нужно понимать, как водитель визуально воспринимает обстановку. Бывает, ты подъезжаешь к перекрестку и видишь, что ситуация вокруг развивается таким образом, что твой указатель поворота поможет водителям сориентироваться. В конце концов, водитель за тобой может элементарно не знать маршрута, и твой поворотник привлечет его внимание. Причем моргающий свет фокусирует на себе даже быстрее, чем стоп-сигнал, — рассуждает инструктор.

Чтобы увидеть, как все происходит на практике, мы выезжаем в город. И разумеется, на площадь Бангалор — где же еще обсуждать круговые перекрестки.

— Долгое время многие водители пользовались своей собственной системой: если при выезде на круг показываешь правый поворот — значит, на первом же съезде уходишь направо, а если моргаешь левым — значит, пойдешь по кругу. Пока левый не выключается — продолжаешь движение по перекрестку, а переключился на правый — значит, съезжаешь. Впрочем, о новшествах в ПДД было известно давно, и большинство водителей уже перестроились — при выезде на круг не включают никакой указатель поворота, а при съезде включают правый, — констатирует Юрий Краснов, подъезжая к упомянутой площади.

Впереди на светофоре стоят несколько автомобилей. Грузовичок с номерами 6-го региона находится в крайней правой полосе перед выездом на круг, у него горит левый поворотник. Самосвал в средней полосе не показывает ничего.

— Вот посмотри, легко догадаться, что грузовичок на первом съезде не свернет, а пойдет дальше по кругу — согласен? — говорит инструктор. — А куда двинет МАЗ, мы пока не знаем.

Именно так: грузовик с шестеркой на знаке проехал с левым поворотником первый съезд, потом заморгал правым и ушел на второй съезд, на улицу Сурганова. Туда же поехал самосвал, но он включил правый поворотник непосредственно перед съездом с круга.

Мы проехали площадь Бангалор несколько раз и лишь убедились в том, что большинство водителей легко перестроились на новый лад и уже не пользуются указателями поворота при выезде на круговой перекресток. А если кто-то их и включает, то этот код легко считывается.

— Главное, не забывать, что поворотником можно не пользоваться именно при въезде на круг. Потому как некоторые забывают его показывать при съезде или перестраиваются в другую полосу, никак об этом не предупреждая, — делает замечание преподаватель. — Также важно помнить, что есть перекрестки с «разрезанным» кругом: Притыцкого — Пушкина, к примеру, или Радиальная — Ваупшасова. Это не круговые перекрестки — смотрите на знаки, там указателями поворота пользоваться нужно.

О средствах персональной мобильности

Нововведение, которого, возможно, ждали больше всего, — это включение в ПДД средств персональной мобильности, то есть электросамокатов, гироскутеров, сегвеев. Их приравняли к пешеходам, то есть транспортными средствами они не считаются. В то же время у них должны быть исправные тормоза и руль.

Пункт 2.60-1 ПДД: средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Пункт 17.4 ПДД: пешеход обязан при использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов.

— Любой человек, который управляет чем-то, что движется быстрее скорости пешехода, по сути становится водителем. Моноколеса, самокаты и все прочее в Правилах дорожного движения назвали средствами персональной мобильности, но суть остается той же, — уверен Юрий Краснов. — Дело в том, что водитель и пешеход по-разному воспринимают окружающее пространство во время движения.

Преподаватель пояснил, что для пешехода важно направление на цель. Он идет по улице, он может смотреть себе под ноги, может разглядывать витрины магазинов или глядеть в смартфон. Посмотрел, где та точка, куда он собирается прийти, и все, туда можно не смотреть, а просто двигаться в том направлении. Скорость, с которой идет пешеход, позволяет ему вовремя среагировать: остановиться, если потребуется, или изменить направление.

— Для водителя же важен динамический градиент, то есть скорость приближения объектов, которые он видит. Любой человек, который передвигается на каком-либо устройстве, смотрит вдаль. Не может самокатчик или велосипедист ехать и постоянно смотреть на свой руль. Ему важно, с учетом его скорости, в перспективе понимать, как развивается обстановка, — говорит эксперт.

— Люди на средствах персональной мобильности, которых приравняли к пешеходам, должны учитывать, что они воспринимают окружающий мир как водители.

Пешеход видит дорогу иначе, пешеход как будто живет внутри своего собственного пространства, достаточно маленького. Если мы на скорости проезжаем мимо пешеходов, то от них можно ожидать чего угодно: кто-то может шагнуть в сторону, побежать. И на это трудно среагировать, двигаясь на скорости, что чревато опасными ситуациями, — предупреждает Юрий Краснов.

Любопытный момент: велосипедист в ПДД — это водитель транспортного средства, то есть велосипеда. А человек на самокате — пешеход, хотя скорость движения и маневренность сопоставимы.

— Водители в основной массе мониторят изменения в Правилах дорожного движения — как минимум для того, чтобы не попасть на штраф. А люди на самокатах, как и пешеходы, обычно на это внимания не обращают, разве что случайно в новостях что-то увидят. Они знают, что на зеленый — можно, на красный — нельзя. Все! И получается, что единственный участник дорожного движения, который обычно неплохо знает ПДД, — это водитель. И ведь нет обязательных школ для пешеходов, для электросамокатчиков, хотя какие-то уроки, возможно, не помешали бы, — рассуждает собеседник.

На тротуаре тоже существуют некоторые типичные опасности, которые нужно держать в уме.

— Во время движения смотрим по сторонам, замечаем пешеходов, в особенности детей — они могут внезапно побежать в другую сторону, иногда прямо под колеса. Непредсказуемы собаки, к тому же их обычно выгуливают на поводке, а его бывает трудно разглядеть. Лучше перестраховаться и снизить скорость вблизи выходов из зданий, а также возле остановок общественного транспорта. Ну и конечно же, велопереезды и пешеходные переходы: даже если водитель обязан уступить, нужно помочь ему тебя увидеть. Как водитель, я хорошо понимаю, что на переходе нет никого опаснее, чем какой-нибудь самокатчик, который на скорости выезжает фактически у тебя из-за спины. Скорость у него может быть под 25 км/ч, то есть вовремя заметить его, спрогнозировать появление бывает крайне трудно, в особенности при повороте направо, — отмечает Юрий Краснов.

Инструктор не занудствует, он сам прекрасно ездит на моноколесе и понимает ситуацию с обеих сторон.

— Подъезжая к переходу, нужно снижать скорость. Многие этого не делают, а наоборот, стараются проскочить: я это наблюдаю постоянно и, думаю, буду наблюдать еще очень долго. Когда я еду на моноколесе и, допустим, вижу, что водитель меня не заметил и не пропустил, то я не еду ему под колеса и не возмущаюсь, а спокойно пропускаю, потому что это никакая не проблема. Пусть я даже остановлюсь перед «зеброй» — это секунда промедления, а пользы от такой осторожности может быть очень много, — считает преподаватель.

С учетом скорости средств персональной мобильности и необходимости отслеживать ситуацию вокруг, можно попасться в еще одну ловушку, пересекая проезжую часть. Подъезжаешь к переходу, глянул на светофор — зеленый. Потом перевел взгляд на пешеходов, на бордюр, еще на что-то, и выясняется, что зеленый не горел, а уже моргал, и за эту секунду он переключился на красный — машины вот-вот поедут, а ты на скорости.

— Со мной такое однажды случилось. Я чуть не лег на спину на этом колесе — так тормозил, — признается Юрий Краснов.

— Успел?

— Успел!

Считаете, что у вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by