КРАСНОВ

Парадоксы на перекрестках: оба должны уступать и оба друг друга боятся. Разбор с Красновым

11 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Парадоксы на перекрестках: оба должны уступать и оба друг друга боятся. Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Сразу несколько наших читателей обратились с одним и тем же вопросом. Он касается перекрестка улиц Володько и Аранской в Минске. Автомобили едут с разных направлений, одни поворачивают направо, другие разворачиваются. Что здесь такого? А то, что непонятно, кто должен уступать. Причем в неловкой ситуации оказываются прежде всего водители, которые знают правила дорожного движения и неукоснительно их придерживаются. В парадоксальной ситуации разбирался Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

Письма читателей

«Не могли бы вы разобрать, как следует правильно проезжать перекресток улиц Володько, Могилевской и Аранской в Минске, а именно, кто кому должен уступать? — попросил один из наших читателей. — Ситуация: машина разворачивается (можно из двух полос) на улице Аранской по дополнительной зеленой стрелке с основным красным налево, затем перестраивается в правую полосу для заезда на АЗС. Одновременно с этим другая машина поворачивает направо (тоже можно из двух полос), с улицы Володько на улицу Аранскую, по дополнительной зеленой стрелке с основным красным. Вроде и первая машина должна уступать, и вторая должна уступать. У кого приоритет — не совсем очевидно. Часто проезжаю этот перекресток и всегда очень аккуратно. Другие водители проезжают его кто как: кто-то уступает, кто-то нет».

Разве так бывает, что и один должен уступать, и другой должен, и ни у кого нет преимущества?

«Непростая развязка Володько — Аранская, — подтверждает другой читатель. — С двух направлений встречаются машины, проехавшие на зеленую стрелку с основным красным. Там одновременно на одном светофоре горит стрелка поворота направо с основным красным, и на другом светофоре горит стрелка поворота налево с основным красным. По ПДД при таком повороте надо всех пропустить. Отсюда путаница: если разворачиваться на Аранской (это происходит часто, там заправка сразу после разворота) через светофор (зеленая стрелка с основным красным), то встречаешься с поворачивающими направо, с улицы Володько (у них на светофоре тоже зеленая стрелка с основным красным). Одни водители начинают пропускать, разворачивающиеся — тоже пропускают, начинаются дерганья, что может привести к ДТП. Такие развязки еще где-то есть».

Были и другие сообщения с тем же вопросом: кто должен уступать, если на двух светофорах горит основной запрещающий сигнал со стрелкой для поворота?

Разбор у доски

Краснов ловко изображает схему перекрестка на доске.

— Действительно, ситуация парадоксальная. Подъезжаем к перекрестку, на светофоре горит основной красный, но включена дополнительная секция для поворота (зеленая стрелка). При этом мы же не видим, какие сигналы светофора у водителя на другом направлении. Мы должны уступать, правильно? Но оказывается, что другой водитель в аналогичной ситуации и тоже должен нам уступать, — констатирует преподаватель.

— Представим, что один идеальный водитель видит свои сигналы светофора и собирается всем на перекрестке уступить. И другой водитель — тоже идеальный — знает ПДД и тоже всем уступает. Вот они встретились на этом перекрестке — и как им быть? Вызывать регулировщика?

А что по ПДД?

Открываем Правила дорожного движения, читаем.

Пункт 104: 

при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Если бы горел основной зеленый и стрелка — водитель имел бы преимущество, что предусмотрено тем же пунктом Правил. Но у обоих основной сигнал — красный. Оба водителя обязаны руководствоваться озвученным требованием и уступать… друг другу.

Почему не работает «помеха справа»?

— Сейчас в интернете появились эксперты, которые утверждают, что в таких случаях водители должны разбираться по помехе справа. Дескать, пункт 69 ПДД в помощь. Это неверно! — утверждает ведущий рубрики.

О чем вообще речь, давайте напомним.

Пункт 69:

в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена настоящими Правилами, дорогу обязан уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

— «Если очередность проезда не оговорена» — видите? А мы разбираем ситуацию на конкретном, я подчеркиваю, регулируемом перекрестке, то есть на перекрестке, где очередность движения определяется сигналами светофора (определение регулируемого перекрестка дано в п. 102 ПДД).

Очередность проезда оговорена, применение п. 69 ПДД исключено, — однозначно заявляет Юрий Краснов.

Разбор на месте

Выезжаем на тот самый парадоксальный перекресток улиц Володько и Аранской. Действительно, он не единственный такой в Минске — прав был читатель. Пересечение двух дорог, где в один момент на светофорах горит основной красный с дополнительной стрелкой, — присмотритесь, возможно, увидите такой на своем привычном маршруте.

— Конкретно на этом перекрестке, конечно, есть свои факторы, которые усложняют ситуацию в целом. Поворот с улицы Володько разрешен сразу из двух полос. При этом разворачивающиеся на улице Аранской автомобили зачастую не могут попасть в крайний левый ряд, чтобы траектории не пересеклись, да и технические решения, чтобы исключить такие ситуации, там не применялись, — констатирует инструктор по вождению.

Сначала мы решаем понаблюдать за ситуацией со стороны. Действительно, большинство разворачивающихся авто потом перестраиваются вправо для заезда на заправку, и для этого есть совсем небольшой отрезок — меньше 50 метров.

— Многие замедляются, даже останавливаются. Определяют между собой, кто поедет первым. Сразу видно, кто знает правила: он здесь пытается уступать дорогу. Хотя его же за это могут обсигналить. Вон Toyota аккуратно проскочила с разворота сразу в крайний левый ряд. А у микроавтобуса не получилось — тормозит, уступает. А чего эти, с Володько, так смело несутся перед ним направо? Они же тоже должны уступать. Скорее всего, местные, знают особенности этого перекрестка, — предполагает Краснов.

Садимся в машину, будем пробовать сами.

— Проблему решил бы запрет разворачиваться на перекрестке, — рассуждает наш водитель. — Либо можно попытаться технически не допустить, чтобы траектории с этих направлений пересекались. Но даже если нанести разметку 1.7, все равно будет кто-то, кто не впишется в разворот — мы это видели на примере микроавтобуса, — и все повторится.

Поворачиваем направо, с улицы Володько на улицу Аранскую. В этот момент впереди разворачиваются другие автомобили.

— Мы обязаны уступать им дорогу по п. 104 ПДД: у нас же основной красный со стрелкой. И гипотетически мы не знаем, какой сигнал у тех, кто разворачивается, — комментирует инструктор.

Он притормаживает, чтобы выполнить требование упомянутого пункта. В этот момент сзади раздается пронзительный вопль клаксона.

— Смотри-ка, кто понаглее, не привык, чтобы здесь останавливались и кого-то пропускали. А Правила все помнят? — усмехается наш водитель. — Когда люди часто ездят по одному и тому же маршруту, они привыкают к определенной модели поведения. И когда кто-то в эту модель не вписывается, они начинают нервничать, им кажется, что ты ведешь себя не так, как все привыкли. Но как привыкли — не всегда так, как правильно.

Настолько нетерпеливым оказался водитель Ford Explorer — он резко опередил нас за перекрестком. Нам спорить недосуг, разворачиваемся, чтобы проехать тот же перекресток по улице Аранской.

— Мне горит стрелка, я разворачиваюсь. При этом я должен уступать другим водителям, а они должны уступать мне. Нужно, чтобы люди друг другу помогали — кто-то должен пропустить, — считает наш эксперт.

Так и происходит: один из поворачивающих с улицы Володько водителей притормаживает, явно пропуская нашу машину.

— Так здесь и разъезжаются — по ситуации. Кто-то кого-то пропустит. Некоторые (те, кто знает маршрут) едут понаглее — видят, что их боятся. Но хватает и взаимного недопонимания.

Как водителю с ходу разобраться в ситуации, если он видит сигнал светофора, знает, что должен уступать, и не понимает, почему тот, кому он уступает, не хочет пользоваться предоставляемым преимуществом?

Еще один запутанный перекресток

Раз уж зашла речь про сложные перекрестки, Краснов везет нас на пересечение улиц Калиновского и Всехсвятской. Что в нем особенного?

Стандартная ситуация: одновременно с двух сторон — по Калиновского в направлении проспекта и по Всехсвятской — загорается зеленый. Плюс по Калиновского горит стрелка направо.

— Водители, которые поворачивают с улицы Всехсвятской налево, выезжают на перекресток, но уехать не могут: нужно пропускать встречных. В час пик движение здесь весьма интенсивное, причем направо по улице Калиновского можно ехать сразу из двух полос, — рассказывает ведущий рубрики.

Очень часто эти машины так и не уезжают с перекрестка к тому моменту, когда режим светофора меняется, загорается красный свет. При этом дополнительная секция направо на светофоре по улице Калиновского продолжает гореть. Теперь это стрелка с основным красным, то есть на перекрестке нужно уступать.

— В результате для водителей на перекрестке мало что меняется. Их должны пропускать, но они-то этого не знают, они же не видят сигналов чужого светофора. Эти по Калиновского поворачивают себе из двух полос. Загорается зеленый для другого направления. В результате такой нервотрепки водители начинают щемиться с перекрестка, а к чему это приводит — мы хорошо знаем, — отмечает преподаватель.

И что, по ПДД никак не разобраться?

В том-то и парадокс ситуации, что сделать это не так просто.

Водители, которые движутся по улице Всехсвятской и поворачивают налево, на улицу Калиновского, на основной сигнал светофора, обязаны пропускать тех, кто едет по улице Калиновского. Почему? Открываем Правила дорожного движения.

Пункт 103:

при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. 

Если автомобилям, которые движутся по улице Калиновского в направлении проспекта, горит основной зеленый со стрелкой — нет проблем, у них преимущество. Но как только основной сигнал меняется на красный, ситуация становится противоположной — уступать теперь должны они.

Пункт 104:

при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с зеленым сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений.

Снова выходит, что одни должны уступать и другие должны уступать?

— Допустим, водители знают ПДД и хотят уступить автомобилю на перекрестке по 104-му пункту. А он все равно боится ехать, потому что должен уступать по 103-му. В этот момент ему сбоку сигналят те, кто по Калиновского едут со стороны проспекта, мол, че стал?! 

Если бы стрелка на улице Калиновского гасла, то машины, поворачивающие со Всехсвятской, спокойно уезжали бы с перекрестка. А когда загорается зеленый — пусть и стрелка включается. Пока же водителям опять приходится разбираться между собой: но одни уступят, а другие только прибавят ходу, стараясь напугать, — говорит Юрий Краснов.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:

«Водители вспомнят о ПДД, если нужно будет разбираться, кто виноват в ДТП. Но наша главная идея — не устанавливать виноватых, а способствовать тому, чтобы ДТП вообще не случилось».

Резюмируем

— Знаешь, какой есть положительный момент в этих парадоксах на перекрестках? — вдруг спрашивает Краснов.

— Какой?

— Обычно аварии там не происходят. Оба водителя едут и боятся друг друга, потому что каждый знает, что должен уступать, и на всякий случай готов это сделать. 

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


15.6" 1920 x 1080, IPS, 144 Гц, Intel Core i7 12650H, 16 ГБ DDR5, SSD 1024 ГБ, видеокарта NVIDIA GeForce RTX 3050 Ti 4 ГБ (TGP 75 Вт), без ОС, цвет крышки черный, аккумулятор 76 Вт·ч

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by