04 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

«Маршрутчик даже представить такого не мог, а оказался виноват». Краснов разбирает спорное ДТП при развороте

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Недавно в Гродно произошла авария, вызвавшая немало споров. Столкнулись Volkswagen Passat, который выполнил разворот и пытался уехать с перекрестка, и маршрутное такси, водитель которого двигался строго на разрешающий сигнал светофора и явно не ожидал, что кто-то выскочит наперерез. Посмотрев видео с моментом ДТП, почти 90% наших читателей, участвовавших в опросе, были уверены, что виноват водитель Volkswagen Passat. Но по итогу разбора в ГАИ была установлена виновность водителя маршрутки, причем к ответственности его привлекли вполне предсказуемо, если вчитаться в Правила дорожного движения. Вчитываемся вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.

ДТП на перекрестке

— Это ДТП — неудачное совпадение ряда факторов. Дорога хоть и не широкая, но места достаточно. Мне кажется, что водитель Volkswagen мог развернуться значительно раньше, начать свой маневр хотя бы с середины перекрестка, — комментирует Юрий Краснов, просматривая видео с моментом ДТП. — Допустим, он хотел пропустить автомобиль, который поворачивал налево, и поэтому проехал дальше — чтобы не мешать. Машина повернула, а водитель Passat стал выполнять разворот. Но затем почему-то замешкался: может быть, он заглох?

Еще одна версия — водитель Volkswagen испугался. Он увидел, что сигналы светофора переключаются, и понял, что автомобили с других направлений обязательно поедут через перекресток, как только загорится зеленый. Так и случилось.

— К этим водителям тоже вопрос: куда вы все поехали? Вы не видите, что машина еще не уехала с перекрестка? Вы должны стоять перед стоп-линией и ждать, пока он завершит маневр, — возмутился преподаватель.

Пункт 107 ПДД: при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.

— Серый Volkswagen тоже косвенно спровоцировал эту аварию. Нужно же понимать, что если на перекрестке автомобиль не может уехать, а ты под него подкатываешься вплотную, то ты его как бы подгоняешь. И водитель еще больше занервничает. Он может засмотреться на тебя и в итоге не заметит другую опасность. Может, Passat и не поехал бы под маршрутку, если бы его не спровоцировали, — продолжает наш эксперт.

Но случилось так, что водитель Passat, увидев, как ему показалось, пространство для завершения маневра, рванул с перекрестка и выехал прямо наперерез маршрутке.

— Это наихудший, но довольно типичный сценарий, когда в какой-то полосе водитель не видит застрявшую на перекрестке машину. У него закрыт обзор, он видит зеленый свет, видит, что дорога перед ним свободна, и едет. Вот, смотрим с 15-й секунды: маршрутчик наверняка видел, что машина перед ним уже проехала перекресток. Все, он уже ни на что не смотрит, а это неправильно: надо смотреть. На перекрестке автомобиль стоит поперек, ты должен его видеть — он же не просто так там стоит. Хотя бы скорость нужно было снизить, — рассуждает инструктор по вождению.

В последний момент водитель микроавтобуса попытался затормозить и увернуться вправо, но это не помогло, последовал удар.

— Один не успел, другой не увидел, и все — авария. Маршрутчик даже представить такого не мог, а оказался виноват: он должен был пропустить Volkswagen, дать ему уехать с перекрестка, — констатирует Юрий Краснов.

А к водителю Volkswagen Passat что, совсем никаких вопросов?

У многих появились претензии к тому, где именно на перекрестке разворачивался Volkswagen.

— Конечно, водитель мог выполнить свой маневр раньше, гораздо раньше. Даже с учетом того, что он пропускал поворачивающую машину, следовало остановиться перед центром перекрестка, дать ей проехать, а затем выполнить разворот безо всякой остановки, и тогда водитель маршрутки бы его увидел. Да Passat и сам гораздо раньше бы уехал с перекрестка, — объясняет преподаватель.

Юрий Краснов

Преподаватель, инструктор по вождению.


«У меня есть очень простая рекомендация: действуй так, чтобы тебя видели и понимали, что ты делаешь. А водитель Volkswagen сам создал себе проблему. Он максимально всех запутал, его действия были нетипичны, такого просто никто не ожидал. Если ты так ведешь себя на дороге — будь готов к неприятностям».

— А с точки зрения ПДД к нему претензий нет? Разве он мог разворачиваться так далеко от центра перекрестка?

— Это путаница, которая возникла в головах у многих водителей. В Правилах сказано, что при повороте налево транспортное средство должно двигаться как можно ближе к центру перекрестка — пункт 65.1. Но это требование касается только поворота налево, а не разворота. Для разворота в разрешенном месте правила всего два: уступить дорогу встречным и вписаться с первого раза.

Почему так важно развернуться с первого раза и какое правило часто нарушают водители?

— Разворот (это основное правило) выполняется с того места, с которого ты можешь вписаться. И это зависит как от перекрестка, где выполняется маневр, так и от особенностей транспортного средства (и от навыков водителя тоже), — говорит Юрий Краснов. — Нужно знать, что если на встречной стороне дороги три полосы, то практически любой легковой автомобиль при закручивании руля по максимуму не попадает в средний ряд, он попадает между полос: первой и второй. Редкий легковой автомобиль имеет такой радиус, чтобы вписаться в среднюю, ну либо должны быть очень широкие полосы, а лучше еще и разделительная.

Это, кстати, нужно помнить водителям, которые поворачивают в это время на дополнительную секцию направо.

— Такие водители очень смело при повороте едут в правый ряд, наивно полагая, что раз дорога широкая, то разворачивающийся водитель должен вписаться в середину. А вот и нет, радиус поворота не позволяет, — предупреждает инструктор по вождению.

Почему так важно вписаться с первого раза?

— Раньше движение задним ходом допускалось в тех случаях, когда не вписался при развороте на перекрестке. А потом это запретили, теперь двигаться задним ходом на перекрестке нельзя. Но, если откровенно, очень многие это правило нарушают. Есть грузовики, автобусы, даже микроавтобусы: ну может же водитель не рассчитать, не вписаться при развороте? И что из-за этого: останавливаться и стоять? Все равно он отъедет назад. Так что правило было жизненное, — считает Юрий Краснов.

Как развернуться, чтобы не попасть впросак?

Краснов — он же преподаватель — подходит к доске и начинает рисовать.

— Если перекресток большой, то разворот стоит начинать сразу же, когда выехали на перекресток. Но если полосы всего две, то с большой долей вероятности можно не вписаться, и водителю приходится проехать дальше, чтобы взять траекторию пошире, — проговаривает он, рисуя возможные варианты. — А если это грузовик? Он вообще по грушевидной траектории поедет, и ему можно — лишь бы никому не мешал и вписался.

— Вопрос из зала: можно ли разворачиваться на Т-образном перекрестке, если для этого приходится выезжать на дорогу с односторонним движением?

— Если нет знака, запрещающего этот маневр, или других факторов, указанных в пункте 72 ПДД, разворот на таком перекрестке разрешен. Кстати, есть и еще одно заблуждение, которое активно дублируется многими в том же YouTube, — дескать, при развороте запрещено выезжать на встречную полосу. Это кто-то снова домыслил требование пункта 65 ПДД — поворот налево или направо должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей дорог транспортное средство не оказалось на встречной полосе движения. Заметьте, речь о поворотах налево или направо, не о развороте! Если я разворачиваюсь с одной стороны на другую, то я не могу попасть на встречную полосу. И не слушайте вредных советов!

Наказали только маршрутчика, но почти все на видео вели себя не очень

Итак, короткое резюме о гродненской аварии: вопросы есть ко всем. Водитель Volkswagen Passat выбрал не самое удачное место для разворота, к тому же, начав маневр, почему-то остановился поперек дороги. А рванул именно тогда, когда водитель микроавтобуса, не ожидая подвоха, летел на всех парах.

— Человек, который выполняет разворот, должен прежде всего оценить размеры перекрестка, свою траекторию, ситуацию вокруг. Особенно если не знаешь маршрут. Держи в голове: никто не ожидает от тебя такого маневра, ты всем мешаешь, и поэтому тебе нужно быть предельно осторожным, — рекомендует Юрий Краснов.

Впрочем, после начала маневра водителю было поздно от него отказываться — нужно было уезжать с перекрестка.

Пункт 106 ПДД: водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка, при этом он обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо.

— Это правило: если машина выехала на перекресток — ей нужно дать уехать. А у нас если кто-то вдруг застрял посреди перекрестка, все остальные все равно едут как ни в чем не бывало. Он мешает, ему сигналят, объезжают, вместо того чтобы просто стоять на месте и дожидаться, пока человек закончит маневр. Да и те, кому не повезло оказаться в такой ситуации, уже по привычке даже не рыпаются: они знают, что все равно никто не пропустит, — качает головой преподаватель.

Причем это касается любого автомобиля на перекрестке, а не только того, который вдруг оказался на вашей траектории. Теперь вопрос: все ли помнят, где находятся границы перекрестка?

Граница перекрестка определяется линиями дорожной разметки 1.37, а при ее отсутствии — воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей дорог (пункт 2.45 ПДД).

— К сожалению, у нас водители вообще не привыкли уступать дорогу машинам на перекрестке. Результат — такие вот ДТП, — констатирует Юрий Краснов.

Лайфхак от Краснова: как понять, что водитель будет разворачиваться?

Выезжаем отрабатывать теорию на практике.

— Почти всегда разворот будет неожиданностью для остальных водителей — они-то ждали, что ты поедешь налево. И из-за этого возникают проблемы. Вот я начинаю разворачиваться, и опа: кто-то мне помешал. Я останавливаюсь, чтобы в него не врезаться, и опа: я уже перекресток перекрыл. В этот момент светофор поменялся. Опа: все едут, как у нас и принято, а я поперек стою, и никто не дает закончить проезд перекрестка, — звучит как анекдот от Краснова, но ведь вполне жизненная ситуация, согласитесь.

Тем временем занимаем крайний левый ряд на проспекте Машерова. Впереди две машины с мигающим левым поворотником — повернут или развернутся?

— Видишь, Toyota выехала чуть вперед? Это уже признак того, что пойдет на разворот, — прогнозирует инструктор по вождению.

И точно, водитель лихо закручивает руль и уезжает в обратном направлении.

— Куда? А светофор? — воскликнули все разом, ведь дополнительная секция налево еще не загорелась.

Стоящий вторым Volkswagen, кстати, тоже стал разворачиваться.

— Здесь хорошо организовано движение, — констатирует преподаватель. — На перекрестке поворот налево, с улицы Богдановича, запретили, но сделали место для разворота сразу за перекрестком, чтобы люди могли развернуться никому не мешая, а затем уехать направо. В Минске уже немало таких мест, где участок для разворота выделен не на перекрестке, это позволяет избежать многих трудностей.

Наматывая круги по улицам и бесконечно разворачиваясь где только возможно, констатируем, что на перекрестках водители куда чаще поворачивают налево, чем разворачиваются. Если кому-то все же надо поехать в противоположном направлении, сразу чувствуется напряженность. Многие стараются проехать на перекрестке подальше, чтобы уж наверняка вписаться. Краснов бурчит по этому поводу, комментируя, что места для разворота чаще всего достаточно и можно все делать четче. Можно, но этому нужно учиться.

— Разворот — самый неудобный маневр на перекрестке. При повороте ты раз — и уехал, а при развороте оказываешься поперек дороги, причем для всех.

Поэтому мало знать правила, нужно еще оценивать: а вообще на этом перекрестке безопасно разворачиваться? Рационально ли совершать этот маневр именно здесь или лучше проехать в другом направлении, чтобы развернуться где-то дальше? А может, стоит выполнить несколько простых поворотов? Ну а если человек все же попал в затруднительную ситуацию, не нужно сигналить и объезжать его со всех сторон. Нельзя, если кто-то не успел завершить свой маневр, выезжать на перекресток, даже если горит зеленый, — твердит как заклинание Юрий Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Выбор покупателей
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, GPS, G-сенсор, экран 2" 480 x 360
основная камера: 140°, видео 1920x1080 H.264, G-сенсор, экран 1.5" 320 x 240

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by