Первый снег уже здесь, а это значит, что откладывать замену летних шин на зимние больше не стоит. Наверняка у каждого были вопросы к работникам шиномонтажа, которые они хотели бы задать, но боялись: вдруг они покажутся слишком нелепыми? Что ж, мы решили взять эту ответственность на себя и адресовали ряд абсурдных (и не очень) вопросов шиномонтажнику.
Подъехали к одному из столичных шиномонтажей сегодня утром, немного удивились: большого ажиотажа не наблюдается, работники в обычном темпе меняют колеса у стоящей на домкратах Audi A5. «У нас все по записи, только иногда принимаем по живой очереди», — говорит нам Александр, работающий на станции. При этих словах он показывает рукой в сторону BMW возле забора — его водитель приехал без предварительной записи. Уже к вечеру пятницы станет понятно, что таких, как этот «баварец», очень даже немало. Ближе к сумеркам очереди заметно выросли. Но сейчас, в рабочее время, пока работники монтажа еще не в мыле, самое время позабавить себя глупыми вопросами.
— Можно ли поменять шины без домкрата?
Александр ненадолго задумывается, но отвечает положительно:
— Я думаю, можно. Но в городе это не имеет никакого смысла. Если вы, например, в лесу и вам срочно нужно поменять колесо, то, используя подобие рычага, сделать это можно. А вообще, это экстрим, конечно.
— Допустим, на переднеприводном автомобиле стерлись передние колеса. Можно ли взять шины с ведущей оси и «перекинуть» их назад, купив только две новые покрышки?
— Можно, и некоторые поступают именно так, — говорит специалист. — Но здесь нужно помнить о здравом смысле и не ставить даже на ведомую ось слишком изношенную резину. С «лысыми» шинами небольшой поворот руля может отправить авто в занос. Для ведущей оси, по моему мнению, нужно покупать только новые колеса.
Пока обсуждаем актуальный вопрос, подъезжает грузовик Mercedes. Владелец интересуется, все ли готово. «Три колеса, еще одно осталось, — отвечает работник. — Подъезжайте через минут 20». Автомобилист кивает и уезжает. Дистанционный шиномонтаж — такое в эти горячие дни встречается нередко.
— Можно закручивать колеса не на все болты?
— По ПДД, конечно, нельзя, — делится знаниями Александр. — Но на практике многие ездят с четырьмя болтами вместо пяти или с тремя вместо четырех. К тому же иногда у автомобилей просто проблемы с закреплением колес (где-то у 10% машин такое). Однажды к нам приехал человек, которому болты закрутили когда-то очень давно. Стоило нам снять колеса — и стало ясно, что они держались чуть ли не за счет ржавчины. Кое-как на один болт колеса прикрутили, и водитель поехал на СТО.
— Боятся ли клиенты, что отвалятся колеса после монтажа?
— Да, довольно большое число людей боится, — отмечает работник шиномонтажа. — Я бы сказал, это распространенный страх. Обычно на такой вопрос отвечаем просто: «Нет, не отвалятся». Если человек с юмором относится, то можно и пошутить, мол, работают парни из команды «Формула-1», все будет как надо. Иногда бывают ситуации, когда колесо может отвалиться, даже если его закрепляли по всем правилам. Допустим, сгнила посадочная часть. Если не проконтролировать индивидуально, то колесо может и боком встать.
— А если установить колесо с протектором, направленным в противоположную сторону?
— Я частенько подобное в городе наблюдаю, — признается Александр. — Порой даже указываю людям на это. Если протектор установить в другом направлении, то, к примеру, при выезде из глубокого снега авто вместо движения вперед будет лучше ехать назад. Но рисунки бывают разные: направленные, асимметричные, симметричные. И последствия от установки другой стороной для каждого из типов протекторов будут отличаться.
— Решил установить диски с колесами меньшего диаметра, что будет?
— Ну, если технически так сделать можно (банально не все колеса получится прикрутить к вашему автомобилю), то уменьшенные диаметр и ширина колес для зимы даже улучшит управляемость, — отмечает мужчина. — Пятно контакта (область шины, которая соприкасается с дорогой) желательно делать меньше, чем в летний период. Тут простая зависимость: меньше пятно контакта — большая масса давит на дорогу — проще продираться сквозь слякоть и снежную кашу. Особенно полезно в такое время, как сейчас, когда снег выпал, но его еще не успели укатать.
Александр указывает рукой в сторону идущей вдоль забора дороги с весьма крутым поворотом возле въезда на территорию шиномонтажа. Снег на проезжей части с одной стороны действительно сложно назвать укатанным.
— Хочу кататься на шипованных шинах весь год, почему нет?
— На мой взгляд, у шипованной резины минусов больше, чем плюсов, — рассказывает собеседник. — На сухом асфальте тормозной путь увеличится по сравнению с обычной резиной. К тому же возрастает уровень шума. Пройти техосмотр и выехать в Европу так просто тоже не выйдет. Но зато в гололед или по свежему снегу с шипованными колесами водитель будет чувствовать себя так же уверенно, как и с летней резиной в каком-нибудь июне. Белорусы, кстати, не очень жалуют шипы. Мы на станции часто их достаем (пример: кто-то купил себе машину, а она приехала на шипованных колесах, просят убрать).
— А если просто взять и нарезать шины?
— Легковые? Убийство, — довольно резко реагирует Александр. — Некоторые грузовые колеса имеют маркировку REGROOVABLE. Такие шины как раз и можно нарезать. Легковой резины с такой надписью я не встречал. Нарезанная шина без специальной маркировки — это аварийная шина.
— Хочу установить на переднюю ось Michelin, а на заднюю Nokian. Сойдет?
— Устанавливать на разные оси резину разных производителей можно в случае с переднеприводными и заднеприводными автомобилями, — уверен шиномонтажник. — На машины с постоянным полным приводом надо устанавливать одинаковые шины одного бренда.
— А если на кроссовер установить шины без маркировки SUV?
— И такое случается, — не теряется Александр. — На микроавтобусы тоже иногда устанавливают обычные легковые шины. Здесь разница в первую очередь в нагрузке, которую могут выдержать колеса. Классическая легковая резина сотрется быстрее, нежели отмеченная как для внедорожников или бусов, если ее установить на SUV или транспорт С-категории.
— Вспомните самую странную штуковину, которую доводилось доставать из колес.
Ответ на этот вопрос нас, прямо скажем, удивил.
— Однажды достали плоскогубцы, — с серьезным лицом вспоминает автомобилист. — Они целиком были внутри шины. Рессоры тоже находили внутри колес. Про тривиальные болты и гвозди даже говорить не буду. Поделюсь своим взглядом на популярную теорию о том, что шиномонтажники рассыпают острые предметы по дорогам возле своих станций, чтобы увеличить число клиентов. Помимо незаконности таких действий, они еще и крайне неэффективны в городе. Человек проедет около километра, прежде чем поймет, что пробил шину. К тому моменту он уже далековато окажется от пункта замены. Но не стану скрывать: прецеденты были, некоторые шиномонтажи, расположенные вдоль трасс в регионах, действительно сыпали болты на дорогах. Правда, было это давно.
— А какие самые убитые шины видели?
Александр подводит нас к груде колес, сваленных возле забора. Затем залезает в самый угол и откуда-то из-под снега достает разорванную покрышку. Ее практически разрубило пополам.
— Вот хороший пример пробитой шины, — показывает автолюбитель. — Сначала едешь, вроде ничего страшного. А потом уже катишься с голым диском. Есть и несколько полностью стертых колес.
Остается только догадываться, как их довели до такого состояния и сколько проехали на абсолютно лысой резине.
Из будки выходит один из работников шиномонтажа и просит Александра заказать еду. Похоже, пришло время обеда.
— Даже когда к нам потоком едут машины, мы никогда не забываем про обед и не остаемся после рабочих часов, — объясняет Александр. — Если все делать на износ, то тебя хватит на пару дней, а потом продуктивность резко снижается. А это небезопасно и для автовладельцев. Безусловно, мы остаемся, чтобы довести какую-то начатую процедуру до конца. Но до изнеможения не работаем — даже в такие горячие дни. Клиенты в большинстве своем это понимают.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by