Около 60 улиц и проспектов в Минске закрыты для учебных машин. Что говорят в автошколах и МВД?

36 187
23 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер

Около 60 улиц и проспектов в Минске закрыты для учебных машин. Что говорят в автошколах и МВД?

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Постановлением Министерства внутренних дел от 15 августа 2022 года №204 установлен перечень участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале. Только в Минске список насчитывает порядка 60 улиц и проспектов. Заблокированными для учебных автомобилей оказались не только центр города, первое и второе кольцо, основные проспекты, но и, к примеру, во всех смыслах особенная для курсантов автошкол улица Семашко. Для чего это сделано и что об этом думают инструкторы?

Где нельзя обучать вождению

Перечень участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, насчитывает десятки улиц и проспектов по всей стране, включая Минск, областные центры, а также города Барановичи и Полоцк.

Конкретно в столице под запрет попали порядка 60 улиц и проспектов, некоторые из них указаны дважды. В частности, нельзя обучать вождению в следующих местах:

  • проспект Машерова,
  • проспект Независимости,
  • проспект Победителей,
  • проспект Дзержинского,
  • Партизанский проспект,
  • проспект Пушкина,
  • проспект Жукова,
  • проспект Любимова,
  • проспект Рокоссовского от улицы Ванеева до улицы Плеханова,
  • улица Козлова,
  • улица Змитрока Бядули,
  • улица Первомайская,
  • улица Ульяновская,
  • улица Ленина,
  • улица Аранская,
  • улица Могилевская,
  • улица Толстого,
  • улица Домашевская,
  • улица Орловская,
  • улица Сурганова,
  • улица Академическая,
  • улица Столетова,
  • улица Запорожская,
  • улица Радиальная,
  • улица Ваупшасова,
  • улица Ванеева,
  • улица Денисовская,
  • улица Аэродромная,
  • улица Немига,
  • улица Максима Богдановича,
  • улица Тимирязева,
  • Долгиновский тракт от улицы Орловской до переулка Червякова,
  • улица Интернациональная,
  • улица Городской Вал,
  • улица Романовская Слобода,
  • улица Кальварийская,
  • улица Притыцкого,
  • улица Лобанка,
  • улица Алибегова от проспекта Газеты «Правда» до улицы Рафиева,
  • улица Семашко,
  • улица Каролинская,
  • улица Чюрлениса,
  • улица Железнодорожная от проспекта Дзержинского до улицы Уманской,
  • улица Клары Цеткин,
  • Логойский тракт,
  • улица Якуба Коласа,
  • улица Кульман от улицы Куйбышева до улицы Якуба Коласа,
  • улица Веры Хоружей,
  • улица Лейтенанта Кижеватова,
  • улица Московская,
  • улица Бобруйская,
  • Игуменский тракт,
  • улица Ульяновская,
  • улица Свердлова,
  • улица Первомайская,
  • улица Кирова,
  • улица Карла Маркса,
  • улица Янки Купалы,
  • улица Энгельса,
  • улица Комсомольская,
  • улица Красноармейская,
  • улица Плеханова от улицы Горовца до Партизанского проспекта,
  • улица Захарова.

Если все это нанести на карту, картина получается впечатляющая.

Помимо всего прочего, в постановлении указано, что начальники территориальных подразделений ГАИ МВД будут отдельно информировать об отнесении иных участков дорог, на которых запрещено обучение, а также о времени действия такого запрета юрлиц, осуществляющих деятельность по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин.

Это относится к участкам дорог:

  • имеющим повышенный уровень опасности — при наличии конфликтов в дорожном движении, приводящих к нарушениям нормального режима движения, а также повышении уровня аварийности;
  • имеющим повышенный уровень загрузки — при наличии помех и препятствий в дорожном движении, приводящих к заторовым ситуациям;
  • на которых производятся дорожные работы — при проведении долговременных дорожных работ либо иных видов дорожных работ, которые могут негативно повлиять на безопасность дорожного движения;
  • имеющим специальный статус — при наличии маршрутов следования высших должностных лиц государства, проведении массовых мероприятий и других условий, при которых обучение управлению механическими транспортными средствами на участке дороги должно быть запрещено.

Постановление Министерства внутренних дел от 15 августа 2022 года №204 было согласовано с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством сельского хозяйства и продовольствия и уже вступило в силу.

Что говорят в автошколах?

Чтобы понять реакцию многих автошкол на нововведение, просто вспомните, где вы проходили обучение, и проверьте по карте, можно ли там ездить на учебной машине теперь.

— Раньше все автошколы взаимодействовали с ГАИ. Мы предлагали свои маршруты, в Госавтоинспекции с учетом загруженности, аварийности различных участков эти маршруты согласовывали. И не было никаких проблем: мы говорили, где хотели бы обучать курсантов, нам разрешали или не разрешали, и контроль был достаточно серьезным. Теперь же составили этот перечень дорог, где по умолчанию нельзя обучать вождению. Но нужно знать специфику работы автошкол и учитывать ее, — считают специалисты этой сферы.

Споры вызывает запрет движения по крупным городским дорогам с высокой интенсивностью движения и сложными перекрестками.

— Движение на круговом перекрестке — где это отрабатывать? А на экзамене будет. Разгон до максимально разрешенной скорости движения в конкретной дорожной ситуации — где это делать? Движение и маневрирование в транспортном потоке различной интенсивности — как этому учить? Нам остаются второстепенные улицы, где, как правило, правая полоса заставлена припаркованными автомобилями, а для проезда остается только один ряд, где установлены «лежачие полицейские», а разрешенная скорость — 40 км/ч. А ведь автошколы занимаются подготовкой людей к управлению средствами повышенной опасности. Чему мы научим в таких условиях, какими будут наши выпускники? По факту уже сейчас мы не можем обеспечить отработку учебной программы в полном объеме, — говорят в одной из автошкол.

Есть и еще один любопытный момент: у некоторых автошкол не осталось возможности сразу выехать на учебный маршрут. Чтобы не ходить далеко, возьмем автошколу на улице Семашко, прямо возле экзаменационного центра ГАИ. Эта улица закрыта для обучения вождению, а других дорог оттуда нет. Выходит, только чтобы выехать на учебный маршрут, инструктор должен проехать немаленькое расстояние по городу. Затем вернуться обратно. И все это не в ущерб времени практического занятия.

По автошколам ходят слухи, что отчасти это результат так называемой борьбы с конкурентным преимуществом. Считалось, что школы, расположенные в Московском районе, имеют возможность чаще проезжать по маршрутам ГАИ, что впоследствии помогает курсантам успешно сдать экзамен. К этому методу прибегали и некоторые другие автошколы непосредственно перед итоговым испытанием в ГАИ — просто натаскивали учащихся к экзамену. Теперь все в одинаковых условиях, в том смысле, что некоторые участки маршрутов, где в итоге и пытаются сдать на права, сейчас закрыты для тренировок.

— Что в итоге? Забьем те улицы, которые нам остались. А что делать? Автошколы поставили перед фактом, где можно ездить, а где нельзя. Тогда не пора ли менять учебную программу с учетом таких нововведений? — задаются вопросом в одной из автошкол.

Комментарий МВД

В Министерстве транспорта и коммуникаций корреспонденту Onlíner подтвердили, что выполняли процедуру согласования изменений, однако непосредственно составлением перечня участков дорог занималось Министерство внутренних дел. Мы обратились за комментарием туда.

— Формирование перечня участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, осуществлялось на основании предложений территориальных подразделений Госавтоинспекции с учетом таких основных факторов, как повышенный уровень опасности участка дороги и повышенный уровень его загрузки, — пояснили в МВД.

В каком случае можно говорить о повышенном уровне опасности? Критериями являются наличие конфликтов в дорожном движении, приводящих к нарушениям нормального режима движения, а также уровень аварийности. Критерием повышенного уровня загрузки участка дороги является показатель, характеризующий эффективность организации дорожного движения — мобильность. Проще говоря, учитывается наличие помех и препятствий, приводящих к заторовым ситуациям.

А для чего вообще понадобилось законодательно закреплять, где нельзя обучать вождению?

— Перечень был сформирован в рамках реализации положений закона «О дорожном движении», что позволило отказаться от ранее существовавшей процедуры согласования юридическими лицами маршрутов, по которым осуществляется обучение управлению механическим транспортным средством, — отметили в МВД.

Там указали на то, что по всей Беларуси применяются единые программы подготовки водителей механических транспортных средств, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 23 октября 2012 года №47. Предполагается, что их выполнение формирует необходимые навыки вождения вне зависимости от места обучения.

— Например, водитель, обучавшийся на улицах небольшого районного центра, после успешной сдачи соответствующих экзаменов и получения водительского удостоверения вправе управлять транспортным средством и на улицах в центральной части Минска, — пояснили в МВД. — Другим примером является наличие в правилах дорожного движения запрета на обучение управлению механическим транспортным средством на автомагистралях и дорогах для автомобилей. При этом, получив водительское удостоверение, водитель может передвигаться по таким дорогам.

В ведомстве подчеркнули, что, по сведениям Главного управления ГАИ МВД, со стороны автошкол обращений по поводу составления перечня участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, не поступало.

— Установление перечня не окажет негативного влияния на безопасность дорожного движения с точки зрения участия в нем неопытных водителей и одновременно позволит избежать конфликтных и заторовых ситуаций, связанных с обучением будущих водителей на наиболее загруженных или аварийных улицах и дорогах, — считают в МВД.

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Выбор покупателей
основная камера: 5 Мп 140°, видео 2592x1944 H.264/H.265, GPS, G-сенсор, экран 2" 480 x 360
основная камера: 140°, видео 1920x1080 H.264, G-сенсор, экран 1.5" 320 x 240

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, носят иллюстративный характер