Постановлением Министерства внутренних дел от 15 августа 2022 года №204 установлен перечень участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами. Документ опубликован на Национальном правовом интернет-портале. Только в Минске список насчитывает порядка 60 улиц и проспектов. Заблокированными для учебных автомобилей оказались не только центр города, первое и второе кольцо, основные проспекты, но и, к примеру, во всех смыслах особенная для курсантов автошкол улица Семашко. Для чего это сделано и что об этом думают инструкторы?
Перечень участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, насчитывает десятки улиц и проспектов по всей стране, включая Минск, областные центры, а также города Барановичи и Полоцк.
Конкретно в столице под запрет попали порядка 60 улиц и проспектов, некоторые из них указаны дважды. В частности, нельзя обучать вождению в следующих местах:
Если все это нанести на карту, картина получается впечатляющая.
Помимо всего прочего, в постановлении указано, что начальники территориальных подразделений ГАИ МВД будут отдельно информировать об отнесении иных участков дорог, на которых запрещено обучение, а также о времени действия такого запрета юрлиц, осуществляющих деятельность по подготовке, переподготовке, повышению квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин.
Это относится к участкам дорог:
Постановление Министерства внутренних дел от 15 августа 2022 года №204 было согласовано с Министерством транспорта и коммуникаций и Министерством сельского хозяйства и продовольствия и уже вступило в силу.
Чтобы понять реакцию многих автошкол на нововведение, просто вспомните, где вы проходили обучение, и проверьте по карте, можно ли там ездить на учебной машине теперь.
— Раньше все автошколы взаимодействовали с ГАИ. Мы предлагали свои маршруты, в Госавтоинспекции с учетом загруженности, аварийности различных участков эти маршруты согласовывали. И не было никаких проблем: мы говорили, где хотели бы обучать курсантов, нам разрешали или не разрешали, и контроль был достаточно серьезным. Теперь же составили этот перечень дорог, где по умолчанию нельзя обучать вождению. Но нужно знать специфику работы автошкол и учитывать ее, — считают специалисты этой сферы.
Споры вызывает запрет движения по крупным городским дорогам с высокой интенсивностью движения и сложными перекрестками.
— Движение на круговом перекрестке — где это отрабатывать? А на экзамене будет. Разгон до максимально разрешенной скорости движения в конкретной дорожной ситуации — где это делать? Движение и маневрирование в транспортном потоке различной интенсивности — как этому учить? Нам остаются второстепенные улицы, где, как правило, правая полоса заставлена припаркованными автомобилями, а для проезда остается только один ряд, где установлены «лежачие полицейские», а разрешенная скорость — 40 км/ч. А ведь автошколы занимаются подготовкой людей к управлению средствами повышенной опасности. Чему мы научим в таких условиях, какими будут наши выпускники? По факту уже сейчас мы не можем обеспечить отработку учебной программы в полном объеме, — говорят в одной из автошкол.
Есть и еще один любопытный момент: у некоторых автошкол не осталось возможности сразу выехать на учебный маршрут. Чтобы не ходить далеко, возьмем автошколу на улице Семашко, прямо возле экзаменационного центра ГАИ. Эта улица закрыта для обучения вождению, а других дорог оттуда нет. Выходит, только чтобы выехать на учебный маршрут, инструктор должен проехать немаленькое расстояние по городу. Затем вернуться обратно. И все это не в ущерб времени практического занятия.
По автошколам ходят слухи, что отчасти это результат так называемой борьбы с конкурентным преимуществом. Считалось, что школы, расположенные в Московском районе, имеют возможность чаще проезжать по маршрутам ГАИ, что впоследствии помогает курсантам успешно сдать экзамен. К этому методу прибегали и некоторые другие автошколы непосредственно перед итоговым испытанием в ГАИ — просто натаскивали учащихся к экзамену. Теперь все в одинаковых условиях, в том смысле, что некоторые участки маршрутов, где в итоге и пытаются сдать на права, сейчас закрыты для тренировок.
— Что в итоге? Забьем те улицы, которые нам остались. А что делать? Автошколы поставили перед фактом, где можно ездить, а где нельзя. Тогда не пора ли менять учебную программу с учетом таких нововведений? — задаются вопросом в одной из автошкол.
В Министерстве транспорта и коммуникаций корреспонденту Onlíner подтвердили, что выполняли процедуру согласования изменений, однако непосредственно составлением перечня участков дорог занималось Министерство внутренних дел. Мы обратились за комментарием туда.
— Формирование перечня участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, осуществлялось на основании предложений территориальных подразделений Госавтоинспекции с учетом таких основных факторов, как повышенный уровень опасности участка дороги и повышенный уровень его загрузки, — пояснили в МВД.
В каком случае можно говорить о повышенном уровне опасности? Критериями являются наличие конфликтов в дорожном движении, приводящих к нарушениям нормального режима движения, а также уровень аварийности. Критерием повышенного уровня загрузки участка дороги является показатель, характеризующий эффективность организации дорожного движения — мобильность. Проще говоря, учитывается наличие помех и препятствий, приводящих к заторовым ситуациям.
А для чего вообще понадобилось законодательно закреплять, где нельзя обучать вождению?
— Перечень был сформирован в рамках реализации положений закона «О дорожном движении», что позволило отказаться от ранее существовавшей процедуры согласования юридическими лицами маршрутов, по которым осуществляется обучение управлению механическим транспортным средством, — отметили в МВД.
Там указали на то, что по всей Беларуси применяются единые программы подготовки водителей механических транспортных средств, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 23 октября 2012 года №47. Предполагается, что их выполнение формирует необходимые навыки вождения вне зависимости от места обучения.
— Например, водитель, обучавшийся на улицах небольшого районного центра, после успешной сдачи соответствующих экзаменов и получения водительского удостоверения вправе управлять транспортным средством и на улицах в центральной части Минска, — пояснили в МВД. — Другим примером является наличие в правилах дорожного движения запрета на обучение управлению механическим транспортным средством на автомагистралях и дорогах для автомобилей. При этом, получив водительское удостоверение, водитель может передвигаться по таким дорогам.
В ведомстве подчеркнули, что, по сведениям Главного управления ГАИ МВД, со стороны автошкол обращений по поводу составления перечня участков дорог, на которых запрещено обучение управлению механическими транспортными средствами, не поступало.
— Установление перечня не окажет негативного влияния на безопасность дорожного движения с точки зрения участия в нем неопытных водителей и одновременно позволит избежать конфликтных и заторовых ситуаций, связанных с обучением будущих водителей на наиболее загруженных или аварийных улицах и дорогах, — считают в МВД.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by