Продолжаем искать претендента на звание «Самый дешевый, но живой корч в Беларуси». Про «японцев» — Mazda 626 за $700 и Nissan Almera за $900 — и их владельцев мы уже рассказывали. Теперь пришло время поностальгировать: перед вами легендарная «копейка» 1978 года стоимостью $800. Ее владелец Вячеслав — анестезиолог-реаниматолог из Минска — не променял бы свои «Жигули» ни на какие лизинговые «бюджетники» вроде Volkswagen Polo, Kia Rio и прочие «Солярисы» и «Весты». Каково кредо хозяина авто: «Зато не на трамвае» или «Отвезите эту рухлядь в Гатово немедленно»? Передаем слово владельцу раритета.
— У прошлых владельцев эта машина в семье провела все 43 года, — проводит почти музейную экскурсию вокруг «копейки» Вячеслав. — Прежде чем продать автомобиль мне, все наследники его первого владельца — включая правнуков — приехали и сфотографировались возле капота. Купил я «Жигули» чуть больше года назад, отъездил на них уже 27 тыс. км.
Почему семья вообще решила отдать такую реликвию в чужие руки? У человека, который последним на ней ездил, просто не было здоровья заниматься машиной. А семья не хотела, чтобы «Жигули» сгнили в гараже. Похоже, это единственный автомобиль, который ломается стоя.
После покупки пришлось устранять незначительные проблемы по кузову: например, ржавчина разошлась по кромке лобового стекла. Сам лобовик был «в крапинку»: на солнце водитель из салона ничего не видел. Пришлось ставить новое стекло и устранять коррозию.
— Фары я тоже поменял: без них бы не прошел техосмотр. Да, у этой машины есть действующий «дозвол»! Диски я покрасил в желтый, летние колеса — в веселый оранжевый.
Поменял привод стартера, дважды — бензонасос, комплект сцепления, крышку трамблера, трапецию дворников с моторчиком. На все ушло около 1300 рублей, включая работы по устранению коррозии и частичную покраску. Свечи и масло меняю каждые 7 тыс. км, но их за расходы даже не считаю.
Запчастей очень много и на рынке в Ждановичах, и в фирменных магазинах Lada. Что-то нахожу в тематических группах в Viber. «Копейка» схожа с ВАЗ-2107, а «семерка» перестала выпускаться в 2012 году, так что комплектующие найти не проблема. Перекрашивать машину планирую весной, заодно посмотрим, что там с днищем будет после грядущей зимы.
Вместе с Вячеславом мы выехали за город и разогнались. После 110 км/ч стало сложно слышать собеседника, но мы все же смогли уточнить, что наш герой выберет исходя из собственного опыта и ценностей: продолжать ездить на «Жигулях» или взять в лизинг какой-нибудь бюджетный вариант? Ведь во втором случае не придется тратить время на обслуживание машины прямо во дворе.
— Эмоции, которые этот автомобиль дает, сложно перевести в деньги. Да и нужно ли? Современные машины — они все друг на друга похожи и быстро надоедают. Раньше я часто пользовался каршерингом (живу за городом), поэтому на том же Polo наездился. Не вижу смысла брать «бюджетник» по цене однушки в моем родном Витебске. Нет в них праздника. А езда на «Жигулях» сама по себе развлечение.
Что не по заводу в салоне? Кулиса КПП (бильярдный шар — отсылка к хобби владельца), резиновые коврики из 80-х, органайзер — из другой машины. Современная магнитола спрятана в бардачке.
Дерматин сохранился неплохо. Вячеслав признается, что в некоторых местах швы расходились. Но разве медик самостоятельно не может подшить какие-то там сиденья? В общем, пять минут — и все было готово.
Печка работает в двух режимах. Интересная система стеклоомывателей: чтобы сбрызнуть стекло, водителю нужно накачать жидкость пальцем левой руки. Соответствующая кнопка располагается на торпедо слева.
Зеркало заднего вида настолько широкое, что боковыми (а правого и вовсе нет по заводу) можно и не пользоваться.
Что-то сломалось в замке крышки багажника: теперь он открывается нажатием сверху. «Чинить я это не буду, потому что стало только лучше», — признается Вячеслав. В багажнике — оригинальная сумка с лампой-переноской и насосом, а также винтовой домкрат. Кстати, с помощью последнего мужчина «переобул» машину к зиме.
— После того как я пересел на «Жигули», какое-то время скучал по «автомату». Но недолго: когда управляешь этой машиной — ты забываешь обо всех проблемах, потому что требуется максимальная концентрация. Да, сначала мне было сложно маневрировать: например, я разворачивался в два этапа. Но все приходит с опытом. Такого, чтобы мне нужно было куда-то поехать и я не смог завестись, не случалось. Прошлой зимой в день я накатывал по 80—100 км. Путешествовал на «копейке» в Витебск, Пинск и Несвиж. Для меня просто так съездить с друзьями за 25 км попить кофе вечером — это нормально. С большим удовольствием посещаю сходки владельцев «Жигулей». Бывает, за выходные все 500 км набегает.
По своей профессии я знаю: главное — не нервничать ни при каких обстоятельствах. Даже если машина где-то заглохла, я никогда не паникую, и тогда все получается.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by