Можно долго спорить о том, есть ли жизнь в регионах. Елена Новицкая — бизнесвумен из города Крупки (Минская область) — в подобные дискуссии не вступает: некогда. Тут бы успеть товар принять, работников собственного автоцентра проконтролировать, да еще и брату с отчетами по СТО помочь. А начиналось все у нашей героини, как и во многих стереотипных киношных историях про сильных женщин, с развода с маленьким ребенком на руках и возвращения от столичного мужа обратно к родителям. Город с восемью с половиной тысячами населения принял хорошо — так, что и уезжать не захотелось. Правда, сейчас Елена думает о масштабировании бизнеса и сети магазинов автозапчастей по всей стране.
— Выгодно ли заниматься автотоварами в регионе? — мы ворвались в крупский «АВТОцентр» на улице Московской без лишних прелюдий.
Позади 150 километров от Минска, поэтому сразу к делу. Елена встретила нас, как и полагается бизнес-леди, в белоснежном пальто, несмотря на то, что запчасти и СТО — это занятие не всегда чистое (в самом прямом смысле этого слова).
— Выгодно можно заниматься чем угодно! — уверена девушка. — Просто бывают новички, которые накупят товара, а он потом на полке пылится, пока владельцы ждут быстрых денег. Надо знать, что брать. Я веду подробную статистику по автомагазину с 2018 года, с тех пор, как мы открылись на этом месте, — прибыль постоянно растет. Да, и в нынешний «кризисный» год мы тоже в плюсе по сравнению с 2021-м.
Этот автобизнес — дело семейное. Все началось с маленького частного гаража отца Елены — Геннадия Закревского. По профессии мужчина был агрономом, но увлекался автомобилями.
— Папа покупал старые битые машины и их восстанавливал — такое хобби. К 2000 году увлечение превратилось в маленькую СТО. Позже к ней «прирос» магазин площадью в 50 «квадратов». Спустя еще какое-то время на продажу выставили здание нынешнего автоцентра — оно располагалось по соседству, но находилось в аварийном состоянии.
Стоимость была около $30 000 в эквиваленте на то время. Мы смогли его восстановить и вернуть к жизни. Сейчас автомагазин занимает 90 квадратных метров.
Елена присоединилась к семейному бизнесу не сразу: ее опередил старший брат. Девушка же получила профессию учителя математики, переехала в Минск, где вышла замуж и родила ребенка. Малышу было полтора месяца, когда случился развод — Елена решила вернуться к родителям в Крупки. Понимала: просто так сидеть в декрете не сможет, надо чем-то заниматься. Тогда брат предложил: «Хочешь автомагазин? С завтрашнего дня он твой!»
— Я подключилась к бизнесу 13 лет назад. Десять лет была и руководителем, и продавцом. Больничный, отпуск — я таких слов вообще не знала. Выходной случался раз в две недели, и то не факт. С дочкой — вторым ребенком — тоже ни дня дома не просидела: в декрет пошел муж.
Бизнесом мы руководим вдвоем с братом. Мы с ним разные: у меня математический склад ума, поэтому я больше про «бизнес», чем про «авто». Для меня не имеет разницы, что продавать: продукты питания или запчасти. Поэтому отвечаю за финансы и ассортимент. Анализирую, какой товар ходовой, что стоит докупить.
Брат хорошо разбирается в автомобилях, поэтому его зона ответственности — СТО. Моя — автоцентр и вся документация, связанная с бизнесом. Мы друг друга дополняем: были бы одинаковыми — неинтересно бы вместе работалось.
Ассортимент в магазине разнообразный — от автохимии, щеток и аксессуаров до расходников, аккумуляторов и материалов для кузовных работ. Запчасти привозят в основном под заказ.
— Проблемы с товаром в этом году есть: даже на ходовые позиции (например, масло ELF, ремни ГРМ и комплекты сцепления на распространенные модели) доставка две-три недели, хотя раньше мы их держали в наличии. Искали у поставщиков выжимной подшипник на рабочую машину Audi 80 — не нашли, в каком-то магазине еле-еле отыскали. Но чтобы что-то из ассортимента совсем пропало — такого, наверное, нет. Не нашлось у одного поставщика — найдется у другого. Тот же «китай» возят стабильно.
— Почему не смотрите в сторону бэушки и разборок?
— Это отдельная специфика. Разборку выгодно открывать в больших городах, организовав доставку в маленькие.
Елена уверена: надо стремиться к пассивному доходу. Тридцать процентов ассортимента в магазине — это товар, взятый на реализацию. То есть с оплатой поставщику постфактум, после продажи. Часть помещений автоцентра сдается в аренду — это приносит около 10% прибыли.
— Я долго мечтала о своем офисе на втором этаже здания автоцентра. Но потом решила: пассивный доход важнее — и сдала его в аренду тоже. По итогу собственного кабинета так и нет: вместе с братом делим стол в зоне приема заказов на СТО. Мое присутствие сейчас необязательно: я работаю в какой-то степени удаленно. Важны только телефон, компьютер, интернет и учетная программа.
Свободное место на первом этаже автоцентра мы сдали мастеру по перетяжке рулей, это тоже приносит нам какую-то прибыль.
В сезон торгуем салютами, к 8-му марта — цветами: наш основной контингент — мужчины, поэтому им очень удобно покупать все в одном месте. В магазине можно найти различную мелочь: от носков до ароматов для дома.
Работаем как пункт самовывоза крупной сети шин. Получаем символический процент от продаж, но зато таким образом завлекаем к себе клиентов. Зайдут забрать заказ — и заодно купят что-нибудь, а в следующий раз целенаправленно заедут.
— Вы наверняка знаете цены у столичных конкурентов. Можно сказать, что у вас дешевле?
— Зависит от позиции. Что-то дешевле, что-то дороже. Своего клиента мы «привязываем» скидочными картами, за счет которых чек может получиться меньше, чем в других магазинах. Дарим фирменные подарки — от календарей к Новому году до автовизиток и брелоков. Проводим акции на сервисе и т. д.
Помогает привлекать покупателей и реклама в местных группах в соцсетях: берут за нее дешево (и в этом плюс маленького города), но информация распространяется быстро. Наша аудитория — это все местные жители, у кого есть автомобиль. Мы самый масштабный магазин в Крупках, хотя есть еще пять конкурентов.
Интернет-магазин у нас тоже был, однако его пришлось закрыть. Выставили самые низкие цены по РБ — и это не пустое утверждение. Тогда у конкурентов началась настоящая паника: они обзванивали наших поставщиков, а те стали резать нам скидки.
На СТО мы идем минуя автомойку и два гаража, которые тоже сдаются в аренду. Клиентов встречает брат Елены, но он человек непубличный, поэтому быстро уезжает подальше от камеры по делам.
Станция техобслуживания — это пять подъемников и восемь мастеров, которые трудятся посменно. Прайс на услуги примерно такой же, как в Минске.
— Например, замена масла — 20—25 рублей, зависит от машины. Диагностика подвески — 15 рублей, развал-схождение — 35 рублей…
Мы мультисервис, выполняем самые разные работы, иначе в маленьком городе открываться невыгодно. От замены расходников и до ремонта ДВС — беремся почти за все. Разве что стартеры и генераторы чиним с привлечением сторонних мастеров. Зарабатывает станция в основном на продаже запчастей, — признается Елена.
Зарплата у мастеров СТО рассчитывается по принципу «сколько сделал — столько и заработал». Например, сейчас — в сезон шиномонтажа — сумма выходит выше среднего по Крупкам, утверждает собеседница.
— Трудно ли найти хорошего специалиста в глубинке? Многие плачутся, что да, хотя ничего для этого не делают. Надо же народ проинформировать, дать рекламу — и найдется человек на вакансию. Чаще с опытом берем людей, но бывает и без. У нас есть механик, который работает на нашей СТО 16 лет, — так он с нуля у нас начинал. Пришел исключительно «переобувкой» заниматься, а потом дорос до очень сильного автомеханика.
Под конец нашей беседы рабочий телефон у Елены, оставленный ей под ответственность братом, начинает разрываться. Девушка быстро переключается и консультирует клиентов. А мы пока гадаем, где на парковке спрятался ее автомобиль и как вообще выглядит машина крупской бизнесвумен.
— А я свой свеженький двухлетний Ford Escape еще жду из Америки. Право выбора авто доверила мужу — он очень хотел. Мы часто меняем машины — хотим поездить на разных моделях, так интереснее.
Конечно, мы не могли не закончить нашу встречу вопросом, планирует ли семья Елены оставаться в Крупках. Все-таки, может, пора расширяться?
— Если честно, у меня есть мечта когда-нибудь уехать на Кипр. Но это — в далеком будущем. Пока что глобальная цель — сеть магазинов, которая охватит всю Беларусь. Хотелось бы, чтобы покупатели могли заказывать онлайн, но при этом имели возможность вживую проконсультироваться с продавцами. Пока что мне страшно масштабироваться. Нашелся бы инвестор с небольшим капиталовложением — просто для психологической поддержки, — я была бы готова хоть завтра действовать.
Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by