28 ноября 2022 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Уехала из Минска с ребенком на руках и открыла автоцентр в маленьком городе. Какой он — автобизнес в глубинке?

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Можно долго спорить о том, есть ли жизнь в регионах. Елена Новицкая — бизнесвумен из города Крупки (Минская область) — в подобные дискуссии не вступает: некогда. Тут бы успеть товар принять, работников собственного автоцентра проконтролировать, да еще и брату с отчетами по СТО помочь. А начиналось все у нашей героини, как и во многих стереотипных киношных историях про сильных женщин, с развода с маленьким ребенком на руках и возвращения от столичного мужа обратно к родителям. Город с восемью с половиной тысячами населения принял хорошо — так, что и уезжать не захотелось. Правда, сейчас Елена думает о масштабировании бизнеса и сети магазинов автозапчастей по всей стране.

«Бизнес делим с братом: он отвечает за СТО, я — за магазин запчастей»

— Выгодно ли заниматься автотоварами в регионе? — мы ворвались в крупский «АВТОцентр» на улице Московской без лишних прелюдий.

Позади 150 километров от Минска, поэтому сразу к делу. Елена встретила нас, как и полагается бизнес-леди, в белоснежном пальто, несмотря на то, что запчасти и СТО — это занятие не всегда чистое (в самом прямом смысле этого слова).

— Выгодно можно заниматься чем угодно! — уверена девушка. — Просто бывают новички, которые накупят товара, а он потом на полке пылится, пока владельцы ждут быстрых денег. Надо знать, что брать. Я веду подробную статистику по автомагазину с 2018 года, с тех пор, как мы открылись на этом месте, — прибыль постоянно растет. Да, и в нынешний «кризисный» год мы тоже в плюсе по сравнению с 2021-м.

Этот автобизнес — дело семейное. Все началось с маленького частного гаража отца Елены — Геннадия Закревского. По профессии мужчина был агрономом, но увлекался автомобилями.

— Папа покупал старые битые машины и их восстанавливал — такое хобби. К 2000 году увлечение превратилось в маленькую СТО. Позже к ней «прирос» магазин площадью в 50 «квадратов». Спустя еще какое-то время на продажу выставили здание нынешнего автоцентра — оно располагалось по соседству, но находилось в аварийном состоянии.

Стоимость была около $30 000 в эквиваленте на то время. Мы смогли его восстановить и вернуть к жизни. Сейчас автомагазин занимает 90 квадратных метров.

Елена присоединилась к семейному бизнесу не сразу: ее опередил старший брат. Девушка же получила профессию учителя математики, переехала в Минск, где вышла замуж и родила ребенка. Малышу было полтора месяца, когда случился развод — Елена решила вернуться к родителям в Крупки. Понимала: просто так сидеть в декрете не сможет, надо чем-то заниматься. Тогда брат предложил: «Хочешь автомагазин? С завтрашнего дня он твой!»

— Я подключилась к бизнесу 13 лет назад. Десять лет была и руководителем, и продавцом. Больничный, отпуск — я таких слов вообще не знала. Выходной случался раз в две недели, и то не факт. С дочкой — вторым ребенком — тоже ни дня дома не просидела: в декрет пошел муж.

Бизнесом мы руководим вдвоем с братом. Мы с ним разные: у меня математический склад ума, поэтому я больше про «бизнес», чем про «авто». Для меня не имеет разницы, что продавать: продукты питания или запчасти. Поэтому отвечаю за финансы и ассортимент. Анализирую, какой товар ходовой, что стоит докупить.

Брат хорошо разбирается в автомобилях, поэтому его зона ответственности — СТО. Моя — автоцентр и вся документация, связанная с бизнесом. Мы друг друга дополняем: были бы одинаковыми — неинтересно бы вместе работалось.

Ассортимент в магазине разнообразный — от автохимии, щеток и аксессуаров до расходников, аккумуляторов и материалов для кузовных работ. Запчасти привозят в основном под заказ.

— Проблемы с товаром в этом году есть: даже на ходовые позиции (например, масло ELF, ремни ГРМ и комплекты сцепления на распространенные модели) доставка две-три недели, хотя раньше мы их держали в наличии. Искали у поставщиков выжимной подшипник на рабочую машину Audi 80 — не нашли, в каком-то магазине еле-еле отыскали. Но чтобы что-то из ассортимента совсем пропало — такого, наверное, нет. Не нашлось у одного поставщика — найдется у другого. Тот же «китай» возят стабильно.

— Почему не смотрите в сторону бэушки и разборок?

— Это отдельная специфика. Разборку выгодно открывать в больших городах, организовав доставку в маленькие.

Елена уверена: надо стремиться к пассивному доходу. Тридцать процентов ассортимента в магазине — это товар, взятый на реализацию. То есть с оплатой поставщику постфактум, после продажи. Часть помещений автоцентра сдается в аренду — это приносит около 10% прибыли.

— Я долго мечтала о своем офисе на втором этаже здания автоцентра. Но потом решила: пассивный доход важнее — и сдала его в аренду тоже. По итогу собственного кабинета так и нет: вместе с братом делим стол в зоне приема заказов на СТО. Мое присутствие сейчас необязательно: я работаю в какой-то степени удаленно. Важны только телефон, компьютер, интернет и учетная программа.

Свободное место на первом этаже автоцентра мы сдали мастеру по перетяжке рулей, это тоже приносит нам какую-то прибыль.

В сезон торгуем салютами, к 8-му марта — цветами: наш основной контингент — мужчины, поэтому им очень удобно покупать все в одном месте. В магазине можно найти различную мелочь: от носков до ароматов для дома.

Работаем как пункт самовывоза крупной сети шин. Получаем символический процент от продаж, но зато таким образом завлекаем к себе клиентов. Зайдут забрать заказ — и заодно купят что-нибудь, а в следующий раз целенаправленно заедут.

Выбор покупателей
для легковых автомобилей, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 88 (560 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)

— Вы наверняка знаете цены у столичных конкурентов. Можно сказать, что у вас дешевле?

— Зависит от позиции. Что-то дешевле, что-то дороже. Своего клиента мы «привязываем» скидочными картами, за счет которых чек может получиться меньше, чем в других магазинах. Дарим фирменные подарки — от календарей к Новому году до автовизиток и брелоков. Проводим акции на сервисе и т. д.

Помогает привлекать покупателей и реклама в местных группах в соцсетях: берут за нее дешево (и в этом плюс маленького города), но информация распространяется быстро. Наша аудитория — это все местные жители, у кого есть автомобиль. Мы самый масштабный магазин в Крупках, хотя есть еще пять конкурентов.

Интернет-магазин у нас тоже был, однако его пришлось закрыть. Выставили самые низкие цены по РБ — и это не пустое утверждение. Тогда у конкурентов началась настоящая паника: они обзванивали наших поставщиков, а те стали резать нам скидки.

Пора расширяться?

На СТО мы идем минуя автомойку и два гаража, которые тоже сдаются в аренду. Клиентов встречает брат Елены, но он человек непубличный, поэтому быстро уезжает подальше от камеры по делам.

Станция техобслуживания — это пять подъемников и восемь мастеров, которые трудятся посменно. Прайс на услуги примерно такой же, как в Минске.

— Например, замена масла — 20—25 рублей, зависит от машины. Диагностика подвески — 15 рублей, развал-схождение — 35 рублей…

Мы мультисервис, выполняем самые разные работы, иначе в маленьком городе открываться невыгодно. От замены расходников и до ремонта ДВС — беремся почти за все. Разве что стартеры и генераторы чиним с привлечением сторонних мастеров. Зарабатывает станция в основном на продаже запчастей, — признается Елена.

Зарплата у мастеров СТО рассчитывается по принципу «сколько сделал — столько и заработал». Например, сейчас — в сезон шиномонтажа — сумма выходит выше среднего по Крупкам, утверждает собеседница.

— Трудно ли найти хорошего специалиста в глубинке? Многие плачутся, что да, хотя ничего для этого не делают. Надо же народ проинформировать, дать рекламу — и найдется человек на вакансию. Чаще с опытом берем людей, но бывает и без. У нас есть механик, который работает на нашей СТО 16 лет, — так он с нуля у нас начинал. Пришел исключительно «переобувкой» заниматься, а потом дорос до очень сильного автомеханика.

Под конец нашей беседы рабочий телефон у Елены, оставленный ей под ответственность братом, начинает разрываться. Девушка быстро переключается и консультирует клиентов. А мы пока гадаем, где на парковке спрятался ее автомобиль и как вообще выглядит машина крупской бизнесвумен.

— А я свой свеженький двухлетний Ford Escape еще жду из Америки. Право выбора авто доверила мужу — он очень хотел. Мы часто меняем машины — хотим поездить на разных моделях, так интереснее.

черный, внедорожник, бензин 1.5 л, автоматическая, полный привод
черный, аварийный, внедорожник, бензин 1.5 л, автоматическая, передний привод
серый, внедорожник, бензин 1.5 л, автоматическая, полный привод
Автобарахолка
мобильное приложение

Конечно, мы не могли не закончить нашу встречу вопросом, планирует ли семья Елены оставаться в Крупках. Все-таки, может, пора расширяться?

— Если честно, у меня есть мечта когда-нибудь уехать на Кипр. Но это — в далеком будущем. Пока что глобальная цель — сеть магазинов, которая охватит всю Беларусь. Хотелось бы, чтобы покупатели могли заказывать онлайн, но при этом имели возможность вживую проконсультироваться с продавцами. Пока что мне страшно масштабироваться. Нашелся бы инвестор с небольшим капиталовложением — просто для психологической поддержки, — я была бы готова хоть завтра действовать.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by