09 декабря 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Это не счастливый случай, а западня. Краснов разбирает ДТП, в которые часто попадают молодые и горячие

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Умеете ли вы правильно видеть ситуацию на дороге. Свободная полоса перед светофором — это всегда счастливый случай? А если горит зеленый — всегда нужно разгоняться? Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению, однозначно заявляет: нет! Сегодняшний разбор посвящен типичным ДТП, которые случаются от неверного прочтения дорожной обстановки. А еще в такие аварии часто попадают молодые водители — догадываетесь почему?

Авария на перекрестке

Третьего декабря, в субботу, на пересечении улиц Скрипникова и Вышелесского в Минске столкнулись два автомобиля: такси Kia и каршеринговый Volkswagen. По информации столичной ГАИ, 39-летний таксист ехал по улице Скрипникова со стороны улицы Одинцова и на перекрестке поворачивал налево. Но не уступил дорогу водителю каршеринговой машины, который двигался во встречном направлении.

Ситуация попала на видео.

Наверное, он думал: «Успею, проскочу!»

Как действовали участники этого ДТП? Юрий Краснов умело рисует на доске перекресток.

— Безусловно, водитель такси обязан был уступать дорогу встречным автомобилям, и ПДД об этом говорят однозначно, — констатирует он.

Правила дорожного движения, пункт 103:

при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.


— Но он стоял на светофоре, и, возможно, у него заранее созрел план: он хотел повернуть побыстрее. Или увидел, что встречные водители медлят, быстро со светофора не стартуют. И он решил: «Успею, проскочу!» Такие ситуации я вижу постоянно, — продолжает инструктор.

Замысел рискованный. И рискуя, нужно убедиться в том, что ничто не помешает в последний момент.

— Представим ситуацию: водитель пытается проскочить в поворот, выезжает на перекресток, а по пешеходному переходу идут люди. Водитель вынужден тормозить, чтобы их пропустить, и в итоге сам застревает на встречной полосе. Особенно на маленьких перекрестках такая беда. Если перекресток большой, там еще можно попытаться вплотную к переходу подъехать, чтобы освободить дорогу, а на небольшом обязательно или целиком его перегородишь, или хотя бы задняя часть будет торчать, мешать всем остальным, — указывает ведущий рубрики.

Да мало ли какие напасти могут навалиться.

— Ломается датчик холостого хода. Кажется, что за ерунда? Однако я в такой ситуации уже дважды оказывался на разных машинах. Стоишь на светофоре — все нормально, машина работает. Начинаешь ехать, как раз выполняешь поворот, а мотор раз — и заглох на ровном месте. Как такое заранее можно предугадать? И конечно же, машины уже вовсю газуют на тебя, злостно светят дальним светом! Хотя ну очевидно же, что человек не просто так остановился посреди дороги, явно какая-то неприятность случилась, — Краснов эмоционально жестикулирует, задетый теми случаями.

— Хорошо, если есть нормальные водители, которые подождут и пропустят. Но есть и такие, кто обязательно начнет сигналить, подгонять. Найдутся и те, кто летит и уже не может остановиться. И все: ты попал в ловушку, точнее сам себя в нее загнал, совсем как таксист в рассматриваемом случае.

План водителя Kia удался бы, если бы по свободной полосе не ехал Volkswagen. Но и его появление необходимо было предусмотреть.

— Поворачивавший водитель ехал слишком вольготно, слишком неторопливо для того положения, в которое сам себя поставил. Ну хочешь ты проскочить перед встречными — так проскакивай, а не зависай посреди дороги в своем плавном маневре, — продолжает эксперт.

— Возможно, он думал, что все его видят и никуда уже не денутся — не станут же таранить?

— Некоторые люди не понимают, насколько такая ситуация опасна. Я тоже слышал такой аргумент: «Ну я же уже поехал, значит, мне уступят». Уступят, конечно — те, кто видит. А что делать тому, кто тебя не видит? Вот едет каршеринг: у него зеленый свет и жажда скорости, он уже представил себе в голове, как всех уделает.

Поэтому, как ни крути, а лучше бы водителю такси было подождать более удобного момента для поворота.

— Можно сказать, ему не повезло: он бы успел проехать, если бы не ехала эта машина — так совпало, — резюмирует эту часть Краснов. — То, что встречные авто сразу не рванули, — с одной стороны, это спровоцировало водителя на поворот. Но он же видел, что один ряд впереди свободен: нужно понимать, что оттуда кто-то может выскочить. Он же не просчитал ситуацию — это ошибка неопытного водителя.

Свободная полоса перед светофором — это западня, а не счастливый случай

Поругались на таксиста, но это не означает, что ко второму водителю вопросов нет.

— Вообще, в такие аварии часто попадают молодые водители: у них много энергии, они торопятся, они резче. Человек опытный в такую ситуацию обычно не попадает, он просто так не едет, ему не нужно все это, — вздыхает уже опытный инструктор.

Водитель каршерингового Volkswagen подъезжал к перекрестку по свободной полосе. То есть в остальных рядах были машины, стоящие на светофоре, а перед ним — никого.

— Такую ситуацию многие воспринимают как счастливый случай, чтобы всех объехать. На самом же деле это настоящая западня. Горит зеленый свет, но что там впереди? Обзорности никакой — другие авто мешают, а опасности могут быть какие угодно, — предупреждает Краснов.

Что за опасности? Ну вот хотя бы поворачивающий налево автомобиль, который не было видно до последнего. Причем ведь этот автомобиль мог двигаться с другого направления, и тогда результат разбора ДТП мог быть совсем иной.

— Представьте, что таксист не поворачивал налево, а проезжал перекресток по прямой, но по какой-то причине не успел завершить это. Такое случается сплошь и рядом. Он пытается уехать, а каршеринговое авто спешит проскочить по свободной полосе — ему же горит зеленый. Они сталкиваются вот точно так же, как на видео, но виноват уже водитель каршеринга, так как обязан был уступить. Один нюанс, и как все перевернулось! — отмечает преподаватель.

Правила дорожного движения, пункт 107:

при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.


Или смоделируем другую ситуацию: автомобилям загорается зеленый, но кто-то из пешеходов замешкался и не успел дойти до тротуара. Он идет туда, и водители его смиренно пропускают. Но по свободному ряду приближается такой вот автомобиль, из которого хорошо видно зеленый сигнал светофора, но совсем не видно человека, который вот-вот выйдет из-за стоящей машины.

А уж сколько раз при подобных обстоятельствах случались ДТП с участием автомобилей со спецсигналами. Не спасают ни маячки, ни сирены.

— Проблема в том, что водитель каршерингового авто неоднократно мог ехать точно так же — ему просто везло, никто не попадался на пути. И он привык, ему это показалось классным. А на самом деле он просто ездил вслепую, — продолжает ведущий рубрики. — На перекрестке нужно быть готовым к тому, что кто-нибудь вдруг может появиться буквально из ниоткуда. Не нужно самому себе усложнять жизнь, зеленый сигнал светофора не является гарантией безопасности.

Негласное правило: если загорелся зеленый свет и впереди свободная полоса, а всей ситуации не видно, дай остальным доехать хотя бы до середины перекрестка, не лети впереди всех, и тогда у тебя будет какая-то подстраховка.

Часто водители, особенно по правому ряду, стараются опередить остальных на перекрестке, зная, что полоса впереди заканчивается или ее занимают припаркованные авто. Мотивация понятна, но риск слишком велик.

— Пусть ты видишь, что на перекрестке горит зеленый и, может быть, уже давно горит. Не попадай в ловушку, снижай скорость, — советует инструктор. — Может быть, первым проехать не успеешь, возможно даже, потом не дадут нормально перестроиться — все так. Хватает таких, кто, видя, что ты хочешь перестроиться, не поможет, а наоборот, станет мешать. Ладно. Все мысли должны быть о том, как проехать безопасно, а не как проехать быстрее. 

Парадокс этой ситуации: видишь зеленый — замедляйся.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— В этом и заключается мастерство водителя: даже в ситуации, где ты имеешь преимущество, вовремя распознать опасность и предотвратить ДТП. А не натворить дел и потом разводить руками со словами: «Я же не виноват!»

Краснов за рулем

Теория закончилась, начинается практика. Краснов везет нас по перекресткам зимнего города. На проспекте Победителей попадаем ровно в такую ситуацию, о которой говорили: возле стелы горит зеленый сигнал светофора, во всех рядах достаточно загружено, а правый почему-то свободен.

— Обычно водители не любят туда становиться. Во-первых, движение разрешено не только по прямой, но и направо — можно застрять. Во-вторых, за перекрестком полоса заканчивается, на небольшом участке придется искать возможность перестроиться. Но самые торопливые то и дело пытаются опередить всех и щемятся в это окно. При этом что делается слева на перекрестке — не видно из-за других машин, так что это игра вслепую, — объясняет эксперт.

Мы несколько раз проезжали этот перекресток — и постоянно с соблазном ехать правее, где свободнее. Два левых ряда поворачивают на проспект Машерова, а те, кому нужно по прямой, могут ускориться. Вот только большой вопрос, стоит ли это делать. Слева всегда что-то загораживает обзор, включая автобусы, за которыми вообще ничего не видно. Потерявшийся пешеход, машина с проблесковыми маячками, кто-то застрявший на перекрестке — чем быстрее мы поедем, тем меньше шансов их вовремя заметить. Хотя для самоуспокоения можно убеждать себя в том, что нам горит зеленый и мы точно правы.

— Нужно, чтобы человек понимал и умел распознавать ситуации закрытого обзора. Потому что есть провоцирующий фактор — горит зеленый свет, ты как бы можешь ехать. Но каждый должен понимать, что, как бы парадоксально это ни звучало, на зеленый не всегда можно смело ехать, ситуации бывают разные. Если всей обстановки впереди не видно, то даже на зеленый нужно ехать снижая скорость, — отмечает наш водитель.

То, что на перекрестках может все идти не вполне по плану, мы увидели на пересечении проспекта Победителей с улицей Нарочанской возле «Минск-Арены». Поворот налево, на проспект, разрешен из двух полос. Во время интенсивного движения тем, кто хочет ехать прямо, приходится непросто. Дождался, пока повернули все, кто был впереди, а на проспекте уже горит зеленый. Самому бы закончить маневр, а в бок уже кто-то едет.

Мы оказались именно в такой ситуации и даже с некоторым волнением смотрели в пустой крайний правый ряд проспекта. Если бы там кто-то решил проскочить на зеленый, он бы увидел нашу машину прямо перед носом, потому что слева от него обзор напрочь закрывали микроавтобус, МАЗ-гармошка и грузовик. К счастью, в правой полосе никого не было.

— Люди, если автомобиль перед вами пытается повернуть и не успевает, то ему нужно помочь, потому что всякое бывает. Водитель рассчитывал успеть, но что-то пошло не так. А у нас многие поступают наоборот: «О, он не успел, сейчас я на нем отыграюсь». То есть стараются подловить на ошибке. И от этого всем только хуже, — задумчиво говорит Краснов.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


зимние, для легковых автомобилей, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Беларусь
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Сербия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, страна производства: Россия
зимние, для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, евроэтикетка: C/E/72 дБ, страна производства: Россия

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by