Зима для аккумулятора — особенно стрессовое время. В холодную пору АКБ гораздо быстрее теряет свои технические параметры, чем в теплый сезон. При краткосрочных поездках косвенно на разрядку влияют также не выключающиеся дворники и ближний свет, печка на полную мощность и другие радости жизни. Если аккумулятор новый и качественный, то с большой долей вероятности он вас не подведет даже в самый лютый мороз (хотя мы нашли исключение). Но в случае когда срок эксплуатации подходит к концу, есть шанс застрять где-нибудь за городом без возможности даже прогреть салон. Вместе со специалистами мы отправились на одну из столичных парковок, чтобы проверить аккумуляторы минчан и предостеречь от возможных неприятностей.
В руках у наших аккумуляторных экспертов из компании 1akb.by — Алексея и Александра — электронный тестер Exide EBT-965P и нагрузочная вилка LEWANDA-A600. Эти приборы нужны для того, чтобы определить ориентировочные остаточные характеристики АКБ — пусковой ток, емкость и степень износа. Зачем вообще их знать? Например, чтобы понимать, как скоро придется доставать заначку ради покупки новой АКБ.
Кстати, о покупке. Специалисты поделились: большинство импортеров снизили стоимость аккумуляторов после вступления в законную силу постановления «О системе регулирования цен». В общем, сейчас можно сэкономить как минимум 10%. Но есть и плохие новости: в связи с событиями этого года некоторые премиальные бренды белорусский рынок покинули. Тот же Bosch со свежей датой поставки вы, скорее всего, в продаже не найдете.
С этого бренда мы, к слову, и начали наш эксперимент. В качестве первого подопытного кролика был выбран тот самый Nissan Almera 1999 г. в., про который мы недавно писали. Специалисты, взглянув на машину, усмехнулись: «Если после проверки с помощью нагрузочной вилки машина не заведется (такое может быть, когда аккумулятор в плохом состоянии), то у нас с собой есть пусковые провода». Но под капотом оказался Bosch. Возникли сомнения по поводу маркировки АКБ: вроде как батарея 2017 года, но слишком уж хорошее состояние у нее для такого возраста.
В случае с не успевшей остыть после дороги «Альмерой» приборы показывают 12,7 В без нагрузки. С нагрузкой — 10,58 В. Это хорошие показатели: аккумулятор будто свежий, эксплуатационный износ незначителен. Включаем тестер Exide, вводим заводские параметры батареи, которые указаны на этикетке. Емкость — 60 А·ч, «ток холодного пуска» — 540 А. Прибор показывает: батарея работает исправно. Остаточный пусковой ток — 443 EN. Это нормально: батарея не новая, есть износ, на улице холодно. Специалисты резюмировали: 2—3 года аккумулятор проживет. Правда, кузов у машины может рассыпаться гораздо раньше, но это уже другая история.
Стоянка ТЦ Green City — любимое место приставучих попрошаек разного калибра. Поэтому, даже не дослушав предложение о бесплатной проверке аккумулятора, большинство автолюбителей пугаются и, не опуская стекла, спешат перепарковаться. А мы в поисках следующей «жертвы» обсуждаем мифы, связанные с уходом за АКБ зимой.
— Вечером снять аккумулятор и занести его на ночевку домой, а утром поставить обратно — для некоторых автолюбителей старой закалки это уже своего рода традиция. Но нужно ли так заморачиваться? — спрашиваем у представителей компании.
— Я часто наблюдаю за соседями, которые любят так делать, и про себя усмехаюсь, — рассказывает Александр. — Если аккумулятор исправен, то этот ритуал не имеет никакого смысла. В мороз батарея теряет около 10% пускового тока и оставшихся пусковых характеристик достаточно для заводки автомобиля. А если АКБ имеет значительный эксплуатационный износ и низкие показатели, то через неделю-две вам все равно придется покупать новую. В чем смысл мучиться, если результат один? Лучше сразу приобрести подходящий для вашего автомобиля аккумулятор.
— А теперь к советам из интернета. «Чтобы не утруждать себя переносом АКБ, можно сбросить одну из клемм бортовой сети с источника питания. Это значительно уменьшает разряд аккумулятора». Бред или имеет право на жизнь?
— Бред. Совет может работать в двух случаях. Первый — автомобиль неисправен по электрической части (есть утечка тока) и потому постоянно разряжает АКБ в момент стоянки. Второй вариант — аккумулятор уже свое отработал, и его давно пора заменить на новый. Тогда скидывание клеммы минимально продлит ему жизнь. Но мы снова возвращаемся к тому же вопросу: зачем мучиться, если в ближайшее время вы все равно пойдете в магазин за новой АКБ?
Наконец есть желающие: тестируем аккумулятор у Suzuki SX4 2014 года с родной батареей такого же возраста. «Точно придется менять», — еще не заглянув под капот, предупреждают эксперты.
Прибор под нагрузкой показывает напряжение в 10,24 В. Пусковой ток — 436 А (заводской параметр — 620 А). Данная батарея имеет существенный износ, но это и понятно, учитывая длительный период эксплуатации.
— Началось разрушение активной массы, — констатируют специалисты. — Внутри, скорее всего, мы обнаружим электролит со взвесью частиц активной массы. Процесс необратимый. Хотя, бывает, приходят люди и говорят, мол, сделайте что-нибудь. Но все попытки реанимировать такой аккумулятор бессмысленны.
Эксперты предупреждают владельца Suzuki: если этот сезон АКБ еще отслужит, то к следующему батарею в любом случае придется менять. Но расстраиваться не стоит: аккумулятор отработал свой потенциал на 100% и достаточно долго служил верой и правдой.
— Дешевые батареи живут до 3 лет. Средней ценовой категории — около 3—4 лет. Премиальные — до 6 лет. Но стоит отметить, что эта градация условная. Все напрямую зависит от того, насколько правильно подобрана АКБ для конкретного автомобиля и его технического состояния, — подмечают эксперты. — Часто бывают ситуации, когда к нам в магазин приезжают владельцы энергоемких премиальных машин (BMW, Mercedes-Benz и др.) и хотят купить дешевый аккумулятор экономсегмента, изначально изготовленный и предназначенный для совсем простых автомобилей, имеющих минимальное количество энергопотребителей. Но для премиума нужно брать премиум, иначе он не прослужит даже отведенное время и АКБ не удастся поменять по гарантии.
Более того, в таких энергоемких машинах из-за неподходящего или выработавшего свой ресурс аккумулятора могут быть последствия. Например, автомобиль уйдет в аварийный режим. Реальный случай: ехали мы на Mercedes-Benz Е200 с системой «старт-стоп», стартерную и вспомогательную батареи не меняли до последнего. Остановились на светофоре за другой машиной, я нажал AUTO HOLD — включился ручной тормоз. Ногу с педали по привычке убрал. Через две секунды машина покатилась, потому что заряда аккумулятора попросту не хватило на дополнительные опции. Повезло: я вовремя нажал на тормоз.
В очереди на тест — Mazda 2 и ее владелец Виктор, который поменял аккумулятор летом. В эксперименте решил поучаствовать, чтобы убедиться: под капотом нет какой-нибудь подделки с этикеткой Exide.
— Как выбирал АКБ? Просто поставил такую же, как была раньше. По стоимости не знаю — супруга покупала, когда я был в командировке. Со старой АКБ случилась не очень приятная история: автомобиль демонстрировал неоднозначные симптомы — то заводился, то не заводился. Мы долго не могли понять, в чем дело. К правильному выводу пришли методом научного тыка, — рассказал мужчина.
С помощью нагрузочной вилки мы получили значение в 10,65 В (напомним: при минимальной необходимой планке в 10,4 В). На тестере — 537 А (изначальное значение — 580 EN). В общем, автолюбителя в магазине не обманули. Прослужить аккумулятор должен около четырех лет.
Следующий желающий узнать всю правду о своем аккумуляторе — Евгений на Kia Cee'd. После покупки машины в 2017 году аккумулятор (тоже премиальный — Varta) не менялся. Под нагрузкой получили 10,43 В. Что касается остаточного пускового тока, то прибор показал 500 А при заявленных 440.
— Батарея оригинальная и с толстой качественной пластиной, поэтому выдает такие показатели. Это хороший пример для тех, кто не может определиться — покупать аккумулятор получше или сэкономить. Дорогая АКБ переживет 2—3 дешевых. У машины нетребовательный мотор, поэтому такой батареи хватит еще не на один год, — резюмировали эксперты.
А у этой Honda Civic аккумулятор оказался не в самом презентабельном виде: клеммы окислились. Хотя отъездили на нем только два года. Тестер выдал показатель в 262 А при заявленном пусковом токе в 330. Батарея исправна, а значит, прослужит еще столько же. Автомобилисту посоветовали лишь протереть ее тряпкой с водой и содой.
И снова мы в поисках подопытного кролика. Прогуливаясь между рядами, постоянно наблюдаем картину: водитель, включив фары и печку, не спеша наслаждается творением местной кулинарии и ждет, пока машина прогреется. Но в сети советуют: после запуска двигателя нельзя сразу включать теплый обдув и осветительные приборы. Мол, надо дать раствору электролита прогреться, чтобы аккумулятор безболезненно воспринял дополнительную нагрузку. Рабочая схема или, начитавшись интернета, впору издавать «Вредные советы» — как у Григория Остера, только для автомобилистов?
— Я думаю, что совет бредовый, — отвечает на вопрос Алексей. — Аккумулятор действительно не принимает заряд от генератора, пока немного не прогреется (в зимнее и морозное время). Но так заморачиваться не вижу смысла. Когда на улице минус 15 градусов и ниже — тогда можно, наоборот, сначала включить фары (то есть дать АКБ небольшую нагрузку и прогреть ее), а потом только заводиться. Благодаря этому химические процессы ускорятся и отдача у аккумулятора увеличится.
Если же машина на долгом простое где-нибудь во дворе под открытым небом, то имеет смысл периодически выходить и заводить ее минут на 10—20, чтобы «взбодрить» аккумулятор, а лучше по возможности снимать клеммы с АКБ. Бывают случаи, когда люди оставляют машину на 2—3 недели. За это время батарея разряжается, плотность электролита снижается и, как следствие, АКБ замерзает. В большинстве случаев такой аккумулятор «реанимировать» уже не имеет смысла, так как он потерял значительную часть своих первоначальных параметров. Некорректная работа АКБ и преждевременный износ также зачастую вызваны тем, что автомобилисты не следят за техническим состоянием стартера и генератора в своей машине.
Мы долго пытались уговорить на эксперимент владельца «Жигулей» года эдак 1990-го. Но увы: пришлось довольствоваться 21-летним Opel Corsa. Машина куплена недавно, поэтому год выпуска АКБ неизвестен. Более того, этикетка где-то потерялась, но эксперты узнали Exide. Напряжение — 10,36 В, остаточный пусковой ток — 391 А (при заводских 540 А). Аккумулятор исправен, но нужно выполнить полную зарядку. В лучшем случае год он еще проживет.
Мы уже хотели сворачивать свою «аккумуляторную лавочку», как заприметили Peugeot 307. Владелец Артем заверил: ничего интересного под капотом мы не найдем, потому что новую АКБ он поставил всего лишь полгода назад. Оказалось, ошибается.
— До Varta, к слову, стоял полностью «просевший» Zubr, который перед заменой подпортил настроение. Я тогда приехал в супермаркет и решил немного посидеть в машине, подзарядить телефон. Потом сходил в магазин на 10 минут, вернулся — машина не заводится. Успел поднять по тревоге друга с просьбой приехать на помощь, но по итогу автомобиль сам встал с колен, — рассказал мужчина.
В этот момент тестер выдал абсолютно непредсказуемый результат: «Конец срока службы АКБ». Как такое возможно, если аккумулятор практически новый? На всякий случай повторно провели замеры. Но нет: на экране снова 456 А вместо заводских 610 EN. Хотя нагрузку держит нормальную. Причиной столь низких показателей пусковых токов может быть низкая плотность электролита, но проверить это невозможно.
Специалистов удивил еще один факт: стенки АКБ на ощупь «мягкие», легко прогибаются. Эксперты сразу поинтересовались у автомобилиста, не оставлял ли он аккумулятор разряженным на морозе. Но тот лишь пожал плечами.
— Через год, скорее всего, АКБ выйдет из строя. Сейчас по гарантии аккумулятор сдать не получится: нагрузочная вилка показывает удовлетворительные результаты. Нужен полный цикл зарядки, тогда батарея еще поживет, — посоветовали специалисты.
Кстати, а как проверить АКБ перед покупкой? Среднестатистическому покупателю — никак. Поэтому единственная действенная рекомендация — покупать батарею в крупных торговых сетях, где хранение товара регламентируется и есть гарантийный отдел, который в случае чего будет готов идти навстречу. И, конечно, не стоит банально экономить на аккумуляторе.
Что ж, результаты эксперимента неплохие. У большинства автолюбителей, с которыми нам удалось пообщаться, стоят премиальные АКБ в хорошем состоянии. Еще с десяток людей отказались участвовать в эксперименте, сославшись на то, что под капотом абсолютно новая батарея. Так что, надеемся, автопомощь в ближайшие заморозки никому не понадобится.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by