15 094
16 декабря 2022 в 8:00
Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

И тает лед. Как работает машина под названием ресурфейсер

Источник: Борис Самкович. Фото: Борис Самкович

Неотъемлемым атрибутом современной ледовой арены является ресурфейсер — машина для выравнивания льда. Еще ее называют ледовым комбайном, а в простонародье — «замбони» (по названию самого крупного мирового производителя). Как функционирует эта техника, какие нюансы встречаются в ее работе и сколько все это стоит? Рассказываем в сегодняшнем материале Onlíner.

Всего в мире насчитывается не так много производителей ресурфейсеров. Пожалуй, их можно пересчитать по пальцам двух рук. Самые известные — Olympia (Канада), WM (Германия) и ENGO (Италия). Есть производство собственных ледовых комбайнов в России и даже у нас на МТЗ. Но львиная доля рынка принадлежит старейшему предприятию отрасли — Zamboni Company.

Как было раньше?

До изобретения «замбони» заливка свежего льда осуществлялась вручную. Рыхлый снег убирали лопатами или широкими скребками, далее выезжала специальная установка с горячей водой, заполнявшая царапины на поверхности льда. Сразу за ней шла «швабра», которая равномерно распределяла воду по всей поверхности. Привод мог быть разным — человек, автомобиль, трактор и даже мотоцикл. В 1949 году американец с итальянскими корнями Фрэнк Замбони решил объединить все эти операции и изобрел первый в мире ледозаливочный комбайн.

Принцип работы

Основных опций три: срезка испорченного верхнего слоя льда, сбор снега и стружки в специальный контейнер и заливка нового слоя. В зависимости от степени износа нож оборудования может срезать лед разной толщины. В среднем за одну заливку стандартной хоккейной площадки собирается около одной тонны снега и выливается порядка 700 литров воды температурой +55 °С. Далее снег сбрасывается в специальное хранилище, где вновь превращается в изначальное свое состояние, фильтруется, после чего идет на повторное применение. Но так происходит только на современных аренах. К примеру, на катке СДЮШОР «Юность» в минском парке им. Горького использованный снег вывозят на улицу, где он «погибает собственной смертью». Теперь вы понимаете, откуда летом в парке появляется снег.

Силовая установка

Как правило, это бензиновый четырехтактный рядный двигатель в паре с автоматической КПП. Привод на все четыре колеса. Но моторы не автомобильные, а промышленные. Такие, которые используют на яхтах или погрузчиках. Электрооборудование в большинстве своем лодочное.

«Электрички» тоже встречаются (куда же без них в наше время?), но не так часто. К примеру, в Минске их используют всего на двух катках.

«Ресурфейсеры на электротяге не пользуются большим спросом, тут скорее дань моде, — считает представитель дилера Zamboni в РБ Сергей Скрипченко. — Нет у них той мобильности и надежности из-за условий эксплуатации, да и цена на 25% выше. В мире, особенно в Северной Америке, часто встречаются Zamboni с газовым оборудованием. В Беларуси такая машина есть в единственном экземпляре, но работает она все-таки на бензине».

— Сколько Zamboni работает на наших катках?

— Если говорить именно про эту марку, то в Беларуси их чуть больше сорока единиц. Самой возрастной — за 20 лет. Если не ошибаюсь, то она 1999 года выпуска. Есть несколько машин марок Olympia, WM, ENGO, Dupon. Есть у нас и отечественный электрический аналог от МТЗ, но их пока только три единицы, а в работе и вовсе одна.

Отечественный «замбони» BELARUS КЛ-418

— Кто занимается обслуживанием и как это происходит?

— Практически все машины в Беларуси обслуживаются силами нашего предприятия. Периодичность зависит от пробега, который измеряется не в километрах, а в моточасах. Каждые 125 часов — замена масла в двигателе и «шприцовка» 38 точек смазки. На отметке в 500 часов меняются свечи зажигания и масло во всех гидравлических узлах. ГРМ двигателя бывает шестеренчатый (как на грузовых автомобилях) или классический ременной (замена каждые 5000 моточасов).

Сейчас стало тяжело с запчастями — их практически не достать в нашем регионе. Что-то подходит от обычных машин, но это только по двигателям. Остальные детали нужны оригинальные. Пытаемся привозить из России — там еще что-то осталось из старых запасов.

— А сколько стоит новый Zamboni?

— Последняя поставка была около двух лет назад. Тогда бензиновый ресурфейсер обошелся клиенту (минский Дворец спорта) в 150 тысяч долларов. Сейчас цена не изменилась, но изменились сроки поставки — ждать придется около 180 дней. Электрический дороже. В зависимости от емкости батареи цена варьируется в пределах 180—200 тысяч долларов.

В среднем на заливку стандартной хоккейной площадки уходит 10—15 минут. Но во время крупных матчей на лед выезжает сразу два ресурфейсера. Сэкономленное время тратят на рекламу и развлечения болельщиков.

Кто «укатывает» лед?

У машиниста «замбони» сразу два профессиональных праздника: День водителя (последнее воскресенье октября) и Международный день ледовара (16 января). Леонид Кашмин уже на пенсии, за его плечами десятки лет в дальнобое, а нынче он готовит лед в минском СДЮШОР по фигурному катанию: «Ничего особо сложного в этой профессии лично для меня нет, только что работаешь в постоянном холоде. На смене два человека: водитель и помощник. Начинаем в 6 часов утра, так как в 7:00 уже первые тренировки, а заканчиваем в 23:00. В нашем дворце две площадки: одна для фигурного катания, а другая для хоккея. Так что за смену выезжаешь около 20 раз, расходуется примерно столько же литров бензина. График работы — день через два, „на руки“ выходит около 1000 рублей в месяц».

Бронислав Рыдевский работает в МКСК «Минск-Арена» третий год: «Как таковых курсов по работе на „замбони“ у нас нет. Мастерство передается через более опытных сотрудников. В нашем коллективе есть те, кто работает с первого дня открытия арены. Основное условие — это медицинская справка и водительское удостоверение категории В. Как и везде на катках, рабочий день у нас начинается рано — около 6 утра. И „льем“ целый день. У нас три ледовые коробки и еще конькобежная дорожка. Во время крупных хоккейных матчей выезжаем на лед сразу двумя машинами. Утром измеряем толщину, чтобы знать, сколько срезать и добавлять воды при заливке».

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by