Они назывались «Неман». Неизвестная часть мотоистории Беларуси

20 291
27 декабря 2022 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: З.Вайцэховiч, "Транспарт — конка, трамваi, аутобусы, ровары, матацыклы"

Они назывались «Неман». Неизвестная часть мотоистории Беларуси

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: З.Вайцэховiч, "Транспарт — конка, трамваi, аутобусы, ровары, матацыклы"

Мотоциклы каких марок существовали в Беларуси? «Минск» знают все, завод худо-бедно жив и сегодня. Но мотоциклы когда-то делали и в Гродно. Эту историю помнят даже далеко не все старожилы, а знают лишь краеведы да немногие мотофанаты. Слышали о такой марке? Мы тоже только краем уха. Прольем свет на малоизвестную страницу истории.

Поведали факты из прошлого известные в белорусской мототусовке энтузиасты — братья Гапановичи. Олег и Виталий не первый год организуют исторические мотоэкспозиции и проводят фестиваль «Кола часу». Их новый проект — серия клубных лекций по истории производства мотоциклов в Беларуси. Первая лекция как раз и была посвящена мотоциклам марки «Неман».

Строго говоря, Niemen — это польская марка. Но производство располагалось на территории нынешней Беларуси. Впрочем, лекция Гапановичей была не только про производителя Kresowa Fabryka Niemen Rowerow i Motocykli, а про влияние мотоцикла на европейскую культуру в целом и белорусскую в частности. Материал на целую книгу! Все пересказать невозможно, потому сосредоточимся только непосредственно на производителе, который до вхождения западнобелорусских земель в состав СССР существовал в городе над Неманом.

Велосипеды

Фабрика в Гродно была основана семьей Старовольских еще в 1894 году. Первоначально предприятие специализировалось на металлообработке и производстве запчастей для швейных машин. В 1920-х годах семейная фирма, говоря современным языком, стала дилером нескольких зарубежных производителей велосипедов и мотоциклов. Предполагается, что примерно в то время семейство Старовольских задумалось о собственном производстве аналогичной продукции. Тогда же и появилось название Kresowa Wytwornia Rowerow i Motocykli Nieman. Довольно быстро гродненская фабрика становится одной из крупнейших во всей восточной части Польской Республики. Штат сотрудников превышал 100 человек, а объемы производства к 1936 году достигли 10 000 единиц.

С технической точки зрения гродненские велосипеды представляли собой компиляцию лучших технических решений немецких и английских моделей, адаптированных и удешевленных для местного рынка. Сиденья для некоторых из них производили в Латвии. Фирменным цветом был черный, с красными и зелеными декоративными элементами. Похоже, что до наших дней в Беларуси сохранился только один велосипед Niemen, который и продемонстрировали на лекции. Точнее, это уже мотовелосипед. Много десятилетий назад, после войны, владелец сам дооснастил его маленьким навесным моторчиком производства ГДР, баком и фарой. В таком виде он и попал в одну из частных коллекций.

Кроме того, Гапановичи гордятся тем, что буквально в родной деревне нашли еще один уникальный артефакт, связанный с Nieman, — фирменную звездочку, а потом еще одну такую. Хоть это и просто часть, но часть истории.

Мотоциклы

Очень похожие мотовелосипеды производила и сама Kresowa Wytwornia Rowerow i Motocykli Nieman. По одним данным, их выпуск начали в 1934-м, по другим — в 1936 году.

Тогда же появились первые две модели мопедов объемом двигателя 75 «кубиков», выпускавшиеся в мужском и женском вариантах — Nieman R75 и Nieman R75 Damka. Они комплектовались немецкими двигателями Sachs и электрооборудованием Bosch. Максимальная скорость составляла 75 км/ч. Известно, что в 1936 году собрали сотню таких. Гапановичи рассказывали, что напали на след сохранившейся у одного ксендза «дамки», но опоздали. Экземпляр успели продать и вывезти в Польшу. Сейчас он, отреставрированный, находится в музее ретротехники в Белостоке.

Одним из самых популярных изделий гродненской фабрики стал легкий мотоцикл Nieman R100 с объемом двигателя 98 «кубиков». Дело в том, что объем до 100 куб. см предполагал значительные налоговые льготы и был весьма популярен у покупателей. Такие мотоциклы разгонялись до 60 км/ч и могли везти двух человек при условии установки второго сиденья.

По-настоящему «гродненского дизайна» были «старшие» модели 100DS и 100DV. На самые ранние из них еще ставились немецкие двигатели и другое оборудование, но постепенно предпочтение отдали английским моторам Villers.

Точных данных нет, но, видимо, именно «сотки» были хитом предприятия. В 1938 году их собрали 166 экземпляров, а план выпуска на 1939 год составлял 250 штук. В дальнейшем предполагалось увеличение еще в два раза, но помешала война.

Под самый конец существования фирмы появились более мощные модели 125DV, которые выпускали с 1938 года. Как минимум один Nieman 125DV сохранился до наших дней в Беларуси и находится в частной коллекции.

Флагманский 150DV не был полной копией, но повторял стилистику и конструктивные решения британского мотоцикла Baker 150. Их штучное производство началось весной 1939 года. Сколько точно их было сделано — неизвестно, но, вероятно, это были единичные экземпляры. До вторжения в Польшу оставалось буквально полгода.

Одним из достижений марки Nieman была развитая во всех воеводствах сбытовая сеть. В Варшаве действовало генеральное представительство. Известно, что до войны на них даже участвовали в гонках.


Интенсивное развитие семейной фирмы было прервано с началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года и, к сожалению, восстановлено не было. В 1939 году предприятие было национализировано, после войны на этой территории были склады, затем радиопроизводство. Корпуса бывшей фабрики Nieman частично сохранялись в Гродно аж до 2008 года, но сейчас они демонтированы и перестроены.


29", рама 20", горный, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 80 мм (сталь Hi-ten), трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 18 кг
Нет в наличии
28", рама 20", городской, женский, сталь Hi-ten, вилка жесткая (сталь Hi-ten), трансмиссия 1 скор. (1х1), тормоз ножной, вес 17.3 кг
Нет в наличии
29", рама 21", горный, кросс-кантри, сталь Hi-ten, вилка амортизационная с ходом 60 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Tourney/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый механический, вес 18.4 кг
Снят с продажи

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by