История Харли Эрла — отца американского автомобильного дизайна

4467
06 января 2023 в 9:41
Автор: Виктор Бурый. Фото: открытые источники

История Харли Эрла — отца американского автомобильного дизайна

Автор: Виктор Бурый. Фото: открытые источники

Американские автомобили второй половины прошлого века (до 90-х годов, по крайней мере) имели характерный и легко узнаваемый дизайн, оказавший значительное влияние на автопроизводителей по всему миру (например, на тех же японцев). Но так было не всегда. На заре автомобилестроения внешний облик машин диктовался исключительно исходя из функциональных потребностей. Визуальная эстетика не играла никакой роли, поскольку американские конструкторы не видели в ней смысла. Рано или поздно этот подход должен был измениться. Человеком, изменившим его, стал Харли Эрл.

До General Motors

Отец Харли, Джейкоб Уильям Эрл, конструировал кузова для различного пассажирского транспорта. Можно сказать, что у его сына было на роду написано связать жизнь с автоиндустрией. В 1908 году Эрл-старший основал мастерскую Earl Automobile Works, занимавшуюся созданием заказных кузовов и аксессуаров для автомобилей. Его сын поступил в Стэнфордский университет, однако желание работать со своим отцом побудило его оставить учебу. Дело Эрлов росло, в 1926 году мастерскую купил известный дилер Cadillac по имени Дон Ли. Оценив талант Эрла-младшего, он оставил его на должности директора мастерской.

По-настоящему судьбоносной для Харли Эрла стала встреча с Лоуренсом Фишером, генеральным менеджером подразделения Cadillac в General Motors. Фишер посещал дилеров по всей стране, чтобы посмотреть, как идут дела. Посетив Дона Ли, он также познакомился с Эрлом и остался крайне впечатлен его методами работы. Особенно Фишера заинтересовало использование глины для моделирования, которая позволяла легко менять форму модели в зависимости от задумки. Этот метод широко применяется в автомобильном дизайне и по сей день.

Карьера в GM

В 1927 году принятый на работу в GM Харли Эрл разработал дизайн для Cadillac LaSalle. Успех этого автомобиля привел к созданию Art and Color Section (дословно: Отдел искусства и цвета). Первым директором отдела стал сам Эрл. Ни у одной автомобильной компании в мире ранее не существовало подобного дизайнерского подразделения. Идея Эрла состояла в том, чтобы каждый год немного менять дизайн моделей и представлять публике в качестве новинок. Это позволяло увеличить продажи продукции GM.

В 1937 году Отдел искусства и цвета переименовали в Отдел стайлинга. Спустя год свет увидел первый в мире концепт-кар Buick Y-Job. Главной его задачей было узнать реакцию потенциальных покупателей на новые дизайнерские решения. Y-Job продемонстрировал многие визуальные черты, которые будут использоваться на автомобилях GM следующие 15 лет. После показа концепт-кар стал повседневной машиной Эрла.

Вице-президент

Учитывая все заслуги Харли Эрла, его назначение вице-президентом GM в 1940 году не стало неожиданностью. В годы Второй мировой войны дизайнер основал отдел разработки и исследования камуфляжа. К примеру, он участвовал в разработке американского истребителя P-38 Lightning. Этот проект послужил вдохновением для самого известного дизайнерского нововведения Харли Эрла — хвостовых плавников у автомобилей.

Впервые представленные в 1948 году у Cadillac Series 62 (дизайн Фрэнка Херши), плавники с каждым годом становились все больше и больше, достигнув апогея у моделей 1959 года. В эпоху, когда космос владел умами людей, эта без преувеличения футуристичная черта на пару с широким опоясывающим стеклом пришлась как нельзя кстати. Ну и конечно, нельзя не вспомнить Chevrolet Corvette, про историю которого мы когда-то писали. Именно Харли Эрлу принадлежит идея создания культового спорткара.

Когда в 1958 году Эрл покинул пост вице-президента и директора Отдела стайлинга (на тот момент ему было 65 лет — возраст, по достижении которого регламент GM предписывал уйти в отставку), General Motors являлась самой большой корпорацией в мире, а дизайн автомобилей был решающим фактором, способствующим продажам. Низкие и длинные кузова американских машин 60-х и 70-х годов есть не что иное, как наследие Харли Эрла. В 1986 году, спустя 17 лет после смерти Харли Эрла, его имя внесли в Автомобильный зал славы.

скребок/сгон, для очистки снега, пластик

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by