09 января 2023 в 8:00
Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

Дворовые войны возле Академии наук. Как соседи почти стали врагами на фоне проблем с парковкой

Автор: Вероника Сайко. Фото: Александр Ружечка

О проблемах с парковкой в центре столицы можно написать немало. Что уж говорить о послевоенной застройке, если даже в новых кварталах не всегда учитывают быстрорастущее количество автомобилей? Но мы все-таки решили заглянуть в парочку особо проблемных дворов, где легкие неудобства переросли в бесконечные конфликты. Первый на очереди — тот, что скрывается за домом с большим логотипом «МАЗ» на крыше (пр. Независимости, 80, неподалеку от парка Челюскинцев).

Конфликт №1. Территория, прилегающая к подъездам

Начнем с того, что обозначим границы двора, о котором ведем речь: он находится в пределах домов №72А, 72, 74, 76, 78, 80, 78А, 76А по пр. Независимости. Со стороны проспекта есть три заезда, еще один — с ул. Сурганова.

Везде нас встречает знак «Движение запрещено». Как утверждают местные жители, он не мешает некоторым таксистам насквозь проезжать двор в попытке выиграть время.

Жильцы здесь — достаточно активные. В 2018 году они смогли «отменить» планы местной администрации по уплотнению двора, где хотели построить реабилитационный центр с паркингом. С тех пор люди объединились в общий чат и регулярно обсуждают там насущные проблемы. В основном — с парковкой. Если верить проекту детальной планировки квартала четырехлетней давности (а с тех пор мало что изменилось в масштабах двора), то в указанных домах проживает 1,4 тысячи человек, в то время как парковочных мест здесь около 500. Сколько машин числится за местными жителями — конечно, не известно.

Но некоторые отмечают: острой нехватки парковочных мест нет. То есть уставшему после работы человеку не придется в обычный будний оставлять свое авто в соседнем квартале и пешком добираться до дома: где-нибудь машину да приткнешь. Возможно, это благодаря тому, что отдельные сознательные жильцы оставляют транспортные средства на платных стоянках неподалеку. Стоит такое удовольствие 37 рублей в месяц, поэтому бóльшая часть охраняемой территории пустует.

Тем не менее найти место недалеко от подъезда — это вопрос везения. Бывают случаи, когда приходится навернуть пару кругов по двору в поисках подходящего «прибежища» для своего авто. Особо нетерпеливые ставят машину возле подъезда.

Напомним: пункт 145.3 ПДД РБ гласит, что стоянка запрещается на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке. А пункт 145.4 дополняет: также нельзя ставить машины ближе 10 метров от служебных дверей магазинов, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей. Зачем нам знать второй пункт в данном случае? Все дело в том, что лицевая часть проспекта просто кишит различными магазинами и ресторанами, которые предпочитают разгружаться во дворе. Но к этому мы еще вернемся, как и к вопросу с гаражами.

В день нашего визита (мы подъехали примерно к 16:30 в середине недели) тротуар возле одного из подъездов 76-го дома не пустовал — там припарковался синий кроссовер.

Мы были сильно удивлены тем, что рядом не оказалось сотрудника ГАИ, оформляющего водителю штраф. Ведь насколько нам было известно, стоит рядом с этим домом нарушить ПДД — как из неоткуда появляются жители-активисты, набирающие номер ГАИ и параллельно фиксирующие факт правонарушения на камеру смартфона. Может, это личный автомобиль какого-нибудь председателя товарищества собственников или другой важной шишки? Но нет: владельцем оказался рядовой житель четвертого подъезда. Точнее, жительница по имени Ирина. Она поделилась: соседи вызывали на нее ГАИ и не раз, где-то дома в дальнем шкафу пылится стопка квитанций о штрафах.

— Основная наша проблема — это «пивнухи» и кафе. В пятницу вечером во двор не пробиться: занято все, — утверждает женщина. — В 2007—2009 годах я делала запрос в администрацию района: мне ответили, что возле четвертого и пятого подъездов (правее от входа) парковочные места предусмотрены. Но подтверждающих документов у меня не сохранилось. Правда, сейчас я стараюсь не ставить там машину: однажды на крышу свалился кусок бетона. Сейчас мой автомобиль действительно припаркован со стороны жилой застройки: я жду, когда освободится другое место, чтобы перепарковать машину. Но, возможно, добрый самаритянин из числа соседей, желающий настучать в ГАИ, появится раньше. Может быть и так, что подходящее место появится только после 22:00, когда у меня уже не будет сил одеваться и выходить ради машины.

В общем, в этом дворе есть два противоборствующих клана. Представители одного из них не видят ничего зазорного в том, чтобы оставить машину возле подъезда, тогда как представители другого не терпят поблажек и тут же готовы ткнуть провинившегося в известный пункт ПДД. По закону правы вторые, но всегда есть «но».

— У местных, кто нормально паркуется, проблем со стоянкой нет. В основном конфликты случаются с «залетными». Я и сам нередко отправляю фото с нарушениями в ГАИ — у меня целая коллекция, — делится местный старожил Николай.

— Одно дело — разгрузиться быстро или высадить больную маму, а другое — кинуть на ночь авто у подъезда и отправиться выпивать в кафе. Более того, я знаю людей, которые арендуют место на стоянке или имеют гараж в собственности, но продолжают оставлять машину абы как во дворе, — добавляет мужчина.

К слову, год назад во дворе произошел неординарный случай. Кто-то пробил колеса одному из жильцов дома. Причем авто было припарковано без явных нарушений. Слухи поползли разные: кто-то предполагал, что имущество испортили свои же, решившие, что машина чужая (якобы владелец почти всегда оставлял ее на стоянке поблизости, поэтому идентифицировать транспортное средство не удалось). Но наши собеседники говорят, что этот случай к дворовым конфликтам отношения не имел, речь о каких-то личных делах автолюбителя.

Конфликт №2. Грузовики и магазины

Отметим, что ближе к 18:00 ситуация во дворе усугубилась. Особенно возле 78-го дома — там все пространство, прилегающее к дверям подъездов и служебному входу в пиццерию, оказалось заставлено машинами.

Около здания под номером 74 тротуар тоже не пустовал. Кто-то умудрился запрыгнуть на бордюр, сделав проезд еще более узким. Но, видимо, заметив камеру и несколько недовольных жильцов рядом с нами, поспешил удалиться.

Там же нам указали на следы на зеленой зоне. Помимо трактора сюда явно заезжала легковушка, что подтвердили фотографии из архива местных жителей.

Фото из личного архива жителя двора
Фото из личного архива жителя двора

Усугубляют ситуацию грузовики, регулярно навещающие местный «Евроопт» и кафешки для разгрузки товара. Прямо на наших глазах такой фургон забрался на тротуар в арке между 76-м и 78-м домами, перегородив проход пешеходам.

За «Еврооптом» (74-й дом) грузовик усложнил проезд легковушкам.

— В чем проблема разгружаться со стороны проспекта? Там же очень широкий тротуар! — возмущаются наши собеседники. — Тем более у «Евроопта» есть служебный вход с той стороны.

Снова обращаемся к ПДД. На этот раз нас интересует пункт 143.14: «Остановка и стоянка запрещаются на тротуарах, кроме специально отведенных мест, обозначенных дорожным знаком „Место стоянки“ („Место стоянки такси“). Допускается остановка транспортных средств дорожно-эксплуатационной и коммунальной служб, автомобилей с наклонной белой полосой на бортах, а также других транспортных средств, обслуживающих торговые и другие организации, расположенные непосредственно у тротуаров, на время выполнения работ либо загрузки (разгрузки) транспортного средства при условии обеспечения безопасности дорожного движения». Получается, к первому грузовику действительно можно предъявить вопросы. Собственно, внимательные жильцы так и сделали: сохранили пару фото в галерее с обещанием отправить в ГАИ для разбирательства.

Конфликт №3. Гаражи

Двор, конечно, интересный. Во-первых, со своей историей: здесь и фильмы снимали, и разные выдающиеся личности жили (особенно много сотрудников Академии наук). А во-вторых, с нюансами в разрезе современности: довольно странно наблюдать в центре города, где каждый квадрат земли золотой, небольшой дом (внутри располагается юридическая компания) и гаражи.

Напомним: парковать автомобили перед воротами гаражей на расстоянии ближе 10 метров запрещено. Раньше владельцы первой линии боксов еще пытались как-то отстаивать территорию и, по рассказам жильцов, большими буквами писали на воротах «Машины не ставить!» Сейчас же, кажется, успокоились и вошли в положение тех, кто гаражом обделен.

За сколько сейчас тут можно купить помещение для своей «ласточки»? Актуальных объявлений мы не нашли. Но местные подсказали, что иногда владельцы гаражей просят до $10 000 в эквиваленте.

Конфликт №4. Мероприятия в Ботаническом саду и парке Челюскинцев

И наконец, проблема, которая взбудоражила чат жильцов этим летом. Близлежащие Ботанический сад и парк Челюскинцев не обладают достаточно большими парковками, способными вместить всех желающих. Поэтому во время проведения там мероприятий многие автомобилисты отправляются ставить машины в самый ближайший двор — собственно, тот, о котором мы и ведем речь. Особый наплыв жители чувствовали во время городского пикника, который три последних раза проходил в Ботаническом саду.

Местные утверждают, что в эти дни особенно пострадала зеленая зона во дворе. И обращают внимание: охраняемая стоянка возле пр. Независимости, 80А (здание гостиницы СОК «Олимпийский») не имеет никаких указателей и знаков. Мол, едут мимо люди и не знают, что можно не тревожить покой жильцов, а оставить машину под надзором сторожа всего за 3 рубля в день.

К слову, жители обращались к организаторам фуд-фестиваля с претензиями, и те даже внесли изменения на сайте, где напомнили об отсутствии отдельной парковки для гостей.

Скриншот с сайта vulitsaezha.by
Скриншот с сайта vulitsaezha.by

Конечно же, жильцы не раз поднимали в чате тему со шлагбаумами, однако воз и ныне там. Но на ближайшем приеме граждан люди вновь планируют обратиться к чиновникам за разрешением установить систему. Вместе с тем напомним: двор сквозной, и это наверняка может стать основной преградой на пути к цели. В общем, местным кажется, что надежды мало. Поэтому надеются лишь на сознательность автолюбителей и платные стоянки неподалеку.

К слову, мы подали обращение в администрацию района, задали насущный вопрос насчет шлагбаума, возможного сноса гаражей в пользу обустройства стоянки «для всех» и перспективы для автолюбителей на будущее (вдруг неподалеку собираются построить огромный удобный паркинг, а мы не в курсе?). Как только получим ответ — обязательно опубликуем.


ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 400 А, масса: 0.29 кг
Onlíner рекомендует
ёмкость встроенного аккумулятора: 11100 мА·ч, максимальный пусковой ток: 250 А, масса: 0.41 кг
ток зарядки: 0.8–20 А, масса: 0.97 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by