Toyota Supra четвертого поколения по праву считается легендарным автомобилем. И дело отнюдь не в том, что эта машина появилась в серии фильмов «Форсаж». Supra прославилась практически безграничными возможностями тюнинга, которые позволяют старому японскому купе из 90-х добиваться потрясающих даже по современным меркам результатов. Правда, изначально авто даже не являлось отдельной моделью: его продавали в качестве модификации Toyota Celica. Как же Supra обрела культовый статус?
Впервые название Supra использовали для обозначения несколько измененной версии второго поколения купе Celica в 1978 году. Основное отличие от обычной модификации заключалось в новом двигателе (вместо четырехцилиндрового установили шестицилиндровый объемом 2,6 литра). Его мощность составляла 110 л. с. В паре с мотором шла либо пятиступенчатая «механика», либо «автомат» с четырьмя ступенями.
Celica Supra позиционировалась компанией Toyota как премиальный автомобиль, поэтому купе оснастили большим количеством «комфортных» опций вроде кондиционера или круиз- и климат-контроля. Внешне автомобиль несколько удлинили спереди, чтобы уместить больший по сравнению с обычной Celica двигатель. В 1981 году мотор стал еще больше (объем увеличился до 2,8 литра, а мощность — до 116 л. с.).
В 1982 модельном году автомобиль шагнул во второе поколение (при этом все еще оставаясь вариацией Celica). Мощность двигателя возросла до 145 «лошадей» (объем мотора остался 2,8 литра). В целом, однако, авто не претерпело каких-то значительных изменений. Зато новая Celica Supra могла похвастаться соревновательными достижениями. К примеру, в 1984 году на чемпионате Великобритании по шоссейно-кольцевым гонкам среди легковых автомобилей пилот Вин Перси выиграл девятый раунд гонок как раз на японском купе.
Третье поколение модели наконец-то превратило Toyota Supra в отдельную машину, не привязанную к Celica. Произошло это в 1986 году. Наиболее производительную версию заднеприводного купе оснастили трехлитровым ДВС с показателем в 200 л. с. (его спустя некоторое время турбировали, увеличив отдачу до 230 «лошадей»). Позже появилась лимитированная версия, для которой мотор «разогнали» еще сильнее — до 270 л. с. На тот момент это был самый мощный японский автомобиль.
Спорткар получал крайне положительные отзывы за динамические характеристики и управляемость. В 1987 году машина попала в топ-3 лучших купе по версии британского журнала «What Car?». (Причем все три победителя оказались моделями от Toyota: MR2, Celica и Supra.) Автомобиль также участвовал в раллийных гонках «Группа А», Японском и Европейском кузовных чемпионатах среди легковушек.
Supra MKIV увидела свет в 1993 году. Инженеры постарались сделать авто как можно легче (в частности, с помощью алюминия, из которого сделан капот, некоторые элементы подвески и ряд других деталей). По сравнению с третьим поколением новая Supra оказалась примерно на 100 кг легче. Можно рассказать о том, что рядный шестицилиндровый турбомотор 2JZ имел мощность в 320 л. с., однако четвертое поколение Supra «заряжали» до таких показателей, которые в 90-е годы прошлого века могли показаться космическими. Достаточно посмотреть, сколько видео появится по запросу «Toyota Supra MK4 1000 л. с.». Надежность и возможность в разы увеличить отдачу стандартного мотора превратили японское купе в настоящую легенду.
Конечно, есть и обратная сторона медали. Supra MKIV в хорошем состоянии с «живым» двигателем и механической коробкой передач найти довольно сложно, а даже если это удастся, то стоимость машины может в два, три и более раз превышать цену спорткара, когда он еще только-только вышел на рынок (тогда автомобиль продавали примерно за $34 000). Это один из тех случаев, когда с годами модель не теряет в цене.
В свое время четвертую Supra по динамическим характеристикам сравнивали с Aston Martin DB7 и Porsche 911 Turbo (причем в обоих случаях японский спорткар выиграл). Автомобиль также достиг новых высот на соревновательном поприще, приняв участие даже в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана».
Пятое поколение Supra ждали очень долго. Ожидания были крайне высокие — все-таки предыдущая версия спорткара за десятилетия успела стать культовым автомобилем. И вот в 2020 году Toyota Supra вернулась... не слишком обрадовав поклонников.
Внешне автомобиль выглядел весьма эффектно, а под капотом находилась рядная трехлитровая «шестерка» мощностью 340 л. с., однако недовольство вызвал тот факт, что проект создавался совместно с BMW, и начинка новой Supra, по сути, была немецкой. Даже платформа, на которой построили спорткар, оказалась общей с BMW Z4 Roadster. Масла в огонь подлил факт отсутствия механической КПП на старте продаж.
Сейчас «механика» появилась в списке опций. До сотни новая Supra разгоняется за 4,4 секунды, а стоит около 50 тысяч долларов. Для спорткара это не заоблачная цена (некоторые экземпляры четвертого поколения Supra сейчас стоят дороже). Возможно, это и не то, чего ждали фанаты, но и отнюдь не плохая машина.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by