Минчанин Дмитрий неоднократно сталкивался с последствиями неправильной парковки: машину несколько раз собирались увозить на штрафстоянку. Но последняя встреча с эвакуаторщиками оставила у него много вопросов о законности процедуры.
Эта история произошла в конце декабря. Дмитрий признается честно: «Да, виноват, оставил машину под запрещающим знаком возле детской поликлиники». Пока мужчина ходил с ребенком на прием к врачу, на стихийную парковку успел приехать эвакуатор.
— Автомобиль не успели погрузить на эвакуатор, буксировщики только-только достали цепи. Я подбежал и сказал им, мол, штрафстоянка отменяется, я сейчас машину отгоню, — рассказывает подробности минчанин. — К слову, в таких случаях мне всегда шли навстречу и спокойно отпускали. Но тут попался принципиальный работник. Ответил, что информация уже передана инспекторам, а значит, придется платить штраф. Меня пообещали вызвать в районную ГАИ, где составят протокол и назовут точную сумму. Более того, с меня потребовали 80 рублей непосредственно за эвакуацию, которые я должен заплатить на месте.
Я был удивлен: откуда такие расценки и почему при эвакуации не присутствовал сотрудник ГАИ? Когда я отказался платить на месте, меня предупредили, что заберут авто на штрафстоянку. Но потом мы с эвакуаторщиком разговорились, и он пошел мне навстречу: отпустил просто так. С того дня прошел месяц, никаких штрафов из ГАИ мне тоже не приходило.
И хотя история закончилась хэппи-эндом для семейного бюджета Дмитрия, мужчина обратился в нашу редакцию с вопросом: «Что же это было?»
Разберемся по порядку. В июне прошлого года было опубликовано решение Мингорисполкома №1608. В нем закреплены новые расценки на принудительную эвакуацию. Ранее отбуксировка на охраняемую стоянку стоила 63 рубля. Отныне — 80. Дмитрий утверждает, что машина не была погружена на буксировщик, поэтому в теории можно было бы оспорить необходимость оплачивать «полную погрузку на эвакуатор» по прейскуранту. Но мужчину и так отпустили, поэтому рассуждать здесь не о чем.
Должен ли при отбуксировке присутствовать сотрудник ГАИ? В апреле Госавтоинспекция презентовала программу для ускоренной эвакуации — без выезда инспектора на место правонарушения.
Теперь процесс отбуксировки может осуществляться следующим образом. Работник службы эвакуации сам находит те машины, которые считает нарушителями («у переходов, на тротуаре»), делает фото и видео на планшет, а потом отправляет эту информацию в ГАИ — нажатием кнопки «Согласовать нарушение». Инспектор получает «все необходимые сведения для квалификации и начала административного процесса».
Софт вызывает вопросы с точки зрения законодательства. В ст. 8.10.1 ПИКоАП РБ указано, что произвести принудительную отбуксировку вправе сотрудник ГАИ, никто иной. На скриншотах программы не видно графы «Протокол осмотра», а он обязателен при эвакуации. Осмотр же обязан проводиться в присутствии водителя либо собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых либо с применением звуко- и видеозаписи.
Более того, как пояснял юрист в одном из наших предыдущих материалов, чтобы сотрудник ГАИ мог эвакуировать автомобиль, просто нарушения ПДД с привлечением к административной ответственности недостаточно: остановка или стоянка машины должна препятствовать дорожному движению или должна возникнуть угроза безопасности людей. При наличии одного из указанных обстоятельств сотрудник ГАИ может эвакуировать машину и поместить ее на специальную охраняемую стоянку. При этом важно знать, что эвакуация автомобиля — это право инспектора, он может этого и не делать.
Таким образом, эвакуировать автомобиль могут только при одновременном наличии следующих условий:
✓ автомобиль мешает дорожному движению, или из-за автомобиля возникла угроза безопасности людей;
✓ водитель не находится в автомобиле или в непосредственной близости от него.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by