ГАИ показала новую программу для ускоренной эвакуации — без присутствия инспектора

 
12 457
28 апреля 2022 в 16:16
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: youtube.com
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: youtube.com

Сейчас процесс эвакуации выглядит так: к авто нарушителя подходит инспектор, подъезжает эвакуатор, оформляет нужные документы (подробнее об этом ниже), после чего машину грузят на лафет и увозят на стоянку. За эту услугу приходится платить около 70 рублей минимум. Сегодня Минская ГАИ показала программу, которая, как заверяют, может позволить ускорить и упростить инспекторам процесс. Презентованный софт вызывает немало вопросов с точки зрения соответствия действующим законам.

«Программа, разработанная ГО „Гаражи, автостоянки и парковки“ совместно с ООО „Белспецавтоэвакуация“ в интересах ГАИ, позволяет одному сотруднику руководить целой группой средств эвакуации, что значительно упрощает эту работу и позволяет обходиться меньшим отвлечением инспекторов от выполнения непосредственных обязанностей», — приводит слова представителя Минской ГАИ информагентство «Минск-Новости».

Насколько можно судить из сюжета, работник службы эвакуации сам находит те машины, которые считает нарушителями («у переходов, на тротуаре»), делает фото и видео на планшет, а потом отправляет эту информацию в ГАИ — нажатием кнопки «Согласовать нарушение».

Как утверждается, инспектор получает «все необходимые сведения для квалификации и начала административного процесса». Сообщается, программа в режиме тестирования работает с начала апреля. Говорят, что планируют дополнения к этой программе — например, информировать владельцев о том, что их машину принудительно отбуксировали на стоянку (в том числе в автоматическом режиме).

Сотрудник «Белспецавтоэвакуации» уверяет, что в день увозят 20—30 машин.

Почему софт вызывает вопросы?

Процесс эвакуации четко описан в процессуально-исполнительном кодексе об административных правонарушениях. Там указано, что произвести принудительную отбуксировку вправе сотрудник ГАИ, не кто-то иной (ст. 8.10.1 ПИКоАП РБ).

При принудительной отбуксировке ТС составляется протокол осмотра (ст. 8.10.2 ПИКоАП РБ). В нем указываются должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, составившего протокол (ст. 8.10.3 ПИКоАП РБ). Этот документ составляется в трех экземплярах. На скриншотах программы не видно графы «протокол осмотра».

А осмотр ТС, согласно статье 11.10.6 ПИКоАП, проводится в присутствии водителя либо собственника, а при невозможности обеспечить их участие — в присутствии не менее двух понятых либо с применением звуко- и видеозаписи. Звуко- и видеозапись должна отражать весь ход осмотра; звуко- и видеозапись части осмотра, а также повторение осмотра специально для записи не допускаются (ст. 11.10.2 ПИКоАП). Нам известны случаи, когда водители отстаивали свое право не платить за эвакуацию из-за несоблюдения этих требований.

Та же статья 8.10 ПИКоАП фиксирует, что принудительная отбуксировка осуществляется при нарушении водителем ст. 18.14 (езда без прав), 18.15 (нетрезвое вождение) и 18.18 (нарушение правил остановки и стоянки) КоАП. Про ст. 18.16 КоАП (нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого телесного повреждения, оставление места ДТП) там ничего не говорится.

Есть позитив: один из скриншотов дает понять, что не все присланные эвакуаторщиком материалы признают нарушениями.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро