К рубежу веков в Porsche подходили со смешанными чувствами. Сказывались последствия целого ряда спорных решений, изменившаяся конъюнктура рынка, успехи конкурентов, вовремя проявивших гибкость, — дела у легендарной марки шли не слишком хорошо. Было понятно, что необходимы перемены, смелые шаги, которые бы позволили стряхнуть пыль с блекнущего герба и отвоевать свой кусок пирога. Так появился автомобиль, который, будто Эйфелева башня, с ходу получил шквал критики и почти ненависти, но который тем не менее стал одной из самых успешных моделей бренда. Хорошая новость: этот Porsche на «Автобарахолке» можно купить куда дешевле, чем какой-нибудь Duster.
Истинным поклонникам марки Porsche ой как не понравилась идея создать кроссовер, да еще и в партнерстве с Volkswagen. Но истинные поклонники привычно заглядывались на 911-е, а в США люди шли в автосалоны за SUV, популярность которых выросла выше нью-йоркских небоскребов. Чопорный консерватизм против свежести взглядов — победила свежесть.
И ведь нельзя сказать, что внедорожник — такая уж неожиданная задумка для Porsche. Его хотели делать еще в 50-х для армии, но что-то тогда не срослось. А иначе, кто знает, мог получиться еще один «гелик».
В 90-х думали уже не о военном заказе, а о том, как оставаться на плаву и увеличить продажи на глобальном рынке. Запуск Cayenne был смелым решением. Насколько успешной станет машина, никто не мог сказать, а вот то, что многим лояльным к бренду людям она заведомо не понравится, было понятно с самого начала. Позже с этой же дилеммой столкнутся и другие автомобильные супербренды, и они пойдут путем Porsche.
А вы знали, что изначально в Porsche пытались строить коллаборацию вокруг Cayenne с земляками из Mercedes? У компании не хватало собственных средств на реализацию нестандартного проекта, нужен был партнер. И у Mercedes был свой интерес в таком проекте, но в конце концов марка решила работать над собственной моделью ML, а «шишки» из Porsche отправились договариваться о совместном автомобиле в Вольфсбург. Результат вы знаете: инженеры двух компаний стали работать над платформой совершенно нового автомобиля. В Volkswagen отвечали за трансмиссию, в Porsche — за подвеску и ходовые качества. Двигатели каждый делал для себя. У Volkswagen получился Touareg, у Porsche — Cayenne.
И если новый Porsche Cayenne третьего поколения на «Автобарахолке» стоит 169 тысяч по курсу, то цены на те самые первые «Кайенны» куда более демократические. Минимум на данный момент — 5900 за автомобиль 2002 года выпуска с заявленным пробегом свыше 200 тыс. км. Бензиновый двигатель на 4,5 литра, разумеется, АКПП. И не без вопросов.
— Нужно делать переднюю подвеску, — предупреждает продавец.
Прагматичные люди уверены, что у всего есть причина и следствия. Низкие цены на Cayenne — это следствие проблем, с которыми может столкнуться владелец не новой и далеко не самой простой в обслуживании машины. Первая, хоть и не самая насущная, — кузов. Опытные люди советуют при покупке изучить пороги автомобиля (даже если придется заглянуть под декоративный пластик), днище и колесные арки. Впрочем, разве мы ждали чего-то другого, прицениваясь к 20-летнему авто любой марки?
С двигателями сложнее, причем именно с бензиновыми. В Porsche сделали продвинутый для своего времени агрегат, активно использовали алюминий, и это оправдывало себя при пробеге до 100—150 тыс. км. Затем, как говорят владельцы таких машин, появляются задиры в цилиндрах, увеличивается и без того немалый расход топлива и масла, что, возможно, и лечится, но обычно недешево и чаще всего без гарантий.
Вот интересный экземпляр: 2003 год, почти 300 тыс. заявленного пробега. Тот же двигатель, та же коробка.
— Средний расход топлива: 12,5 л на 100 км (в городе — 15 литров, по трассе — 10). Автомобиль из Европы. У последнего владельца в пользовании 2 года. Обслуживался на специализированном СТО. Есть сервисная книга. Двигатель гильзован (есть документы), новые топливные насосы, новые тормозные диски и колодки Zimmerman. Автомобиль не требует вложений и полностью готов к дальнейшей эксплуатации, — утверждает продавец и просит за машину немногим меньше 11 тыс. по курсу. За эти деньги уже можно попытаться найти первый Duster.
Едем дальше. К «автомату» у первого Cayenne больших претензий не возникало, хотя, как у любой другой двадцатилетней машины, все зависит от того, как ее эксплуатировали и обслуживали. Про подержанные BMW говорят: выбирайте не машину, а предыдущего владельца. Так вот к Porsche это относится в еще большей степени.
Самый дорогой Cayenne первого поколения (но рестайлинговый) на «Автобарахолке» выставлен за 16 тысяч по курсу. Белый, очень мощный, с дорогой комплектацией. Кажется, на него стоит взглянуть.
— Продается реально живой «турбокайенн», любимец семьи, — говорит владелец. — Покупался в Минске в середине 2010 года (в паспорте — 2009-й) новым у официалов, почти все время у них же и обслуживался: есть целая стопка заказ-нарядов. Пробег оригинальный. Денег на авто никогда не жалели.
— Индивидуальная комплектация. Комбинированный салон: кожа плюс замша. Черный замшевый потолок с панорамной крышей (летом эффект кабриолета в большом джипе). Есть подогревы всего и вся. Электрический багажник (раздельный, заднее стекло можно открыть отдельно). В авто работает каждый узел, каждая кнопка, — продолжает продавец.
А что с возрастными болячками?
— 4 года назад автомобиль прошел капитальный ремонт и гильзовку мотора. С заменой всего, что может пагубно влиять на него, вышло около 4000 в эквиваленте. После гильзовки считается, что проблемы задиров больше не возвращаются. Машина едет бодро, обороты не плавают, масло не жрет. Ничего не стучит, не гремит, в подвеску последний раз лазили в ноябре 2022 года: меняли передние верхние рычаги (подковы) плюс поменяли пару сайлентблоков и тормозные колодки. Детали ходовой — аналогичные Audi и Volkswagen, так что проблем с запчастями нет. Весной менялась помпа с приводным ремнем и комплектом ГРМ, прокладки теплообменника, клапан вентиляции картера и много чего еще, — говорит хозяин машины.
А мы делаем вывод: 20-летний Cayenne — безусловно, автомобиль требовательный к обслуживанию. Да, могут быть неприятные сюрпризы, которые ударят по кошельку. И все же это — самый доступный Porsche на данный момент. Кузов рано или поздно приходит в негодность у любого авто, и любые моторы ломаются. Но далеко не каждая машина за эти деньги обещает такой же уровень комфорта, те же ощущения. Далеко не каждая машина — Porsche.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by