Сейчас в некоторых широтах (например, наших) сложно представить, что когда-то разделения на зимние и летние шины не существовало. Более того, некоторые полагали, будто так называемая зимняя резина — исключительно маркетинговый ход. Но, как бы там ни было, специальные колеса для снежного сезона начали разрабатывать еще в начале предыдущего столетия, когда автомобилей на дорогах было значительно меньше, чем лошадей.
В основе многих изобретений лежит необходимость. Поэтому неудивительно, что первыми созданием зимних шин озаботились такие страны, как Финляндия и Австрия. Предшественник Nokiаn Tyres в 30-е годы прошлого века разработал специальные зимние шины. Они предназначались для грузового транспорта, имели укрепленную структуру и особенный рисунок протектора, что позволяло буквально «вгрызаться» в землю. Проехать можно было даже в тех местах, где ранее приходилось устанавливать цепи на колеса.
Широко известная сегодня линейка шин Hakkapeliitta появилась аж в 1936 году. Это была первая зимняя резина Nokiаn для пассажирских машин. Глубокий угловатый рисунок протектора помогал выезжать из снега или грязи. Слоганом шин стала фраза: «Ваш ангел-хранитель на зимней дороге».
Похожие колеса произвели и в Австрии. Комплект под названием Semperit характеризовался зигзагообразным и угловатым протектором, похожим на продукт от Nokiаn Tyres.
Учитывая, что погодные условия, похожие на скандинавскую зиму, существуют далеко не везде, примерам финнов и австрийцев последовали не сразу. К примеру, немецкая компания Continental выпустила резину для снега только в начале 50-х годов. Тем не менее именно их модель M+S 14 считают первыми по-настоящему зимними колесами. Успех этих шин оказался столь велик, что они оставались актуальными на протяжении всего десятилетия.
M+S 14 отличалась не только соответствующим протектором, но и необычной резиновой смесью. Все-таки в этом и была одна из проблем летних колес зимой: они теряли свою эластичность при минусовых температурах. Инженеры Continental придумали, как решить это. По сути, все дальнейшее развитие зимней резины во многом строилось на их изобретении.
Маркетинговая кампания M+S 14 впечатляла. В 1953 году автомобили, оснащенные этими колесами, стали первыми преодолевшими перевал Сен-Готард в Альпах. Производитель утверждал, что резина сохранила свои свойства на протяжении всего подъема (даже на высоте 2122 метра над уровнем моря).
Начало 60-х ознаменовалось появлением шипованных шин. Continental в 1961 году показала резину Eis M+S 18. Тогда же Nokian продемонстрировала Kometa-Hakkapeliitta. Правда, несмотря на то, что такая технология отлично зарекомендовала себя в ралли, асфальтированные дороги сильно страдали от подобного нововведения. Уже в 70-е годы многие страны стали запрещать шипованные колеса для повседневного использования.
В конце 60-х бренд Michelin также стал серьезным конкурентом на шинном рынке. Комплект X M+S оказался первой зимней резиной, которую экспортировали в несколько десятков стран мира. А в 1983 году французская компания презентовала резину, которая сохраняла эластичность даже при экстремальных температурах.
Любопытно, но в Goodyear прототип зимней резины тестировали еще в конце первого десятилетия ХХ века. В 1909 году американцы представили Diamond Tread. Особенностью резины стал рисунок протектора, состоящий из ромбовидных форм. Этот узор оставался в каталоге бренда до самого конца 40-х. Колеса хорошо показали себя на снегу, хотя комфорт и уровень шума при езде оставляли желать лучшего.
Эксперименты с искусственной резиной в 1930-х привели к появлению модели Suburbanite два десятилетия спустя. Эти шины стали бестселлером. Слоган уверенно заявлял о том, что резина сможет справиться с любым подъемом независимо от условий. Резина проявила себя не только в Америке, но и в Европе (даже в Скандинавии).
Со временем линейка Suburbanite получила шипованную версию, а в конце 1970-х продукт от Goodyear установил рекорд. Шины UltrаGrip имели индекс скорости Н, что дало возможность двигаться на скорости в 210 км/ч. До этого стандартом был индекс Q с ограничением в 160 км/ч. То есть американского производителя также в некотором роде можно назвать первопроходцем в разработке зимних шин.
О современной истории «шиповок», а именно о том, как лазейка в законе вызвала гонку среди производителей резины, можно прочитать в нашей статье «О шипах и шинах».
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner запрещена без разрешения редакции. ng@onliner.by