«В Рязани грибы с глазами» — собственно, это вся информация, которую мы до недавних пор знали об этом старинном городе на берегах Оки. Но оказалось, что там еще и родина линейки аккумуляторов от бренда Tungstone — это и Gladiator, и Sputnik, и Contact, и Fora-S из разных ценовых сегментов. Говорят, уходящий с рынка Bosch и некоторые другие европейские бренды скоро закончатся на складах и, хочешь — не хочешь, все-таки придется смотреть в сторону автомобильных батарей из СНГ. Мы не только посмотрели, но и заглянули внутрь пластиковых корпусов, пройдясь по всем этапам производства.
Начнем с пяти интересных фактов про завод Tungstone, прежде чем с головой окунуться в производство стартерных батарей. Бренду больше 100 лет, между прочим. Сейчас на заводе производят стартерные АКБ для легковушек и грузовых авто, а также промышленные батареи (ниже расскажем, зачем они нужны).
1. Завод Tungstone был открыт еще в XIX веке в Англии, а с 2004 года «переселился» в Рязань. Марка также принадлежит японской корпорации Yuasa, где тоже выпускают автомобильные и промышленные аккумуляторы.
2. На рязанском заводе сейчас производят 700 позиций продукции.
3. По версии аналитического агентства «Автостат», завод Tungstone входит в топ-5 крупнейших производителей аккумуляторных батарей в России.
4. В год здесь производят 820 тысяч стартерных аккумуляторов. Общий объем рынка в Беларуси, к слову, всего 400 тысяч АКБ.
5. Промышленные аккумуляторы STARK GroE имеют гарантию 25 лет. Самая большая емкость — до 3500 А·ч.
Какие автомобильные аккумуляторы рязанского завода могут быть вам знакомы?
✔️ Gladiator EFB / Tungstone EFB — премиум для авто с большим количеством энергоемкого оборудования. Емкость — от 55 до 240 А·ч.
✔️ Gladiator Energy / Tungstone Energy — тоже премиум, подходит для «авто с расширенным набором опций». Емкость — от 55 до 230 А·ч.
✔️ Gladiator Dynamic / Tungstone Dynamic — сегмент «Стандарт». Емкость — от 55 до 225 А·ч.
✔️ Sputnik — сегмент «Эконом». Емкость — от 55 до 190 А·ч.
✔️ Contact — суперэконом емкостью от 60 до 190 А·ч.
Также в Беларуси активно продаются АКБ Fora-S и SilverStar. Чем отличаются представители разных сегментов, если сборка осуществляется на одном и том же оборудовании? Все дело в комплектующих: дешевые и дорогие батареи имеют разные электроды, пластины, состав свинцовых сплавов и активной массы. От этих факторов зависят резервная емкость и срок службы АКБ, а также ее применяемость в автомобилях с разным количеством энергопотребителей.
— Какие аккумуляторы из линейки Tungstone чаще всего покупают белорусы? В первую очередь это премиум-серия EFB, так как в нашей стране появляется все больше автомобилей с системой «старт-стоп», — рассказывает Сергей Шнитко, замдиректора ООО «РИМБАТ» — компании, поставляющей в Беларусь батареи Tungstone. — Во вторую очередь популярностью пользуется сегмент «Стандарт». «Эконом», на мой взгляд, берут те автолюбители, которые в меньшей степени думают о следующей зиме или покупают АКБ для перепродажи.
Аккумуляторы Tungstone закупают в Саудовской Аравии, Афганистане, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане, Армении, Казахстане и Кыргызстане. К слову, рязанские аккумуляторы для грузовых авто могут поставляться на Минский автозавод — подписаны необходимые документы и пройдена сертификация. Но пока две стороны не могут договориться о цене.
Скажем сразу: гуглинг отзывов и блиц-опрос знакомых не помог сложить единого мнения о бренде. Так что «диагнозов» не ставим. А лучше чуть подробнее расскажем о промышленных аккумуляторах Stark, которые бывают стационарными и тяговыми. Первые могут использоваться на электростанциях, объектах железной дороги, АЭС, в метро, сфере связи и т. д. В случае экстренной ситуации они «включаются» и закрывают потребность в электроэнергии на какое-то время. Да, нужно регулярно проверять их состояние, стоят они безумно дорого, но могут никогда не пригодиться. Тяговые АКБ используются на технике, которая движется: это и погрузчики, и электроскутеры, и катера, и электромобили.
На заводе признаются: российского оборудования здесь нет. Когда-то использовалась смоленская зарядная стойка, но в позапрошлом году она загорелась. В общем, опыт неприятный.
Отметим: из всех комплектующих АКБ на заводе изготавливают только пластины. Все остальное — моноблоки, крышки, электролит, сепараторы и т. д. — закупается. Пластиковые корпуса, кстати, приезжают в том числе из Минска, с предприятия «Термопласт». От импортного сырья, утверждают на заводе, производство не зависит, внутренний и белорусский рынки обеспечивают всем необходимым.
А теперь пройдемся по производству и посмотрим, как все эти «запчасти» соединяются в ключевой источник энергии автомобиля.
Завод начинается с лаборатории, где проверяется все поступающее на производство сырье.
— Мы очень долго работаем с нашими поставщиками, уже можем сверять друг по другу часы. Поэтому проверки проходят быстро, — признаются работники завода.
Под контролем сотрудников лаборатории находятся и полуфабрикаты, производимые на всех этапах: от переработки сырья до сборки аккумуляторов.
Переходим в заготовительный цех. Один из первых этапов — производство токоотводов методом литья из свинцового сплава. Положительный электрод легирован селеном, отрицательный — небольшим количеством кальция.
— Пластины у нас изготавливаются по двум технологиям — гравитационное литье для положительных и непрерывное литье (con-cast) для отрицательных. В последнем случае пластины получаются в виде ленты. Это одна из современных технологий, для нее в рамках модернизации приобреталась итальянская линия Sovema, — отмечают специалисты завода.
Выглядит токоотвод как решетчатая сетка из вертикальных и горизонтальных жилок. Он выполняет две основные функции: играет роль «скелета», на котором держится активная масса пластины, и «кровеносной системы», что отводит к подключенному устройству генерируемый в результате электрохимических процессов ток.
Токоотвод готов, теперь нужна активная масса, которая производится параллельно. Для приготовления пасты используется свинцово-оксидный порошок с укрепляющими добавками.
Активную массу позже запрессуют в токоотвод, чтобы впоследствии изготовить пластины — проводники, благодаря которым в аккумуляторе протекают основные электрические процессы. Их можно сравнить с нитью накаливания в лампочке.
Пластины — важнейшая составляющая аккумулятора, элемент электрической цепи. Поэтому очень важно, как паста будет намазана на решетку. Ее количество определяет емкость батареи. И если пасты будет в каком-либо месте недостаточно — в процессе формировки нужная емкость не наберется. От площади поверхности пластин зависит другая важная характеристика АКБ — пусковой ток.
Сдвоенные пластины проходят через делитель, помещаются в специальные «кроватки» и направляются в камеры вызревания. Там они двое суток формируют кристаллы во влажном режиме и режиме сушки.
Для того чтобы понять, что здесь происходит, достаточно взглянуть на состав автоматической линии сборки аккумуляторных батарей.
Конвейер формирует пакет из набора пластин, предварительно помещенных в специальные пластиковые конверты из пористого полиэтилена. Отрицательно и положительно заряженные пластины чередуются. Металлические ушки разноименно заряженных пластин группируются по разные стороны, а далее происходит соединение блока пластин мостом из токопроводящего сплава повышенной механической прочности.
В перегородках пластиковых моноблоков пробиваются отверстия, после закладки в них блоков пластин и пайки полуфабрикат АКБ переходит на участок охлаждения. Далее осуществляется межэлементная сварка, где еще не готовый продукт тестируется на короткое замыкание. Затем к (почти) АКБ приваривается крышка и клеммы.
После все это проверяется на утечки, происходит отбраковка некачественных полуфабрикатов, если такие имеются. Наконец, заливается электролит — раствор кислоты в дистиллированной воде. К слову, если в случае со сборкой стартерных батарей все автоматизировано, то АКБ для грузового транспорта собираются людьми. Последовательность действий сильно не отличается, просто делается все вручную.
Перемещаемся в цех формирования с итальянским и индийским оборудованием. После заливки электролита и установки газовых трубок для минимизации выбросов аккумуляторы загружаются в большие ванны. Емкости заполняются водой для охлаждения, на зарядной стойке запускается процесс заряда.
В чем смысл водяного охлаждения? Во время заряда в результате реакций выделяется тепло, которое нужно «погасить» — это удается сделать с помощью воды. Более того, процесс зарядки ускоряется.
Специалисты завода заверяют: вся отработанная жидкость очищается и циркулирует по производству, т. е. никуда не сливается.
Осталось провести корректировку уровня электролита, промыть аккумулятор с помощью специального средства, чтобы нейтрализовать кислоту, и просушить.
Финальный штрих — нанесение этикетки и упаковка. Отдельно могут проверить электрические характеристики АКБ. Работники завода отмечают: емкость и пусковой ток аккумулятора проверяются достаточно габаритной установкой, но никак не «Мидтрониксом», с которым покупатели так часто любят приходить в магазин, дабы уличить производителя в обмане.
После всех этапов аккумуляторы отправляются на склад, позже — поставщикам, а затем — магазинам-партнерам. Ну а потом АКБ попадают в ваши автомобили.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by