Нерегулируемый пешеходный переход — очень беспокойное место на дороге. Одни не всегда хотят уступать либо не знают, как это сделать, не замечают либо предпочитают не замечать. Другие слишком беспечны, либо слишком осторожны, либо сами не знают, куда им нужно. В результате «зебра» часто становится местом напряжения, где готовы конфликтовать все и со всеми. Разбираем сегодня эту нерегулируемую проблему с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.
Тема вечная, всегда актуальная, в сводках ГАИ наезды на пешеходов фигурируют ежедневно. А тут еще читатели прислали письма, которые нельзя обойти вниманием.
— Расскажите, как предоставлять преимущество пешеходам на нерегулируемом пешеходном переходе? Когда? Я делала это по наитию: вижу, что бежит, — уступаю, хоть еще не добежал, то есть просто вижу намерение и останавливаюсь, даже если человек еще в метре от «зебры», на тротуаре, — пишет нам читательница. — Сегодня меня обсигналил едущий сзади водитель Mercedes, и так он был возмущен, что на светофоре догнал и стал объяснять, как я не права, ведь пешеход не вступил на «зебру». Выходит, пусть так и стоит на тротуаре, ждет поток?
— Сегодня утром переходил дорогу в районе Западного рынка от бывшего универсама «Таллин». Подошел к пешеходному переходу, посмотрел налево. От остановочного пункта отъезжала маршрутка, нас разделяло метров 40—50. Я уже прошел половину первой полосы, когда маршрутчик объехал меня по встречке. И вот я думаю: надо на коленях и с мольбой просить людей, чтобы тебя пропустили по ПДД? Ну вот как правильно убедиться в безопасности? Да будь я весь обвешан фликерами и с фонариками в руках, у водителя все равно не было цели меня пропустить. Но вроде как и со слезами на глазах я до последнего не должен стоять. Не понятно. Конечно, нарушение нарушению рознь, но если не приучен соблюдать банальные правила на автомате, ничто кроме тюрьмы или дикого штрафа не переучит, — довольно жестко, но по делу говорит другой наш читатель.
— Давайте я начну с водительского вопроса. Поведение нашей читательницы — очень правильное, его можно ставить в пример другим. Представим ситуацию: девушка не снижая скорости подъезжает к переходу, размышляя, как некоторые, нужно ли уступать. И вот пешеход выходит на проезжую часть, а она уже не успевает уступить ему дорогу. Кошмар и ужас! И что дальше? Она виновата в ДТП, и ей теперь отвечать, а тот мужчина на Mercedes просто объедет место происшествия и покатит себе дальше. Он что, этого и добивался? — строго смотрит преподаватель.
Так что наша читательница может быть уверена в себе, она все сделала правильно: остановилась, убедилась, контролировала ситуацию.
Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению:
— Ситуация при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу для водителя идентична ситуации при подъезде к перекрестку по второстепенной дороге. Никто же не едет вслепую, все снижают скорость, высматривают, нет ли машин на главной дороге, останавливаются. Никто же не рассуждает: выехал уже человек по главной на перекресток или еще не выехал. Видишь — уступаешь. Даже если человек на главной не заметил знак и притормозил, соображая, есть ли у него преимущество, никто под него не сунется: все стоят и ждут, пока он проедет по своей главной. Вот и с пешеходами давайте так же.
Но есть те, кто считает иначе. Как тот водитель Mercedes, который к тому же любит давать вредные советы.
— Хочу напомнить, что сегодня по дорогам ездят весьма опытные водители, которые раньше дорогу пешеходам никогда не уступали — водителям так было удобно, и они так привыкли. До 2005 года в Правилах дорожного движения требование уступать дорогу пешеходам было, но все делали вид, что его нет. И, к примеру, когда я в 1995 году учился в автошколе, нам говорили, что главный на дороге — автомобиль, а пешеход должен по тротуарам ходить и не мешать людям ездить, — рассказывает Краснов.
— Но времена, когда пешеход ждал, когда же он сможет перейти дорогу, а потом быстро бежал, лишь бы никому не помешать, уже давно прошли.
Другое дело, что некоторые никак не желают свыкаться с этой мыслью.
— Такие водители рассуждают, дескать, чего это он на каждом пешеходном переходе тормозить должен? Люди даже бравируют этим, но до поры до времени, пока что-то серьезное не приключится, — продолжает инструктор.
По его словам, наезд на пешехода действительно является одной из самых распространенных причин ДТП. Кто-то не хочет уступать, кого-то не научили, а пешеход знает о своем преимуществе. Можно сказать, раньше пешеходы боялись перейти дорогу, но реже попадали под машины.
— К тому же есть водители, которые неверно трактуют ситуацию. Когда они подъезжают к пешеходному переходу и видят, что человек стоит на тротуаре, они думают, что это он так пропускает автомобили — им просто очень удобно так думать. Классно же, когда тебе никто не мешает и ты такой едешь, — отмечает ведущий рубрики.
Между тем последние изменения в Правилах дорожного движения коснулись и пешеходов.
Правила дорожного движения (п. 16.2):
пешеход имеет право на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности), а также по регулируемым пешеходному переходу, велосипедному переезду (в случае движения на средствах персональной мобильности) при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения. Преимущество пешеходу считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности). В таком случае водитель вправе не принимать мер, предусмотренных в подпункте 2.76 настоящего пункта (п. 2.51).
Уступить дорогу (предоставить преимущество) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения (п. 2.76).
— Очень спорным решением было выкинуть из п. 116 формулировку об обязанности водителя снизить скорость вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам. Снижение скорости — это основа всего, — подчеркивает преподаватель.
Краснов рисует на доске формулы и уравнения — сказывается политехническое прошлое.
— Есть скорость автомобиля и есть скорость пешехода, есть расстояние и есть время обоих. Водитель должен понять, есть ли риск встретиться с пешеходом в одной точке. Чтобы увеличить время, мы уменьшаем скорость — все же просто, — бормочет он.
Вот, если вы в душе технарь — возможно, вам так будет понятнее.
— Снижаем скорость, показываем пешеходу, что мы собираемся уступить ему дорогу. У нас же какая еще проблема существует: водитель снижает скорость, а пешеход стоит до последнего, чтобы убедиться, что ему действительно уступают. Водитель соображает: «Ага, он остановился, ну тогда я поеду».
Я много раз сам слышал такое объяснение от автомобилистов: «Пешеход же остановился, значит, он не хотел дорогу переходить». Это искажение ситуации. Есть люди, которые не пойдут, пока машина не остановится, — они боятся.
Опять же, не надо снижать скорость в последний момент. Подъезжай тихонечко, дай понять, что ты реально уступаешь, — объясняет Краснов.
Формулировку о снижении скорости из п. 116 убрали, зато внесли туда то самое правило двух полос, о котором столько разговоров.
Вот видео, которое нам прислал читатель.
— Хотелось бы узнать мнение Юрия Краснова: как работает правило двух полос в этой ситуации? — спросил он.
— Что я могу сказать: не думайте вы про эти две полосы, забудьте о них. Самый главный принцип — подъезжать к пешеходному переходу нужно так, будто это перекресток и вы на второстепенной, — призывает инструктор. — На записи видно, что водитель ускорялся. Мальчику он не мешал, но явно рассчитывал, что все сложится хорошо. Лучше на авось не надеяться, ведь все может обернуться куда хуже, чем ты себе придумал. Поэтому так важно снижать скорость и наблюдать.
Две полосы — это для инспектора, пусть высчитывает, что ему надо. Помните, как в школе: звонок для учителя? Вот та же ситуация в точности: две полосы — это для инспектора.
— Люди задают вопросы: как уступать, надо ли уступать? А принципиальный момент в том, что у водителя вообще не должно быть мысли, что он может как-то проскочить, не уступить. Видишь пешехода — уступай, и все, без раздумий. Возможно, будет ситуация, когда необходимость уступить исчезнет: ну передумал пешеход идти — бывает. Хорошо, тогда нажмешь на педаль, поедешь дальше — ничего сложного, — продолжает Краснов.
Считать за рулем полосы до пешехода — вообще вредное занятие. Кто-то начнет ускоряться, чтобы проскочить. Такой водитель смотрит на пешехода, считает полосы до него и не видит, что с другой стороны, возможно, идет другой пешеход или велосипедист едет, которому теперь можно не спешиваться. И все!
— В чем проблема? Опять же в том, что водитель хочет не уступить дорогу пешеходу, а проскочить перед ним. Но нужно понимать, когда это можно делать. И скорость должна быть минимальной. Ведь от пешехода нужно ожидать чего угодно. Я сам видел: девушка переходила дорогу — опа — развернулась на месте перед моей машиной и пошла в обратную сторону. Вспомнила что-то, передумала — какая разница? Она вспомнила, а ты будь готов, — рассказывает ведущий рубрики.
Он указывает на особенность нашего менталитета: все хотят быть первыми, во что бы то ни стало воспользоваться своим преимуществом.
— Пешеходов это тоже касается. Но они почему себя так ведут? Потому что знают, что если остановятся и начнут пропускать водителей, то никто им и не уступит — стой себе дальше, — объясняет Краснов.
— И пешеход выходит на дорогу, просто чтобы заставить водителя тормозить. Он не видит другой возможности.
Но это все теория. А что на практике? Краснов садится за руль, едем в город.
— Самое главное — это вовремя увидеть пешехода. А с этим тоже могут быть трудности: плохой обзор (другие автомобили, растительность) или плохая видимость (темное время суток, погодные условия), — рассуждает наш водитель. — Стандартная ситуация: в правой полосе автобус, у него за переходом остановка, он на небольшой скорости подкатывается к «зебре», пропускает пешехода. А водитель во второй полосе этого не видит и не понимает, он летит. В какой момент он увидит пешеходов, которые выходят из-за автобуса? Будет ли у него время, чтобы остановиться?
Если плохая видимость, плохой обзор, если есть любые предпосылки к тому, что на дороге может появиться пешеход, — нужно всегда снижать скорость и быть готовым уступить дорогу.
Пешеходы, кстати, тоже иной раз ведут себя опрометчиво.
— Как участники дорожного движения, они более беспечные, нежели водители. Они могут идти задумавшись, могут быть уставшими, думать о своем, уставиться в телефон. Они могут стать вблизи перехода и зависать в телефоне или книгу читать. Я видел, как человек кого-то ждал у пешеходного перехода: водители останавливаются, чтобы его пропустить, а он рукой машет, дескать, проезжайте. Это вместо того, чтобы просто отойти в сторону! — подтверждает инструктор.
— Особая категория пешеходов — пожилые люди. Им по естественным причинам иногда нужно больше времени между принятием решения и непосредственно действием. Подходит такая бабушка к дороге, останавливается. Водитель ее видит и думает, что она не собирается идти. А у бабушки мысль бежит к ногам. И вот она начинает действовать в тот момент, когда машина уже слишком близко. Есть люди с плохим зрением в конце концов: они могут стоять у дороги, потому что силятся разглядеть что-нибудь. Потом идут.
Мастерство водителя в том, чтобы предположить то, чего, возможно, и не будет. Но если будет — ты это уже и предположил, — выдает Краснов.
Вы обращали внимание на то, что в большом городе в схожих ситуациях могут применяться различные варианты организации дорожного движения? Специалисты анализируют ситуацию, пытаясь найти наиболее удачное решение, которое будет способствовать повышению безопасности на дороге.
— Пока наиболее распространенная схема работы светофоров при повороте на перекрестке такая: водителю горит зеленый и пешеходу горит зеленый. Самые главные правила — подъезжать на небольшой скорости и обязательно смотреть вправо. Пешеходов слева водитель при повороте, как правило, видит хорошо, а вот справа кто-то может появиться неожиданно. Опять же, наступает весна: скоро появятся велосипедисты и люди на самокатах — это дополнительные риски, — объясняет преподаватель.
— Хорошо, когда зеленый свет загорается у пешеходов раньше. Тогда водители не пытаются проскочить, они сразу видят, кому должны уступить дорогу. А затем мы пешеходам включаем красный, а водителям еще горит зеленый, чтобы они могли спокойно проехать. То есть отсечка для пешеходов должна быть не в начале, а в конце, — предлагает ведущий рубрики.
Напротив, спорное решение — это когда зеленый машинам загорается раньше, чем пешеходам.
— Это провоцирует водителей спешить, проскакивать. Люди друг за другом едут, и вдруг пешеходам загорелся зеленый — и они все пошли. Такая ситуация, к примеру, на перекрестке Сурганова — Беды, а ведь там плотность пешеходов бывает о-го-го. Или еще один такой перекресток: Хоружей — Богдановича, — рассказывает Краснов.
А самый безопасный для всех вариант — это когда пешеходы и автомобили вообще не пересекаются между собой.
— Перекресток Кольцова — Мирошниченко или Ложинская — Городецкая. Сначала всем пешеходам во всех направлениях горит зеленый. Когда им загорается красный, поочередно загорается разрешающий сигнал для водителей. То есть пешеходы вообще не ходят под машины, это очень классное решение, — считает инструктор.
А есть в столице такие пешеходные переходы, которые даже добродушный Краснов называет не иначе как издевательством над водителями. Парочка таких расположена прямо в центре, на пересечении проспекта Независимости и бульвара Мулявина. Бывали там в выходной день, когда хорошая погода и народ прогуливается по проспекту?
— Там же такой поток пешеходов, что вообще невозможно проехать. Водителям приходится буквально продираться сквозь толпу. По правилам нужно стоять и пропускать всех пешеходов, но это форменное издевательство! Хоть ты открывай окно и кричи: «Люди, пропустите меня, пожалуйста!» — говорит Краснов.
— Я много езжу по городу и вижу, что большинство водителей все же старается пропускать пешеходов. Но есть и те, кто хочет проскочить. И вот проблемы всегда возникают у тех автомобилистов, кто думает не о том, как уступить людям дорогу, а о том, как самому проскочить. Именно такие потом начинают искать правду, когда их сотрудник ГАИ остановит: считать полосы и все такое, — отмечает ведущий рубрики.
Это не означает, впрочем, что включать голову должен только водитель.
— Хочется, чтобы водители заботились о пешеходах, но необходимо, чтобы и пешеходы в какой-то мере проявляли заботу о водителях. И тогда конфликты исчезнут. Потому что бывают разные ситуации. Видите, что машина почему-то не тормозит, — ну остановитесь, пусть она проедет. Есть масса причин, почему водитель мог не уступить: растерялся, искал педаль тормоза, просто не заметил — вы же не знаете, что за человек автомобилем управляет. Жизнь важнее, чем ваше право на первоочередное пересечение проезжей части, — утверждает Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by