Спецпроект

Успеть за две секунды: все, что нужно знать о пит-стопах в «Формуле-1»

27 487
18 марта 2023 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники
Спецпроект

Успеть за две секунды: все, что нужно знать о пит-стопах в «Формуле-1»

Источник: Василий Колосов. Фото: открытые источники

«Формула-1» — это не только самые быстрые гонщики в мире за рулем самых быстрых и совершенных болидов. Это еще и пит-стопы, в ходе которых механикам для замены всех четырех колес на болиде требуется меньше времени, чем для прочтения этого предложения. Важно не упустить мгновение: любая заминка или неверное действие — и гонщик может потерять победу или даже титул! Накануне старта Гран-при Саудовской Аравии (как обычно, будем смотреть трансляцию на VOKA) собрали для вас интересные факты о пит-стопах.

От молотков до гайковертов: краткая эволюция пит-стопов

Так было, разумеется, не всегда. На заре «королевских автогонок» технические остановки в среднем длились больше минуты, а механики колотили по колесам молотком, спешно забивая болты. И если тогда гонщика обслуживали четыре человека, то сегодня за каждым болидом закреплена бригада, насчитывающая более 20 механиков.

В 1960-е годы гонщики, как правило, катили от старта до финиша, а заезд в боксы обычно означал сход с дистанции. И только в 1970-х плановые остановки со сменой шин стали привычным явлением в «Формуле-1». О точности и молниеносности, как в нынешних Гран-при, говорить, конечно, не приходилось — пит-стопы все еще отличались суматошностью, но в среднем их продолжительность теперь занимала 27 секунд.

Болиды наведывались в боксы не только для смены покрышек, но и для дозаправки. В начале 1980-х от этой затеи быстро отказались, посчитав слишком опасной, но в 1994 году к ней вернулись снова. Дозаправка увеличивала время проведения пит-стопа, а порой приводила и к неприятным эксцессам.

Так, во время дозаправки машины Йоса Ферстапенна на Гран-при Германии 1994 года механики Benetton пролили топливо, которое попало на горячие элементы выхлопной системы, и через пару секунд вспыхнул огонь — болид превратился в большой оранжевый шар. К счастью, никто серьезно не пострадал — пожар оперативно потушили.

К слову, прежде болид в боксы направлял человек с «леденцом», дававший гонщику отмашки об остановке и начале движения. В 2010 году бригады механиков снова сосредоточились на смене шин, ушли в прошлое и «леденцы», на смену которым пришла автоматизированная система светофоров. С тех пор пит-стопы становились все быстрее.

Две секунды — не предел

Сменить все четыре колеса на болиде менее чем за две секунды удавалось уже не раз. Так, в прошлом году на Гран-при Мексики механики McLaren сменили шины на машине Даниэля Риккардо за 1,98 секунды. Но лучшей командой по эффективности работы на пит-стопах считается Red Bull Racing, которой принадлежит рекорд самого быстрого пит-стопа по ходу гонки — на Гран-при Бразилии 2019 года механики обслужили болид Макса Ферстаппена за невероятные 1,82 секунды!

К слову, «быки» тогда побили свой же рекорд, установленный в том же году на Гран-при Германии (1,88 секунды), и до сих пор это время превзойдено не было.

Не меньше впечатляет антирекорд — без малого... двое суток! Да, технически самый продолжительный пит-стоп длился немыслимые 43 часа 15 минут. Столько времени механикам Mercedes понадобилось для снятия колеса с болида Валттери Боттаса после того, как во время пит-стопа на Гран-при Монако 2021 года гайковертом срезало часть колесной гайки.

Открутить ее и снять колесо смогли уже только с помощью специального инструмента на базе команды в Брэкли.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Mercedes-AMG PETRONAS F1 Team (@mercedesamgf1)

Когда пит-стоп не задался: упущенные победы и титулы

Судьба первого места в гонке нередко оказывалась в руках механиков, а их не самая расторопная работа иногда лишала гонщиков и титула. Так, в 1991 году из спора за самую высокую позицию в Гран-при Португалии выпал Найджел Мэнселл — все потому, что в «гаражном переулке» команды Williams не смогли надежно закрутить гайку на заднем правом колесе. Слетевшее с машины британца колесо покатилось в соседние боксы, но все обошлось — механики отделались легким испугом.

Особо стоит отметить и пит-бригаду Ferrari, не раз превосходившую саму себя по части создания помех своим гонщикам. Наглядный пример того, как пит-стоп может не просто испортить гонку, а превратить ее в катастрофу — обслуживание Ferrari Эдди Ирвайна на Гран-при Европы 1999 года. Гонка на Нюрбургринге проходила в переменчивых условиях, а в боксах Ferrari царила неразбериха — пилотам ставили то «сухую», то дождевую резину. Одна из остановок Эдди длилась без малого полминуты — три колеса механики ему прикрутили, а вот с правым задним вышла заминка. Из-за этого «косяка» Ирвайн не набрал в гонке ни одного очка, что в итоге стоило ирландцу чемпионского титула в том сезоне (чемпионом тогда во второй раз стал Мика Хаккинен).

Еще один ужасный пит-стоп в исполнении Ferrari выпал на долю Рубенса Баррикелло, ставшего напарником Михаэля Шумахера после ухода из команды Ирвайна. Во время Гран-при Малайзии 2001 года неожиданно пошел дождь, и заехавший в боксы Рубенс простоял там больше минуты, пока механики сперва долго искали дождевые шины, а затем возились с их установкой. И хотя бразилец смог финишировать вторым (позади Шумахера), та гонка оказалась для него разочарованием, ведь у Рубенса были неплохие шансы оказаться впереди титулованного напарника.

В 2008 году неудачный пит-стоп в ходе Гран-при Сингапура стоил Фелипе Массе, также выступавшему за Ferrari, не только первого места в гонке, но и важных очков в споре за титул с Хэмилтоном в конце сезона. Масса в той гонке шел первым, потихоньку наращивая отрыв, но заезд в боксы на 17-м круге перечеркнул надежды на победу. Ошибка механика, слишком рано подавшего пилоту Ferrari зеленый сигнал, привела к тому, что гонщик сорвался с места, прихватив с собой несколько метров вырванного заправочного шланга.

И как тут не вспомнить неудачный для Даниэля Риккардо Гран-при Монако 2016 года? Австралиец, тогда выступавший за Red Bull, после завоевания первого поула в карьере был решительно настроен и на победу в гонке. Вначале Риккардо уверенно лидировал на дождевых шинах, но когда отправился в боксы за сликами, механики оказались не готовы. Задержка на пит-стопе стоила ему лидерства — первым к финишу в Монако приехал Льюис Хэмилтон, а вот Даниэль, поднявшийся в той гонке на вторую ступеньку подиума, был мрачнее тучи.

Слагаемые успешного пит-стопа

Как видим, максимально быстрая и безошибочная работа на пит-лейн — один из ключевых факторов успеха в гонке: даже небольшая осечка может привести к потере драгоценных секунд. В «Формуле-1» для успешного проведения пит-стопа необходимы не только хорошее оборудование (в частности, гайковерты, которые для команд поставляет итальянская компания Dino Paoli) и дисциплина. Требуется еще феноменальный уровень мастерства и умение работать в условиях жесткого прессинга. Пит-стоп — это и элемент слаженной командной работы, сравнимый с тщательно отрепетированным танцем, в котором находящаяся на пит-лейн бригада должна действовать в гармонии между собой и довести все движения до автоматизма.

Именно поэтому механики в «Формуле-1» берут в руки гайковерты еще до начала сезона, вовсю практикуясь в проведении пит-стопов. Как и у гонщиков, программа подготовки для них включает не только множество тренировочных пит-стопов (у Ferrari, например, их число в это межсезонье составило около 2000!), но и такие важные составляющие, как физическая подготовка и правильное питание. В связи с переходом в прошлом году на новый технический регламент этим аспектам уделяется еще больше внимания, ведь теперь обслуживающим болид механикам приходится иметь дело с более тяжелыми (+2,5—3,5 кг) 18-дюймовыми колесами вместо прежних 13-дюймовых.

Техника пит-стопов — для медицины и бизнеса

Обслуживание механиками гоночных болидов за короткий срок — пример эффективной совместной работы, который может оказаться пригодным в сферах деятельности, далеких от «Формулы-1». Это, например, отличная аналогия с тем, как должен работать бизнес — руководители компаний могут извлечь немало полезных уроков, изучив организацию формульного пит-стопа. Таков основной посыл книги The Business of Winning: Insights in Transformation from F1 to the Boardroom, которую написал консультант и аналитик Марк Галлахер, несколько десятилетий проработавший в автоспорте.

«Во время пит-стопа нужно выполнить 36 задач за пару секунд в определенной последовательности. У каждого члена команды есть всего несколько десятых секунды на выполнение своих действий. У них нет времени проверять, справились ли остальные коллеги со своими задачами», — говорится в книге. Важна уверенность работников друг в друге и согласованность, отсутствие которой в бизнесе затрудняет достижение целей, делится соображениями Галлахер.

Опыт организации пит-стопов пригодился и в медицине — в частности, для более эффективной работы персонала в нескольких детских больницах Великобритании. Речь идет о совершенствовании методики перевода детей после операций в отделение интенсивной терапии, которую можно сравнить с «гонкой» за жизнь (должен быть готов аппарат ИВЛ и так далее). В этой процедуре задействованы хирурги, анестезиологи и реаниматологи. Копирование отточенной до миллиметра «хореографии» пит-стопов помогло сократить количество различных больничных инцидентов и казусов.

Организация пит-стопа от Mercedes-AMG Petronas

Слаженная работа команды на пит-стопе — один из ключевых элементов гонки наряду с мастерством гонщика и конкурентоспособностью его болида. Рассмотрим эту процедуру более детально на примере действий механиков команды Mercedes-AMG.

Важная часть каждого пит-стопа — остановка перед механиками на специальных отметках с точностью до считанных сантиметров. Даже небольшая ошибка при торможении перед боксами может привести к тому, что гонщик проскочит точку остановки или не дотянет до нее — и тогда механикам придется перестраиваться, чтобы занять новую позицию и достать до колесных гаек, а это добавляет несколько лишних секунд ко времени прохождения пит-стопа.

Как только болид остановился, двое механиков спереди и сзади поднимают его домкратами. В этот момент к работе приступает «шиномонтажная» бригада, состоящая из 12 механиков — по трое на каждое колесо: один работает с гайковертом, другой снимает колесо с изношенной резиной, третий устанавливает новую покрышку. Как только замена колес завершена, механики нажимают кнопку на гайковертах, подавая сигнал, что гайки надежно зафиксированы и машину можно опустить с домкратов.

В это же время два механика спереди занимаются регулировкой переднего антикрыла (а также снимают носовой обтекатель, если он нуждается в замене), еще двое стабилизируют болид, придерживая его по бокам, а при необходимости чистят радиаторы и воздухозаборники, протирают визор шлема гонщика и зеркала. Еще один член команды работает с сигнальным светофором, который информирует о фазе обслуживания.

Наконец, есть главный механик, который осуществляет общий контроль и следит за движением по пит-лейн — он принимает окончательное решение о том, когда включить зеленый на светофоре, чтобы гонщик мог тронуться с места.

Таким образом, на пит-стопе задействована команда как минимум из 20 человек. А ведь есть еще стратеги, определяющие момент заезда в боксы, дублеры с запасными домкратами, гоночные инженеры, предоставляющие информацию о шинах и регулировке крыла и так далее. То есть точного ответа на вопрос о том, сколько же людей работает на пит-стопе, нет — все зависит от конкретной команды.


«Формула-1» вместе с VOKA и Onlíner. Сезон-2023

Две недели назад начался новый сезон «Формулы-1». Дебютную гонку в Бахрейне уверенно выиграл Макс Ферстаппен, следом за которым финишировал его напарник по Red Bull Серхио Перес. Чемпионат стартовал с дубля «быков», однако британская команда уже начинает заботиться об интриге: действующий чемпион накануне старта пятничных тренировок заявил, что отравился, но, несмотря на проблемы с желудком, мы все же увидим всемогущего Макса на трассе в это воскресенье.

Кто же бросит ему вызов в гонке, которая в третий раз пройдет в Джидде? Ferrari с новым руководителем Фредериком Вассером, активно проводящим кадровые перестановки? Mercedes, которой, по словам семикратного чемпиона Льюиса Хэмилтона, необходима «встряска»? Или, быть может, собственный напарник по команде? Мы рекомендовали бы обратить внимание на прогрессирующий Aston Martin, где душой не стареет ветеран Фернандо Алонсо. В общем, с нетерпением ждем захватывающего этапа!


Уже в эти выходные следим за Гран-при Саудовской Аравии на VOKA!


Партнер проекта — VOKA

Видеосервис VOKA для жадных до всего интересного. Больше позитивного, яркого и в то же время содержательного, а главное, всего самого интересного в одной подписке! VOKA — лидер в ассортименте контента, на видеосервисе вы сможете найти контент самых известных и популярных правообладателей: онлайн-кинотеатров, студий (viju, Amediateka, Premier, Start, more.tv), более 130 ТВ-каналов, спортивные трансляции и собственный эксклюзивный контент платформы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by