Продолжаем публиковать читательские истории о помощи на дороге. В редакцию поступают письма с пометкой «Без претензий на приз, просто хочется рассказать». Ну разве мы имеем право отказать в такой просьбе? Потому публикуем очередную подборку рассказов читателей. В этой серии — про воспоминания о Хавьере, опрометчиво оставленные в салоне ключи, спасенную от диких собак косулю и другие происшествия.
Данная ситуация произошла больше десяти лет назад. В тот период моей жизни мне приходилось достаточно часто ездить в командировки по областям. В одну из них мой руководитель дал поручение с изменением маршрута: необходимо было заехать в Сморгонь и сделать несколько фото нового торгового объекта, после чего отправиться в Гродно. План был такой: проехать по небольшим дорогам до Ивья, а далее уже по M6 до облцентра. И вот, еду я на своем красном «каблучке» Peugeot Partner и в какой-то момент понимаю, что свернул явно не туда. Понял это, когда увидел знак, что въехал в Минскую область.
Решил это дело обдумать. Выскочил из машины в одной рубашке, закурил, принялся решать, как и куда мне ехать. План получался такой: возвращаться назад и искать нужный поворот к Ивью. На тот момент навигаторы были еще не сильно распространены, но у меня был замечательный телефон Nokia 5800 с установленным навигатором от Garmin — он-то и должен был помочь мне найти нужную дорогу. И тут начинается самое веселое. Хочу открыть дверь машины, чтобы сесть и продолжить путь, но понимаю, что дверь закрыта: сработала блокировка дверей. Машина заведена и работает, но попасть в нее я не могу. А я в одной рубашке, на улице мороз минус 15 градусов, в машине телефоны, куртка.
Пытаюсь по очереди открыть разные двери, но все заперты. Первые минуты три я просто стоял, меня охватывала паника. Затем я собрался с мыслями и начал думать, что делать. Для согревания начал бегать по 100 метров туда-сюда, но вскоре понял, что мои силы и энергия небезграничны. Ближайшая деревня была примерно в 500 метрах, на дороге машин нет. Решил идти в ближайший дом, просить позвонить и согреться. Только отошел от авто, как навстречу едет машина — старенький универсал с двумя мужчинами. Остановил их и в двух словах рассказал свою историю. Они предложили присесть в их автомобиль и согреться, налили чаю. В салоне того авто было так тепло по сравнению с морозом, а чай был вкуснее всех, что я когда-либо пробовал! Немного отойдя от мороза, я попросил у моих спасителей телефон, чтобы позвонить руководителю. Тот, в свою очередь, сообщил, что в течение двух часов приедет машина и привезет второй комплект ключей от моего авто. Мои спасители, выслушав от меня вердикт, сказали, что ждать два часа они не готовы. Мои уговоры не повлияли. Но ребята оказались смекалистые, да и оставлять меня они явно не хотели — было принято совместное решение попытаться открыть машину.
В служебном каблучке задние окна открывались не классическим способом, сверху вниз, а наружу, с помощью небольшого рычага. Сняли уплотнительную резинку с окна, с помощью небольшой тонкой палочки добрались до рычага — это дало нам возможность получить доступ в салон шириной в 10 сантиметров. Берем палку побольше и пытаемся через это отверстие попасть в кнопку блокировки дверей — не дотягиваемся. Идем в лес, вырубаем палку подлиннее и поровнее, пытаемся с помощью нее попасть в кнопку, и у нас снова не выходит. Третья попытка увенчалась успехом, и я попал в салон авто.
Сразу позвонил и отменил доставку второго комплекта ключей. Отблагодарив своих спасителей, я отправился обратно в путь — к счастью, уже без приключений. В машине всю дорогу до Гродно печка работала на максимальных оборотах, но мне по-прежнему было холодно. Только спустя часа два я осознал, в какой опасности находился и что без тех мужчин, которые просто могли проехать мимо, эта история закончилась бы явно не так быстро, а может быть, и не хеппи-эндом. Спасибо еще раз моим спасителям. Приехав в Гродно и заселившись в гостиницу, я сразу уснул и проснулся только следующим утром, проспав не менее 12 часов — вот так мой организм отреагировал на стресс и холод. Еще дня два болело горло, и на этом все.
После этого случая — не важно, лето, зима, осень или весна, — когда я покидаю салон автомобиля, у меня всегда открыта форточка, а телефон всегда при мне.
Так уж получилось, что первой моей машиной был внедорожник. И мне настолько понравился этот класс автомобилей, что я езжу на них до сих пор. Много их было, но я никогда даже не задумывался о том, чтобы пересесть на легковушку. За годы езды на внедорожниках оказывался в разных ситуациях и всегда старался помочь людям, даже вожу с собой лопату и веревку. Когда предлагали отблагодарить, в ответ просил просто при возможности помочь другому на дороге. Ситуации были и правда разные: вытащить кого-то из кювета, помочь застрявшему собрату, освободить легковушку во дворе из снежного плена или помочь тягачу заехать на скользкий подъем.
Но сегодня хотелось бы рассказать о самом необычном случае, произошедшем со мной. Случилось это около десяти лет назад, тогда у меня был старичок Nissan Patrol W160.
Приехал я с товарищем на дачу к знакомому, привезли целый багажник всякого хлама. Стоим возле забора, выгружаем. Вдруг подбегает какая-то незнакомая бабуля (как потом выяснилось, из соседней деревни) и начинает молить о помощи. Мы говорим: «Бабушка, конечно поможем. Вы только успокойтесь, расскажите, в чем дело». Но в ответ ничего внятного не получаем. Бабуля в панике, только говорит нам, что надо быстрее ехать, а то «хлопцы, усё прапала».
Ну, ехать так ехать. Захлопнули задний борт, усадили бабушку на штурманское место. На выезде из деревни свернули в поле и поехали по нему, снег местами был выше фар, но старичок Patrol даже и не думал сдаваться. Всю дорогу бабуля так ничего не объясняла, а только просила ехать быстрее.
Километра через два, спустившись в низину, мы наконец сами увидели, что произошло. Там виднелась телега с поломанными оглоблями, а возле нее лежала лошадь, и над ней стоял старик. Животное поскользнулось на льду и не могло встать. И, судя по всему, начало замерзать, так как уже бросило все попытки подняться на ноги. Дед сразу начал просить нас помочь ему поднять лошадь, но, оценив наши с товарищем силы, мы поняли, что коня поднять не сможем. Немного подумав, предприняли следующее: под лошадью аккуратно протянули веревки, связали их в некое подобие беседки для эвакуации раненых и аккуратно внедорожником оттащили животное на твердый грунт. Тащить пришлось метров 30—40, вся низина под снегом была покрыта льдом. Там лошадка смогла подняться сама.
После этого доставили всех участников домой: бабулю — в хату, лошадку — в теплый сарай. Потом еще с дедом вернулись за телегой, открутили ей оглобли и отбуксировали во двор. В итоге все закончилось хорошо: коняшку спасли, бабушка с дедушкой успокоились, телега во дворе, ну а оглобли — дело наживное. Мы же, в свою очередь, благополучно вернулись на участок и закончили разгружать машину. Лошадь, кстати, посоветовали подковать. А старичок Patrol до сих пор в строю.
Было это в далеком 2013 году, но такое чувство, будто вчера. В тот день страну накрыл циклон Хавьер. Где-то в 15:00 я забрал свою будущую жену с работы. Как раз начинался обильный снегопад, но мы благополучно и без проблем добрались до дома, в родную Серебрянку. И вот мы дома, на улице метель и пурга. Смотрим какой-то фильм, и где-то в 16:10 звонит старший брат Петр. Я насторожился: он на своей Mazda 323 S 1995 года с супругой и ребенком поехал на выходные в Копыль к теще. Я отвечаю на звонок и слышу: «Я столкнулся с BMW, где-то перед съездом на Самохваловичи». Я быстро собираюсь, уточняю, что с его семьей. Оказывается, никто не пострадал, так как скорость была небольшой и все были пристегнуты. Но машина повреждена.
Я прыгаю в свой Opel Astra и собираюсь мчаться на помощь. Но не тут-то было. Прежде чем выехать со двора, нужно было откопать и пропустить три машины, чтобы они могли заехать. Спустя 45 минут я выезжаю на проспект Рокоссовского, далее на улицу Ванеева, и вот я уже на трассе Р23. Метель такая, что за пять метров ничего не видно. Снова звонок от брата: «Супругу с дочкой отправил с людьми, которые ехали в Минск и предложили помощь. Жду ГАИ». Мне стало чуть спокойнее. Брат попросил купить литров 10 дизтоплива, чтобы не замерзнуть, и погреться в BMW, так как у Mazda был поврежден радиатор и вытек антифриз. К сожалению, у меня не было тары, но, к счастью, кто-то из проезжающих мимо отдал им 5 литров топлива. Хочу отметить, что в тот день на дороге было много аварий, но все друг другу помогали чем могли.
И вот я добрался до места аварии, было уже около 20:00. И просто оказался в шоке: пока я ехал, в машину брата сзади врезалась еще и Skoda. Но тоже, к счастью, обошлось без серьезных последствий. Ближе к 21:30 приехала ГАИ. Составили протокол и начали отпускать участников ДТП. BMW и Skoda уехали своим ходом, но Mazda не повезло, она не могла двигаться сама. К тому моменту прошла спецтехника, и, чтобы взять машину брата на буксир, пришлось откапывать ее из снега. ГАИ согласились проводить нас до первого съезда на Минск, но, к сожалению, через два километра они пропали в неизвестном направлении. Но здесь без обид: понятное дело, служба. И вот мы в 22:30—23:30 стоим на Р23 в первой полосе в шоке… Все завалено снегом, метет, видимости ноль. Съезд на М1 мы проехали, а нам нужно развернуться в сторону Минска. Решили раскопать разделительную полосу. Opel работает — в нем греемся, Mazda ждет на «аварийке». Копаем по очереди. Благо ни попуток, ни встречных авто нет. Отогрелись, откопались и поехали в сторону Минска.
Где-то ближе к 02:00 мы добираемся до улицы Каганца в Минске. Город заметен снегом. Чтобы припарковать разбитую машину, снова пришлось потрудиться. Брат поспешил к своей семье, я тоже поехал домой. Но во дворе дома, куда я с трудом доехал, свободных мест не было. Я поехал на стоянку гипермаркета. Ближе к 04:40 я освободился, ведь место на стоянке для своего Opel тоже пришлось расчищать. И только тогда я отправился домой. Идти было недалеко, пару остановок. Хочу передать огромное спасибо всем проезжавшим мимо авто: все тормозили и предлагали подвезти. Наутро в новостях еще раз посмотрел на все случившееся и оценил масштабы того, что произошло. Понял, что нам очень повезло. Да, снега в тот день мы перекопали не одну тонну, на несколько лет вперед.
В тот бесснежный январский день 2021 года я выехал из Минска утром, почти через час свернул с М1 и запетлял по дороге в сторону Несвижа. Когда до города оставалось совсем немного, впереди увидел, как какие-то животные перебегают дорогу. Подъехав ближе, увидел, как бродячие собаки догнали косулю и стали валить ее прямо на проезжей части.
Собаки хватали косулю за горло и придавливали к земле. Еще мгновение, и ее бы загрызли. Я направил автомобиль на эту кучу малу, пугая клаксоном. Это позволило косуле слегка вырваться и отбежать на обочину. Я быстро припарковался, побежал на собак. Те с обочины переместились в невысокие елки, посажанные вдоль дороги. Я нашел какую-то ветку и бросился за собаками. Хищники продолжали душить косулю. Приблизившись, я громко крикнул и двинулся на них. Собаки испугались напора и убежали в поле. Косуля же сама встала на ноги. Я подошел к ней и успел погладить. Она убежала в ближайшие кусты. А собаки остановились в поле и оглядывали меня и уходящую жертву. Я выдвинулся в их направлении и криком заставил броситься в поле наутек. Я вернулся в машину, взял телефон и вернулся к косуле. Снял ее лежащей в кустах, после чего поднял и подтолкнул убежать как можно дальше от места, где на нее набросились собаки. Так у нее появился шанс выжить: отлежаться, набраться сил и уйти в лес.
Далее, на пути к месту работы, проезжал через Клецк, навигатор повел меня мимо местной ГАИ. Тут меня сотрудник и тормознул. Он заметил, что у меня не пройден техосмотр. Я рассказал ему о происшествии, но его этот случай, похоже, не впечатлил — мне выписали штраф. Но, несмотря на это, я не пожалел, что поехал в этот день на работу: помог людям, выполнив срочную работу, и спас косулю.
В 2013 году я работал в компании по продаже оборудования по всей стране. В некоторые дни суточный пробег составлял 800—1200 километров. Зимние поездки были особенно сложными. Как-то я возвращался домой из одной из таких командировок на Volkswagen Caddy. Тогда трасса M6 возле Воложина переходила в однополоску — со всеми вытекающими опасностями: обгоны фур, тихоходов, сельхозтехники. Был уже вечер, в темноте увидел на обочине старенький Ford Transit «без признаков жизни», за ним голосовал человек. На улице был мороз градусов 10.
Остановился узнать, чем могу помочь. В машине было три человека. Они попросили забрать их с собой и оставить младшего из них в машине — дожидаться помощи и сторожить. Видно было, что все уже продрогли. Я предложил подтянуть машину до ближайшей заправки, чтобы водитель мог согреться и попить горячего кофе. Так и поступили, после чего поехали в Лиду. У одного из пассажиров сильно замерзли ноги, он разулся и сидел в носках на заднем сиденье, отогревался. Я включил печку на максимум.
По дороге попутчики рассказали, что они строители, ехали на работу в Москву на своей машине со своим инструментом. Но что-то произошло с генератором, поэтому машина была обесточена. Они выехали из Лиды рано утром, поломка случилась под Оршей, они решили вернуться в родной город на одном аккумуляторе. Ехали без печки и других потребителей. До Лиды оставалось около 100 километров, но недотянули. Как это происходило у них в мороз, сложно себе представить. Я развез неудавшихся гастарбайтеров по домам в Лиде и поехал домой в Гродно.
Им еще предстояло забрать водителя — это был сын одного из попутчиков. А потом нужно было оживить и вернуть машину. Ну, и в итоге продолжить свой маршрут Лида — Москва. Вот такой длинный зимний день мы провели в дороге — каждый по-своему. Но для всех он закончился в какой-то мере благополучно — домашним теплом.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by