Странные микролитражные уникумы. Внедорожники ЛуАЗ в наших дворах 25 лет назад

27 805
21 марта 2023 в 8:00
Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий

Странные микролитражные уникумы. Внедорожники ЛуАЗ в наших дворах 25 лет назад

Источник: Дмитрий Гладкий. Фото: Дмитрий Гладкий
Успейте оформить рассрочку Minipay на 5 месяцев с 3 по 23 июня

ЛуАЗик — совершенно необычный автомобиль как в общем типаже продукции советского автопрома, так и в его исторической роли в процессе автомобилизации населения СССР. Как-никак это был первый настоящий внедорожник, который простой советский гражданин мог официально купить в личное пользование. В городе они совершенно не были массовыми, но все же встречались. Сейчас из городских дворов совсем исчезли. Вспомним, какими они были, рассматривая архивные фото.

История этой машинки началась в Запорожье во времена позднего Хрущева. Техническое задание на проектирование микролитражного грузопассажирского автомобиля с колесной формулой 4×4 для сельской местности с передним расположением двигателя Запорожскому автомобильному заводу «Коммунар» выдали 17 июля 1963 года. В основу ЗАЗ-969 легли наработки отраслевого института НАМИ. Уже в 1964 году был готов первый опытный образец. По некоторым параметрам проходимости он превосходил даже УАЗ. Мощностей ЗАЗа для серийного производства не хватало, поэтому под выпуск автомобиля реорганизовали Луцкий машиностроительный завод. К серийному выпуску ЗАЗ-969 Луцк приступил только в 1970 году и то по обходным технологиям. Конвейер заработал еще три года спустя. Всего же под индексом ЗАЗ-969 успели собрать 23 603 автомобиля.

ЛуАЗ-969А

А потом случилась первая модернизация и появилась новая автомобильная марка — ЛуАЗ. Мотор заменили с 30-сильного на 40-сильный, доработали еще много моментов. Модернизированная версия получила индекс ЛуАЗ-969А. В таком виде машинки выпускались до 1979 года и разошлись тиражом в 38 421 экземпляр.

Март 1998 года. ЛуАЗ-969А стоит на парковке у поликлиники №2 на улице Якубовского в Минске. Машина в почти оригинальном виде в состоянии «хоть сейчас в музей». Но на ней ездили.

И все-таки это не аутентичный оригинал. Похоже, тент со временем все же поизносился, и его перешили, вставив в боковины по два окошка вместо одного штатного.

Чаще всего владельцы старались заменить тент на жесткий верх. Все-таки металлическая крыша — это практичнее. Цвет — нештатный, машину явно перекрашивали. Кадр также сделан в Минске в конце 1990-х.

Жесткий верх здесь полностью самодельный. Вероятно, в автомобиле чаще возили грузы, чем пассажиров.

А здесь просто ловко приспособили «будку» от ижевского «каблучка», получив на выходе маленький коммерческий фургон. Автомобильчик едет по Фаниполю мимо нефтебазы.

А вот этот пикап встретился мне где-то в Витебской области в сентябре 2005 года. Это был «придорожный рынок» в какой-то деревне, где бабушки продавали яблочки-грибочки, а мужичок продавал два ЛуАЗа. В памяти сохранилось, что просил 400 долларов. Только вот не помню, за каждый или сразу за оба.

ЛуАЗ-969М

Первые два ЛуАЗ-969М в виде опытных образцов с переработанной внешностью появились в 1971 году. Опытно-промышленную партию соберут только в 1978-м, а серия пойдет с мая 1979-го. До 1991 года в Луцке выпустят более 170 000 таких машин. Еще раз модернизированный вариант получит индекс ЛуАЗ-1302. Но внешне изменения будут почти не заметны. В серию ЛуАЗ-1302 должен был пойти в 1988 году, но до производства добрался уже в независимой Украине только в 1992-м и продержался на конвейере до 2001-го.

Вот свеженький ЛуАЗ-1302 катит по Минску. Здесь все родное, а значит, это уже экземпляр постсоветского выпуска.

Другая машина той же модели. Сфотографирована в 2001 году на парковке у детской инфекционной больницы в Минске. Их продавали у нас официально, и спрос был. Песочный цвет был наиболее популярным, но не единственным вариантом.

Но все же при первой возможности мягкий верх старались заменить на жесткий. Это самодельный металлический вариант. Снимок сделан в июне 2000 года у центрального «колхозного» рынка. Правда, не в Минске, а в Бресте.

Когда я первый раз увидел такую машинку, решил, что это аккуратная самоделка. «Вот владелец молодец! Хорошо постарался, аккуратно сделал», — мысль была такой.

Затем в Минске попалась еще одна машина с такой же крышей. «Наверное, какой-то кооператив освоил выпуск крыш по единому образцу», — подумал юный я.

Окончательно смутила третья машина. Уже сейчас с высокой степенью вероятности можно предположить, что именно так выглядел заводской вариант с жесткой крышей, у которого даже был свой индекс — ЛуАЗ-13024-02.

ЛуАЗ-967М

Вообще, все вышеописанные ЛуАЗики обязаны своим появлением на свет военной амфибии ЗАЗ-967, которую создали по заказу Минобороны СССР. Эту тему начали прорабатывать еще в конце 1950-х в НАМИ и Ирбите, затем работы продолжил ЗАЗ. Машину начиная с 1960 года долго дорабатывали и в серию вывели уже в Луцке под индексом ЛуАЗ-967М, где она была таки поставлена на конвейер в 1975-м. Делали военный транспортер до 1989 года тиражом не более 600 автомобилей в год. Всего же их собрали 7873 штуки, населению при СССР не продавали. Но после распада Советского Союза их стали продавать с армейских складов. Меньше 8000 на всю страну — это очень мало, модель была мегаредкостью на дорогах. Но несколько машин в частных руках в Минске все же оказались.

Вот вариант, конечно, уже не в оригинальном виде, но хотя бы с сохраненным кузовом. Тент и «кенгурятник», разумеется, самодельные. В салоне — сотрудник МЧС, а на заднем плане — ПАСЧ-18. Именно там и жила эта машина. Точнее, парковалась на стоянке рядом. Принадлежала она не министерству, а лично работнику.

Но почти все частные ЛуАЗ-967М были жутко переделанными. Это молодой столичный район Сухарево, улица Шаранговича, лето 1998 года. У обочины припаркован ЛуАЗ-967М, в конструкцию которого интегрировали элементы дверей от УАЗ-469.

Тот же сезон, тот же год, тот же район. Где-то во дворах нашелся еще один ЛуАЗ-967М. Раннее Сухарево — просто заповедник какой-то! Владелец жестоко переделал этот ЛуАЗ-967М, но комфорт дороже оригинального состояния.

Еще один вариант переделки, наиболее аккуратный из попадавшихся в Минске. Но — опять же — редкую оригинальную машину жалко, в аутентичном состоянии она была бы ценнее. Здесь использованы двери от ГАЗ-69. Получилось своеобразно, но, если так можно выразиться, функционально.

Это были очень редкие машины. Владельцам почти всегда задавали вопрос «Что это?» Мало кто знал такую модель, даже в армии они были далеко не в каждой части. В городе же такие внедорожники выглядели просто как инопланетные аппараты.


Марки ЛуАЗ давно не существует. Как и сами автомобили, она ушла в историю. Но отдельные экземпляры, возможно даже в приличном состоянии, наверняка еще на ходу. Правда, не в городе.

Читайте также:

для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: T (до 190 км/ч), индекс нагрузки: 103 (875 кг)
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, без шипов, индекс скорости: V (до 240 км/ч), индекс нагрузки: 94 (670 кг)

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by