КРАСНОВ

Так сбивают велосипедистов. Краснов разбирает ДТП, в котором пострадал ребенок

26 195
21 апреля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Так сбивают велосипедистов. Краснов разбирает ДТП, в котором пострадал ребенок

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Теплый сезон только начался, а происшествия с участием велосипедов, электросамокатов, моноколес уже случаются. Происшествия серьезные, и тем обиднее, что многие из них типичные: люди совершают одни и те же ошибки и попадают в одни и те же ситуации. Плюс инфраструктура — она тоже одна и та же, в том смысле, что меняется не так быстро, как разогналась персональная мобильность на улицах. Вместе с Юрием Красновым мы разберем недавнее ДТП с ребенком на велосипеде в Минске, а также проговорим те самые ошибки, которые и приводят к таким случаям.

ДТП на велопереезде

Это случилось в воскресенье, 9 апреля. Двигаясь на велосипеде по проспекту Дзержинского, 10-летний мальчик пересекал проезжую часть улицы Хмелевского по обозначенному и выделенному зеленым цветом велопереезду в районе регулируемого пешеходного перехода. На пешеходном светофоре горел разрешающий сигнал.

66-летний водитель Volvo ехал по проспекту параллельным курсом и сворачивал направо, на улицу Хмелевского. Он сбил ребенка, мальчика увезли в больницу.

В автомобиле в момент происшествия работал видеорегистратор.

«Самая неудобная ситуация»

— Водитель поворачивает направо, у него с правой же стороны выезжает велосипедист. Это самая неудобная ситуация: велосипедиста как-то нужно заранее увидеть. А если велосипедист мчит стрелой, это бывает трудно сделать. Причем это может быть и велосипедист, и электросамокатчик, и человек на моноколесе, и даже просто пешеход, который бежит на троллейбусную остановку, например. Заметить и спрогнозировать это ускорение сложно, — начинает разбор Юрий Краснов.

При этом ПДД четко обязывают водителя уступать дорогу в таких случаях.

Правила дорожного движения (п. 100):

при повороте налево или направо водитель обязан предоставить преимущество пешеходам, переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, уступить дорогу велосипедистам, а также всадникам, пересекающим ее по дорожке для всадников.

— На видео слышно, что водитель общается с пассажиром. Причем пассажир подсказывает, куда ехать, то есть все внимание водителя сконцентрировано на этом, — отмечает преподаватель. — Но обратите внимание: по переходу как раз проехал один ребенок. Значит, можно было ожидать появления и второго. В обществе нужно знать о привычках других людей, о закономерностях их поведения. Дети по одному не ездят обычно. Дети ехали вдвоем, и если бы водитель был повнимательнее и лучше следил за обстановкой, у него были бы шансы вовремя среагировать.

Велосипедистов надо замечать не тогда, когда они уже мчат в тебя, а пока они еще едут по тротуару.

Правила дорожного движения (п. 116):

при подъезде к нерегулируемым пешеходному переходу и (или) велосипедному переезду водитель должен предоставить преимущество пешеходу и уступить дорогу велосипедисту.

Уступить дорогу (предоставить преимущество) — означает не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения (п. 2.76).

— В такие ДТП чаще всего попадают водители, которые недостаточно внимательно следят за обстановкой. Он на что-то отвлекся — все, велосипедиста уже не видит. Он точно так же и пешехода может не увидеть, — считает ведущий рубрики. — Поэтому совет очень простой: при повороте направо снижайте скорость, смотрите по сторонам, оглядывайтесь через правое плечо, чтобы увидеть тех, кто может там двигаться со скоростью, значительно превышающей обычную скорость пешехода.

Бывает, останавливаешься, уступаешь, вроде везде смотришь и все видишь. Только начинаешь движение, а тебе кто-то уже выскакивает под машину.

Не спешиваться, но снижать скорость

Мы выезжаем на место происшествия, чтобы не упустить ничего важного, а пока едем, говорим об обязанностях велосипедистов — у них они тоже есть.

Правила дорожного движения (п. 150):

велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. 

При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться.

При движении на нерегулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах и регулируемых пешеходных переходах, велосипедных переездах при одновременном для водителей и велосипедистов разрешающем сигнале регулировщика или светофора велосипедист имеет преимущество перед другими транспортными средствами.

При подъезде к пересечению с проезжей частью дороги велосипедист должен заблаговременно снизить скорость движения и, убедившись, что выезд на проезжую часть дороги безопасен, пересекать ее со скоростью идущего шагом пешехода (п. 151).

— Что скажете о разрешении велосипедистам не спешиваться при пересечении проезжей части?

— Скажу, что требование спешиваться — это издевательство над людьми. Давайте тогда напишем в ПДД: водитель, подъезжая к перекрестку по второстепенной дороге, должен выйти из машины и протолкать ее через пересечение с главной. Тогда все будет безопасно, — Краснов утрирует, но смысл ясен. — У нас проблемы почему? Потому что изначально об этом никто не думал. Велосипедистам можно было ездить по проезжей части — это было нормой. А потом интенсивность транспортного потока выросла, и не придумали ничего лучше, чем согнать велосипедистов на тротуары. Проблема пересечения с проезжей частью осталась, только добавилась проблема соседства с пешеходами. Те столько лет нормально жили, а тут им подкинули велосипедистов, а теперь заодно и электросамокатчиков, и всех остальных. В идеальном мире у каждого должна быть своя дорога, куда никто лишний не лезет, плюс необходимо грамотное разделение потоков, в том числе в местах пересечения, но пока такого повсеместно нет.

Любой разговор о происшествии с участием такого индивидуального транспорта неминуемо упирается в вопрос развития инфраструктуры. О чем это говорит?

— Нужно создавать условия, которые были бы удобными и одновременно повышали безопасность. Например, можно с помощью светофоров сделать так, чтобы водители поворачивали, а велосипедисты при этом стояли на красный. А когда водители останавливаются (потому что не горит стрелка для поворота), велосипедисты едут. Это самое простое, — предлагает преподаватель.

Он хорошо знает, о чем говорит. Краснов ездит буквально на всем, включая самокат и моноколесо.

— Я обязательно снижаю скорость при подъезде к переходу и слежу, чтобы водитель меня увидел. Если он меня не увидел и поехал — у меня нет к нему претензий. Человек просто попал в сложную ситуацию, пусть он едет, а я потом проеду. Но многие начинают закипать: «Вот, он мне не уступил». Ну и что? У нас есть проблемы со взаимопониманием, со взаимодействием, у нас просто не принято думать о других, — считает ведущий рубрики. — Водитель думает только о том, как бы ему повернуть. Рядом у него велосипедист, который думает только о том, как бы ему переехать. И кто-то обязательно считает, что ему должны уступить, а то, может ли другой человек это сделать, уже не важно. И в результате все друг другу только претензии предъявляют: ты мне не уступил, нет ты мне не уступил!

Это скорее общее описание ситуации, а не характеристика конкретного ДТП. Там пострадал ребенок, который вряд ли думал о чем-то таком, он просто ехал на зеленый — как учили. Конечно, ему следовало снизить скорость, но это не меняет суть произошедшего.

— С ребенка какой спрос? Его можно учить чему угодно, но в нужный момент он все равно может этого не вспомнить. Ответственность за безопасность детей всегда на взрослых, — подчеркивает инструктор.

Горка, переход

Приезжаем на проспект Дзержинского, где встречаем Виталия Жуковского — коллегу и напарника Юрия Краснова. Жуковский на электросамокате, Краснов достает из багажника моноколесо.

— Кататься будете?

— Будем не кататься, а изучать проблему на практике, — поправляют преподаватели.

Пешеходный переход вполне типичный для минских проспектов, обустроен серьезно: видна разметка, знаки, работает светофор, велопереезд выкрашен в заметный зеленый цвет. При этом велосипедная часть находится ближе к перекрестку, то есть у поворачивающих водителей еще меньше времени на реакцию — скорость должна быть очень маленькой.

Важная особенность: проспект Дзержинского здесь имеет уклон, мальчик будто ехал с горки, что не могло не придать ему дополнительное ускорение. Автомобиль тоже двигался с горки, да и после поворота на улицу Хмелевского дорога уходит вниз.

Плюс конструкция подземного пешеходного перехода: на проспекте Дзержинского они весьма объемные. Побочный эффект — за ней легко не заметить приближающегося велосипедиста: ребенок и мужчина за рулем Volvo могли в нужный момент друг друга не увидеть.

— Эти пешеходные переходы, если честно, находятся не так и близко к проезжей части, вроде бы место есть. Но с учетом скорости движения велосипеда или электросамоката ситуация резко усугубляется. Водитель поворачивает и никого не видит. Начинает ехать, а в него уже кто-то летит. Сколько раз бывало, что велосипедисты выезжали и сами врезались в машину, в ее боковую часть, — отмечает инструктор.

— Люди не умеют взаимодействовать. Тут порой водители не могут между собой разобраться, а если мы сюда вплетаем пешеходов или велосипедистов, то и вовсе караул!

Нужно, чтобы водитель думал не только о себе, но и о том велосипедисте, которому следует уступить. И чтобы велосипедист не летел, стараясь всем указать на то, что ему следует уступить, а подумал, сможет водитель это сделать или нет. Я еду на моноколесе, я вижу, что кто-то мне не уступает. Да какая мне разница, мог он это сделать или не мог: я же не поеду ему под колеса и в бок не стану бить, чтобы что-то там доказать, — объясняет ведущий рубрики.

Мы смотрим на водителей, которые сворачивают с проспекта: очень многие особо направо-то и не смотрят, едут наудачу, как повезет. Нет пешеходов вблизи перехода — вот и ладно. А то, что кто-то более быстрый может появиться внезапно, этого они не учитывают.

— Водитель ехал расслаблено. И таких предостаточно на дороге. Похоже, он не знал маршрут, слушал пассажира. А к такому месту, как это, нужно всегда подъезжать с расчетом, что сейчас будешь останавливаться. И смотреть по сторонам во все глаза. Когда первый ребенок проскочил на велосипеде, нужно было лишний раз перестраховаться, притормозить, а водитель этого не сделал, — отмечает Краснов.

Кстати, конструкция подземного пешеходного перехода, которая могла сыграть свою роль в произошедшем, имеет неприятную особенность и с другой точки зрения. С велосипедом туда спускаться неудобно, но переходом пользуются пешеходы, которые потом могут пойти куда угодно.

Краснов с Жуковским меняются ролями. Теперь Юрий выскакивает из-за этой монументальности, а Виталий пробует на это среагировать. Получается едва ли.

— Люди выходят из подземного перехода и могут попасть под велосипед. Велодорожку, если она тут действительно есть, наоборот, в сторону бы увести. В общем, проблема есть, и она не решена, — говорит преподаватель. — На велосипеде и самокате часто ездят люди, которые ПДД специально не учили и с которыми занятий никто не проводил. Как и с пешеходами. Вот они в результате и оказываются в зоне риска.

Падение на улице Филимонова

Еще один случай, который сегодня разберем, произошел в прошлом году на улице Филимонова, в районе развязки с проспектом Независимости.

— Женщина на автомобиле ехала по проспекту со стороны улицы Макаенка, съезжала на улицу Филимонова. Велодорожка там идет параллельным курсом. Водителю горел зеленый свет, она поворачивала, потом остановилась, уступая дорогу пешеходам. В этот момент с горки по велодорожке ехал велосипедист, взрослый человек. Она пешеходов пропустила и поехала, его не увидела. А он думал, что успеет. В итоге тормозил так, что упал с велосипеда. До машины не долетел, но все равно травмировался серьезно. И сам же оказался виноват, — рассказал Краснов.

Мы приехали на место тем же составом. Этот участок тоже имеет свои особенности, несмотря на общую благоустроенность.

— Велодорожка уходит влево, будто специально, чтобы водителю было хуже видно. Да еще и с горки, где у всех скорость выше. То есть вылетаешь, берешь резко вправо и сразу попадаешь на переход, — оценивает положение инструктор, проехав там на электросамокате.

Сложность в том, что по отношению к автомобилю, который остановился перед переходом и пропускает пешеходов, приближающийся велосипедист находится сбоку и сзади, он будто целится в заднее правое колесо. Увидеть его — очень непростая задача.

— Водитель здесь не видит велосипедиста из-за средней стойки. А если еще пассажир спереди в машине, то совсем нет обзора. Плюс водители просто не привыкли контролировать ту зону, туда мало кто смотрит. Велосипедистам нужно об этом знать и не рисковать: лучше притормозить самому, чем лететь сломя голову под колеса, потому что вам должны уступить, — рекомендует ведущий рубрики.

Краснов сам оказался в такой ситуации на электросамокате.

— Автобус-гармошка уступал дорогу пешеходам, затем поехал к своей остановке. А в этот момент я и женщина с ребенком на велосипеде подъезжали к переходу. Автобус большой: если под него сунуться, он не успеет уехать. Хорошо, что мы успели затормозить, а какой-нибудь быстрый велосипедист мог бы и не успеть. И либо сам бы упал, либо врезался бы в автобус и все равно упал бы. И если врезался бы в автобус, то водитель автобуса, получается, был бы виноват. А в чем он виноват, если он уже практически полностью проехал переход? Но, выходит, все равно не уступил! Такая вот нехорошая ситуация, — выдохнул самокатчик Юрий.

Суть ясна. Легковая машина проезжает переход быстрее, но от этого не намного легче. При неудачном стечении обстоятельств риск ДТП все равно значительный.

Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению: 

— Не надо пытаться успеть. Многие подобные ДТП именно так и случаются: или велосипедист хочет успеть и ускоряется, думает, успеет, пока машины уступают пешеходам, или водитель желает проскочить, а тут вдруг велосипедист летит. Все проблемы из-за спешки, поэтому не надо торопиться.

— Должна быть сознательность у велосипедистов и у тех, кто ездит на самокате. Подъезжаешь к переходу — снижай скорость до скорости пешехода и убедись в том, что тебя видят и тебя пропускают. Не пропустили, не успели — не надо ехать под колеса, ну пусть он первый проедет. Кроме того, внимательно наблюдайте за светофором. Обычная ситуация: подъезжаешь — кажется, горит зеленый, но отвлекся на пешеходов, на что-то еще, выезжаешь на переход, а уже, оказывается, красный зажегся. Я сам так попался на моноколесе: тормозил до такой степени, что чуть на спину не лег. Поэтому будьте аккуратны, — призывает Юрий Краснов. — А водителям нужно быть внимательными и перепроверять. Не посмотрел, что вроде бы нет никого, и поехал, а посмотрел, потом еще раз посмотрел, потом перепроверил все и только тогда, крадучись, поехал. Чтобы не было ни у кого проблем.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by