36 674
28 апреля 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Так в наших дворах сбивают детей. Краснов сам чуть не попал под машину — дважды

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Дорога — не место для игры. Об этом детям говорят родители дома, учителя в школе, да все кругом. Но что делать, если дорога проходит прямо возле дома и на игровую площадку можно добраться только через нее? Это ведь все равно двор, а двор — не то же самое, что и оживленная улица или проспект, где мама переводит за ручку и только на зеленый свет. Но к несчастью оказывается, что дворовая дорога иногда даже страшнее! Нет светофора, не всегда рядом есть мама, и самое главное — не все водители помнят, где они находятся. Сегодня вместе с Юрием Красновым говорим об опасности, которая грозит нашим детям там, где все должно быть безопасно.

Жуткое видео из Каменной Горки

Многим запомнилось происшествие, которое случилось 8 апреля во дворе по улице Неманской в Минске. Тогда 33-летняя водитель Volkswagen совершила наезд на 7-летнюю девочку, которая выскочила на дорогу из-за автомобилей, припаркованных со стороны жилой застройки. Ребенка увезли в больницу.

Внимание! Видео не рекомендовано к просмотру впечатлительным людям!

Правила дорожного движения (п. 145.3):

стоянка запрещается на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке.

— То, что машины стоят со стороны жилой застройки, в данном случае особой роли не играет. Вопрос скорее в том, что у нас в принципе дворовые проезды обычно используются для парковки. Автомобили могли бы стоять с другой стороны, а ребенок бежал бы не от подъезда, а наоборот, к подъезду — ситуация бы повторилась. Не важно, где дом, а где игровая площадка: детки все равно бегают туда-сюда, — указывает Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению.

— Но есть важные моменты. Основной: скорость движения на дворовой территории должна быть не более 20 км/ч, а лучше даже меньше. Кроме этого, нужно ожидать, что в любой момент и из-за любого стоящего авто выбежит ребенок. Если человек готов к событию, он быстрее на него среагирует, — подчеркивает ведущий рубрики.

— Видео с улицы Неманской указывает на то, что женщина в Volkswagen была не готова к тому, что появится пешеход: она очень поздно среагировала. Даже после того как произошел сам удар, машина продолжала двигаться. Возможно, здесь нужно говорить о недостаточном уровне подготовки водителя: если бы она среагировала сразу и сразу нажала на тормоз, последствия могли быть другими.

Современный автомобиль достаточно быстро останавливается, если в тормоза хорошо ударить.

А еще ребенок вышел из подъезда, который располагается гораздо выше проезжей части. И если бы водитель во время движения была внимательнее, наблюдала за обстановкой, она бы могла заметить ребенка еще тогда, когда он сбегал от подъезда по лестнице, — отметил инструктор.

Широкие проезды Серебрянки

К сожалению, проблема типичная для многих дворов в Минске. Дворовой проезд, обзор закрыт стоящими машинами — у вас под окном так же?

6 апреля водитель Toyota сбил 12-летнего ребенка в жилой зоне на проспекте Рокоссовского. По информации ГАИ, мальчик вышел на дорогу из-за припаркованных автомобилей. С травмами его увезли в больницу.

Наш читатель рассказал, что в этом проезде такое происшествие случается не впервые. Он утверждает, что наезды на детей — боль всего квартала на протяжении многих лет.

— Это жилая застройка возле кинотеатра «Салют». И вроде бы ничего необычного, типовой въезд, но если присмотреться, то сразу видна особенность и вытекающая из нее огромная проблема. В этом квартале расположены одна гимназия, две школы, детский сад, поликлиника и подстанция скорой помощи. Ко всем этим учреждениям ведет одна двухполосная дорога (по одной полосе в каждую сторону) — местный проезд. При въезде туда со стороны проспекта Рокоссовского установлен знак 5.38 «Жилая зона», сразу за которым находится регулируемый пешеходный переход, — описывает место собеседник.

Это единственный пешеходный переход в проезде, после него на всем отрезке дороги до подстанции скорой помощи нет ни одной «зебры». Впрочем, это же жилая зона, тут пешеходные переходы как бы и не нужны.

Правила дорожного движения (п. 135):

в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории движение пешеходов, в том числе передвигающихся на средствах персональной мобильности, велосипедистов разрешается по тротуару, обочине и по проезжей части дороги. Пешеходы, велосипедисты имеют преимущество перед транспортными средствами, но не должны необоснованно препятствовать их движению.

— При этом по будням в проезде очень интенсивный трафик автомобилей. В условиях, когда по обеим сторонам дороги припаркованы машины, пешеходы, выглядывая, должны успеть проскочить. Можно говорить о преимуществе пешеходов, которое дает им установленный знак «Жилая зона», но реалии жизни никто не отменял: детей, выныривающих из-за авто, просто не видно! — отмечает читатель. — В итоге люди, проживающие в этом квартале, вынуждены совершать опасные маневры между автомобилями и подвергать свою жизнь опасности!

Примечательно, что местный житель не стремится всю ответственность переложить на водителей. По его мнению, они сами заложники ситуации.

— Автомобилисты должны крутить головой во все стороны, но и это не гарантирует безопасность. Люди переходят дорогу везде, где им удобно, иногда неожиданно. Особая трудность возникает в осенне-зимний период в темное время суток. Освещение дороги здесь просто отвратительное, потому что организовано только с одной стороны и с использованием старых ламп, которые к тому же достаточно часто перегорают. Освещение тротуаров вообще отсутствует. В итоге пешеходов, которые выходят на дорогу из-за припаркованных машин, вечером вообще не видно, — рассказал собеседник.

А кругом все заставлено припаркованными автомобилями, плюс родители приезжают забирать детей из школы.

— А когда к этому добавляется скорая помощь, которая с мигалками пытается пробраться через поток, так как проезд тупиковый и альтернативного маршрута нет, то ситуация превращается просто в хаос, — отметил читатель. — Вот так и живем: «пешеходы-камикадзе», «водители-заложники», которые, проезжая этот участок, хоть раз да не заметят кого-то из пешеходов, и вдобавок «водители-наплеватели», которые паркуют авто как им удобно, в нарушение ПДД.

Собеседник предложил свой план решения проблемы: перенести знак «Жилая зона», организовать в проезде пешеходные переходы, установить искусственные неровности, а также ограждения, которые бы препятствовали выходу на дорогу во всех прочих местах, исключить возможность двусторонней парковки, модернизировать освещение и так далее. По его словам, обращения в соответствующие службы пока не изменили ситуацию.

Реагируют только на полицейских

Чтобы увидеть все своими глазами, мы приехали в тот самый проезд.

— Особенность Серебрянки в том, что жилой массив здесь как бы уходит вглубь. И ответвления от проспекта Рокоссовского — дворовые проезды — очень широкие, прямые. У водителей нет ощущения, что это жилая зона: идет дорога, у нас есть улицы такой же ширины. Плюс конкретно в этом проезде располагается станция скорой помощи, из-за чего он тоже может быть шире других. В других районах не так. Допустим, улица Притыцкого: с нее сворачиваешь и сразу понимаешь, что ты на дворовой территории: узко, тесно, дорога изгибается, со всех сторон стоят машины, — подмечает Краснов.

С первых же метров становится понятно: пешеходы здесь ходят там, где им удобно — то есть везде. Все как и на любой другой дворовой территории, просто здесь дорога шире. Но и много объектов притяжения: магазины, аптека, школы. При этом водители ведут себя довольно рискованно.

— Это же жилая зона — скорость не более 20 км/ч, пешеходы могут выходить на дорогу в любом месте. И это важно учитывать. Но есть такое наблюдение: у нас повсеместно носятся в жилых зонах. Некоторые водители просто не воспринимают такие дороги как дворовую территорию, где нужно медленно ехать, — говорит преподаватель.

Правила дорожного движения (п. 137.1):

в жилой и пешеходной зонах, на прилегающей территории водителям механических транспортных средств запрещается движение со скоростью более 20 км/ч.

Почему, обсуждая дворовые ДТП, мы часто говорим о детях? Не столько потому, что они беспечнее остальных, ведь взрослые, чувствуя себя в безопасности (они же возле дома, что тут может случиться), тоже выходят на дорогу не особо глядя по сторонам. Дети небольшого роста — их сложно увидеть заранее из-за стоящих машин, и они сами до последнего могут не видеть дорогу, бегут наугад.

От ребенка на улице узнаем, что школа работает в две смены. То есть дети через дорогу вообще целый день ходят — и утром, и вечером.

 — Безопасность детей полностью зависит от взрослых. И ничего с этим не сделать: сколько ни воспитывай, сколько ни объясняй — ребенок все равно может вытворить то, что захочет, — отмечает инструктор.

— Зачем нужно снижать скорость? Не столько чтобы соблюсти требование пункта ПДД или чтобы не наказали инспекторы. Ехать медленнее нужно для того, чтобы самому себе дать время на реакцию: чем медленнее скорость, тем больше шансов не попасть в беду.

Мы со стороны наблюдаем, как Mercedes движется по проезду с приличной скоростью. У нас нет радара, но сложно поверить в то, что это 20 км/ч. Перед одним «лежачим полицейским» водитель притормаживает, затем разгоняется, долетает до следующего «лежачего» и снова замедляется. Вот этот отрезок между двумя неровностями кажется наиболее опасным: здесь вообще не тормозят, здесь слишком резво разгоняются.

— Незатратный способ повлиять на ситуацию — увеличить число искусственных неровностей. Ездить будет неудобно, но ездить будут медленнее, станет безопаснее, — говорит ведущий рубрики.

С оборудованием пешеходных переходов не все так однозначно. Ведь это уже жилая зона, и есть ли смысл отменять это? Наличие «зебры» может спровоцировать водителей ослабить внимание там, где перехода нет. А люди привыкли ходить так, как им удобно, и привычки меняются небыстро. Придется перекрыть все кругом забором — драконовская мера.

Нестыковка в ПДД: кто должен уступать?

Вот вам загадка: кто должен уступать на перекрестках в таких проездах?

— Водитель, который только съехал с проспекта, считает, что у него главная дорога. С другой стороны, должен работать принцип помехи справа, и этот водитель должен уступать. Случаются ДТП, которые потом очень непросто разбирать, — рассказал Краснов.

Правила дорожного движения

На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства, кроме трамвая, обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (п. 110).

При выезде из жилой и пешеходной зон, с прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, велосипедистам, всадникам, предоставить преимущество пешеходам, путь движения которых они пересекают (п. 136).

Главная дорога — дорога, обозначенная дорожными знаками «Главная дорога», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» или «Дорога для автомобилей», по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон (п. 2.11).

— В ПДД есть нестыковка. Все это — жилая зона. Знаков приоритета нет, то есть все перекрестки равнозначные? Тогда нужно разъезжаться по помехе справа. При этом есть общий проезд, к которому примыкают выезды со дворов. То есть у нас тут выезды с прилегающих территорий в рамках одной большой жилой зоны.

В любом случае при скорости 20 км/ч на этой территории вообще не должны случаться ДТП.

Я еду, и я помню, что здесь должен двигаться со скоростью не более 20 км/ч, уступать пешеходам, уступать всем вообще, включая тех, кто подъезжает справа — просто даже на всякий случай, — отмечает преподаватель.

Эксперимент Краснова

Краснов тем временем проводит эксперимент с контролируемым риском: он просто переходит дорогу в жилой зоне, когда по дороге движется автомобиль. Инструктор не прыгает под колеса, а расчетливо оставляет возможность себя заметить и замедлиться. Но воспользуется ли этим водитель? Нет, оба раза Краснов мог попасть под машину, если бы сделал еще шаг-другой.

— Вот так все и происходит. Водитель должен был меня видеть, он мог заметить, как я подходил к дороге: я заметный, в красной куртке, плюс я достаточно высокий. А я выхожу на дорогу, и для человека за рулем это полная неожиданность: настолько, что он даже не успевает сообразить, как быть. Он даже не тормозит: как ехал — так и едет, — возмущен ведущий рубрики.

— Нужно ехать с постоянной мыслью: где пешеход? Если такая мысль все время будет в голове — ты будешь его искать, будешь готов к его появлению, и все будет нормально.

— А здесь видно, что люди едут и абсолютно не думают о том, что кто-то может выйти на дорогу. Плюс здесь слишком высокие для такого места скорости. И в итоге у водителей действительно не остается времени. Наверное, во время подготовки им это не объяснили, их не тренировали, не натаскивали, или они не усвоили эту тему. Автомобилисты не готовы к появлению пешеходов, они реагируют по факту, не понимают потенциальную опасность дорожной обстановки. И как следствие, происходит то, о чем потом пишут в новостях, — отмечает инструктор.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by