Поместите население трех Беларусей в один огромный город. Получится Шанхай. В его масштабах человек теряется, чувствует себя муравьишкой. Концентрированный Шанхай в одном здании — так можно охарактеризовать прошедший на прошлой неделе автосалон. Туда приехали всевозможные китайские и европейские бренды показать достижения последних лет. А посмотреть на это прибыло, похоже, не менее миллиона человек. Вместе с представителями компании WESTMOTORS, оказывающей помощь в доставке машин в Минск, мы также посетили главное автошоу Азии. За новинками от автопроизводителей можно было следить из наших новостей. В этом материале — не только про дебютантов, но и про атмосферу необычности и даже странности на выставке, которая не может не покорить своим размахом.
О том, что намечается нечто поистине масштабное, стало понятно еще в аэропорту. Шанхай может похвастаться массой достопримечательностей, но гостей города огромными баннерами приглашали именно на автошоу. Правда, просто так туда было не попасть. Во-первых, стоит упомянуть, что в современном Китае наличные деньги и карты не в приоритете. Абсолютное большинство магазинов пластику и бумаге предпочитают мобильные приложения — WeChat и AliPay. То есть платежи проходят с помощью сканирования QR-кода личного кошелька на смартфоне. Соответственно, при каждой оплате нужен мобильный интернет, без местной SIM-карты не обойтись.
К чему это отступление о финансовой жизни КНР? Дело в том, что в этом году на Шанхайском автосалоне впервые за многие годы ввели плату — 100 юаней в выходные и 50 в будни. «Обычно подобные выставки проходят с бесплатным входом, — пояснил наш гид с типичным китайским именем Ли. — Но на сей раз решили собирать минимальную плату (эквивалент 15 и 7 долларов) — очевидно, чтобы отсеять случайных посетителей, сократить число визитеров. Во время пандемии китайцы соскучились по разным мероприятиям и сейчас, после снятия ограничений, активно ходят всюду, даже на давно отсмотренные музейные выставки». В таком случае сложно представить, сколько бы человек пришло на автосалон, учитывая гигантские очереди на входе и человеческие пробки у стендов автопроизводителей, имевшие место и при введении платы.
Билеты можно было купить только заранее. День в день — никак. Пропуск полностью автоматизированный, исключающий человеческий фактор и возможность провести «кого-то своего»: дополнительные входы в здание были наглухо закрыты, а пропускная система работала либо через те же QR-коды, привязанные к паспорту (для китайцев), либо по Face-ID (для иностранцев).
Производители автомобилей, запчастей и оборудования заняли семь из восьми павильонов огромного двухэтажного Национального выставочного центра Шанхая в форме четырехлистника. Чтобы представлять размах, сравним территорию этого здания с разместившимся неподалеку аэропортом — центр занимает примерно пятую часть аэровокзала. Для большего понимания приведем и схему половинки одного лепестка четырехлистника.
Так много машин и так много людей в одном месте мы еще не видели. Это «очень много» касалось и полиции: местная ГАИ перекрыла дороги у выставочного центра, в павильонах помимо охранников, нанятых производителями и самим комплексом, в толпе легко можно было различить людей в форме с плакатами. Транспоранты призывали следить за своими вещами и соблюдать правила безопасности.
А вот за легкими проявлениями промышленного шпионажа полиция не следила. Это на европейских выставках уже не вызывают особого удивления мужчины азиатской внешности с блокнотами и рулетками, снимающие мерки с кузовных деталей. Но чтобы китайцы копировали у китайцев… С другой стороны, маленькие заводики тоже хотят выпускать расходники для крупных производителей. Одним словом, сегодня выставка, а завтра ищите недорогую альтернативу на Ali.
Расхожая фраза, подходящая для всех автовыставок, — «даже не думайте пытаться обойти все стенды, на это уйдет несколько дней». Так и здесь. За трехлетний перерыв по презентациям соскучились не только посетители, но и сами производители. Многие привезли отнюдь не новинки, а просто весь актуальный модельный ряд. Другие же, наоборот, спешили удивить концептами — им было важно подчеркнуть, что они не сидели в ковидные годы сложа руки.
Сконцентрируемся на тех марках, которые считаются наиболее перспективными для привоза в Беларусь. «Хорошим спросом в нашей стране пользуются китайские бренды BYD, Li, Zeekr, Voyah, — заметили представители WESTMOTORS. — Еще заказывают Geely, Honda M-NV, Volkswagen ID 4 и 6 из КНР. Для нас интересно наладить поставки в РБ в первую очередь этих машин: как новых, так и б/у с минимальным пробегом. Производители и экспортеры, как оказалось, тоже заинтересованы в таком сотрудничестве». Работа, безусловно, не обошлась без местного колорита. О специфике торговли новыми и б\у машинами внутри Китая, а также об этапах пригона автомобиля из КНР в Беларусь мы расскажем в отдельных материалах.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
BYD
Компания, чье название расшифровывается как Build Your Dreams, в нашей стране известна в первую очередь благодаря электромобилям, хотя на родине выпускает и авто с ДВС. В прошлом году одна белорусская фирма заявляла о старте официальных поставок BYD, хотя на заводе такую возможность отрицали. Как бы то ни было, в Китае марка возглавляет топ продаж, а в РБ ее модели заказывают регулярно.
Самой главной новинкой стенда BYD называют электрический хетчбэк Seagull. Ему пророчат роль бестселлера не только на китайском рынке, но и в Восточной Европе. Конечно, все дело в цене — в пересчете она составляет чуть меньше $11 000. Доступны два варианта: с батареей емкостью 30 кВт·ч, электромотором на 75 л. с. и запасом хода в 305 км, а также с батареей емкостью 38 кВт·ч, электромотором на 102 л. с. и с запасом хода в 405 км.
Еще из интересных новинок производителя стоит выделить седан класса B+ с подключаемой гибридной системой Chaser 07 (Destroyer 07), с запасом хода в 200 км и Song L.
Zeekr
Это «электрический» суббренд Geely, с которым компания собирается захватить европейский рынок. У марки не так много моделей. В основном на слуху лифтбэк 001, способный проехать на одном заряде 712 км, и люксовый минивэн 009 с запасом в 676 км. Но главной новинкой Шанхая-2023 от бренда стал компактный Zeekr X.
Машину оснастят батареей емкостью 66 кВт·ч (позаимствована как раз у Smart), а запас хода на одном заряде составит от 500 до 560 км. Производитель утверждает, что до скорости в 100 км/ч наиболее мощная версия нового электромобиля сможет разогнаться за 3,7 секунды. В Китае диапазон цен на Zeekr X варьируется от $27 600 до $30 500.
Li Auto
Недавно мы тестировали гибрид Li One и вынуждены были признать, что это машина совершенно иного уровня, чем мы привыкли думать о «китайцах». Автомобиль стал хитом на родине — за счет большого количества опций и вполне доступной для модели такого уровня цены. В нашей стране One с пробегом до 40 000 км обойдется примерно в $40 000 в эквиваленте.
Если в 2020-м было продано 33 457 машины Li Auto, то в 2022-м уже 133 246. И компания дала четко понять, что собирается расти. Заявлено, что в течение следующей пары лет автомобильный бренд выпустит пять моделей. На выставке можно было посмотреть на Li L7, L8 и L9. Последнюю модель — последовательный гибрид с двумя электродвигателями суммарной мощностью 449 л. с., питающимися от батареи в 44,5 кВт·ч, — в РБ продают за эквивалент $75 000. Запас хода исключительно на электротяге — до 215 км.
Voyah
Компания представила обновленный кроссовер Free. Силовая установка электрического Voyah останется прежней. Однако последовательно-гибридные комплектации получат новый 1,5-литровый турбомотор мощностью в 150 л. с. вместо прежнего 109-сильного. ДВС не связан напрямую с колесами и выступает в качестве генератора для батареи, что увеличивает запас хода на одной зарядке.
Также был представлен электрический седан Passion. Он оснащен двумя электромоторами с суммарной отдачей 510 л. с. и 730 Н·м. До первой сотни электрокар способен ускоряться за 3,8 секунды. Доступны две версии: с батареей емкостью 82 кВт·ч и запасом хода в 483 км и с увеличенной батареей емкостью 109 кВт·ч и ожидаемым запасом хода в 608 км.
Geely
Для начала стоит сказать, что на стенде компании нельзя было найти ни одной машины, которые продаются в нашей стране. Представитель Geely дал нам четко понять: «Emgrand, Atlas, Coolray, Tugella, Monjaro, Okavango — это для экспорта. Зато посмотрите, какую красоту мы продаем здесь для своих!»
Парень не соврал — стенд на самом деле впечатляет. Чего стоят только кроссовер Galaxy L7 или концепт Galaxy Light.
Безусловно, похвастать новинками приехали также европейские и американские бренды: Audi, BMW, Volkswagen, Mercedes, Toyota, Honda, Nissan, Subaru, Chevrolet, Buick, Ford, Volvo, Hyundai, Kia, Land Rover и другие. Быстро пробежимся по стендам этих производителей и покажем самое интересное.
А в следующей подборке — то, что на домашнем поле показали публике китайские бренды, которые присутствуют на нашем рынке и представлены официальными дилерами: Exeed, Haval, Chery, JAC, FAW Bestune.
Особое развлечение для посетителей подобных выставок — ходить от стенда к стенду в поисках призов. И если на минском «Моторшоу» раздавали в основном листовки, блокноты и ручки, то в Шанхае можно было выиграть намного более ценные вещи. Практически каждый бренд устраивал какой-либо квест на своем павильоне. В финале ждал сюрприз. Судя по очередям, до финиша в этом испытании доходили многие.
Здесь нужно сфотографироваться, тут — подписаться на аккаунт с новостями в WeChat или собрать пазл, там — потанцевать, пройти игру в VR-шлеме или погонять по трассе с помощью симулятора.
Отдельный кайф — разглядывать двигатели, батареи, машины в разрезе, изучать строение тележек электромобилей или даже сканировать кузова легковушек.
Правда, не все стенды были доступны для детального рассмотрения и фотографирования. Целое крыло выставочного комплекса было посвящено инновационным разработкам. Некоторые из них показывали исключительно за занавесом и только после прохождения регистрации по Face-ID. Что презентовали? От новых материалов для кузовов до специальных фонарей и фар, от систем замены батарей до разработок в сфере электромоторов, от устройств по распознаванию эмоций на лице водителя до готовых автопилотируемых моделей. Как уже было сказано, разрешали фотографировать далеко не все.
Что примечательно, отдельные производители предусмотрели зоны для детских игр и поделок. Но на этом не остановились: подобные островки обустроили и специально для женщин (Geely, например, предлагала делать композиции из кактусов), чтобы дамы могли что-то смастерить, склеить или даже сшить, пока джентльмены рассматривают машинки.
А рассматривают китайцы автомобили весьма активно: включают все, что можно включить, обязательно заглянут в багажник и под крышку капота, испытают кресла на устойчивость. Была бы возможность — уехали бы на тест-драйв прямо с выставки. Одним словом, ведут себя так, будто не знакомятся, а вот-вот купят машину. Люксовые бренды предусмотрительно оградили свои модели или подпускали людей малыми группами.
Главным движем у стендов были танцы. Как выяснилось, в КНР очень любят синхронную хореографию. Стоило только зазвучать первым аккордам композиции — все посетители сразу сбегались посмотреть на шоу. Бренды помоложе приглашали танцоров в стиле hip-hop, а те, что посолиднее — например, выпускающие правительственные лимузины Hongqi, — не постеснялись замахнуться на балет.
Не обошлось на выставке и без эксцессов. Даже по китайскому телевидению показывали сюжет об инциденте с мороженым. Парень-азиат подошел к стенду Mini и попросил у девушки, работающей на выставке, порцию десерта. Та отказала. А уже вскоре передала мороженое мужчине с европейской внешностью. Позже Mini объяснила, что иностранец — член «своей» группы BMW, принесла официальные извинения, но видео инцидента за пару дней успело набрать в китайской соцсети Weibo более 93 млн просмотров и обрасти массой негативных комментариев.
В целом же рынок КНР для многих европейских компаний имеет большое значение. Не стоит недооценивать китайских производителей и нам в Беларуси. Представители того же BMW подчеркивали: «Китай опережает автомобильные тенденции». Похоже, Шанхайский автосалон доказывает этот тезис. Обычно в таких случаях говорят лаконично: «Просто космос».
Ну а в завершение репортажа публикуем фотоподборку с девушками Шанхайского автосалона. Никаких гендерных стереотипов — только чистая эстетика.
Компания WESTMOTORS оказывает услуги подбора и организации доставки автомобилей из Китая, США, Европы, Кореи и ОАЭ в Беларусь.
Подробную консультацию по приобретению автомобилей из-за границы можно получить у специалистов компании по телефону +375 29 170 70 01 (Telegram, Viber, WhatsApp).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by