В конце сентября в российских СМИ распространилась новость о поставках на рынок РФ электрокаров китайской компании BYD. В качестве поставщика упоминалась белорусская компания SGP. При этом серьезность бизнеса тут же поставили под сомнение: «BYD из всех проектов в Беларуси официально вышла». Мы решили выяснить, где правда в этой истории.
Первая новость о желании белорусов продавать в России китайские электрокары появилась в «Ведомостях». «SGP хочет выйти на рынок уже в 2023 году, — говорилось в публикации. — Компания занимается созданием транспортной экосистемы, внедрением и популяризацией электромобилей для пассажирских перевозок в стране. С электромобилями BYD она работает в тестовом режиме. Источник издания указывает, что SGP получила разрешение продавать электрокары BYD на всем пространстве СНГ, квота на следующий год составляет до 150 тысяч машин. Белорусы уже подали документы в Росстандарт на получение Одобрения типа транспортного средства на три модели: седан Qin Plus, хетчбэк Dolphin и кроссовер Song Plus. В 2023 году компания приступит к сертификации седана премиум-класса Han и кроссовера Tang. Всего же в предварительном прайс-листе компании для российского рынка обозначено восемь моделей BYD».
«Последние модели BYD выглядят очень хорошо, и они могли бы понравиться россиянам, — отмечало издание. — Но Россия сейчас вряд ли сможет обеспечить себя необходимой для таких машин зарядной инфраструктурой, и, значит, на большие объемы продаж рассчитывать не приходится. По итогам 2021 года, по подсчетам „Автостата“, в РФ было 16,5 тысячи электрокаров. А согласно Концепции по развитию производства и использования электрического автотранспорта в России предполагалось, что к 2030 году будет более 1,4 миллиона EV».
В той же публикации были высказаны и сомнения: «BYD из всех проектов в РБ официально вышла. С ними пытались договориться о производстве, но из-за санкций они отказались. Китайская компания вряд ли будет принимать предложения о сотрудничестве на фоне геополитической ситуации: у нее динамично развиваются продажи на других рынках».
Российский портал «Китайские автомобили» заявил: «В самой компании BYD о планах белорусов ничего не знают. Официальный представитель BYD опроверг информацию. В частном порядке машины марки все чаще появляются в РФ и той же Беларуси. Однако в самой компании ни разу официально не обозначили интерес к этой теме».
Приводят цитату «информированного участника авторынка»: «Я задал представителю BYD вопрос, правда ли, что белорусская компания SGP выбрана дистрибьютором BYD в Таможенном союзе, и он четко ответил: „Нет“. А на уточняющий вопрос, может ли идти речь о сотрудничестве, например, с будущим заводом марки в Узбекистане или каким-либо другим импортером, добавил: „Это невозможно“».
В редакцию Onlíner еще в августе пришло приглашение на «большую презентацию BYD в Минске в конце сентября» от SGP. Однако сентябрь закончился, а мероприятие так и не состоялось. По словам представителей компании, они приняли решение о переносе презентации на октябрь. Мы решили уточнить у представителя фирмы нынешнее положение дел.
— Информацию в российских СМИ, возможно, распространил кто-то из наших партнеров. Мы не выступали в качестве спикеров и не намерены были давать инфоповод раньше времени. А время это, по нашим планам, должно было наступить именно при презентации модельного ряда BYD в Минске. Она была запланирована на 22 сентября. Но наш автовоз с образцами для презентации застрял на границе при выезде из Китая. Его задержали в провинции, в которой неожиданно объявили карантин из-за роста заболеваемости COVID. Нам пришлось организовывать целую спасательную операцию: размещать водителей в отеле, перевозить авто в другую провинцию (где нет карантина) и повторно оформлять документы уже там. Сейчас автовоз находится в очереди на границе Китая с Казахстаном, и в ближайшее время мы объявим точные даты презентации в Минске.
— Из-за COVID-ограничений в Китае мы вынуждены были перенести презентацию на октябрь. А в данный момент намереваемся выступить на форуме «Такси-2022» в Сочи (6—7 октября), где представим наши возможности.
— Мы начали строить проект «Экосистема SGP» в конце прошлого года. Пробные партии машин начали возить в начале 2022-го. За это время мы выстроили большую сеть партнеров во всех семи направлениях экосистемы: в электромобилях, финансах, обслуживании, запчастях, зарядных станциях, страховании и смарт-парке. Генеральным партнером экосистемы в странах СНГ выступает Ассоциация перевозчиков и диспетчеров такси. Сейчас уже договорились с многими российскими партнерами о входе в экосистему SGP — с дилерами, лизинговыми компаниями, банками, поставщиками комплектующих и сервисного обслуживания. С многими партнерами уже заключены соглашения. Но стартуем именно в Беларуси, потому что здесь самая развитая инфраструктура для электрокаров среди стран СНГ.
— Мы намеренно отказывались от предзаказов, потому что хотели вначале показать автомобили вживую. Хотя находятся и такие клиенты, которые готовы заказывать «электричку» по фотографии и описанию. Самая доступная в линейке BYD — Dolphin с запасом хода в 400 км. Максимальная мощность двигателя — 130 кВт, емкость батареи — 45 кВт·ч. Стоит от $30 тысяч в эквиваленте с учетом доставки в гарантированные сроки (до 60 календарных дней), предпродажной инспекции, адаптации бортового компьютера и порта зарядки.
— Также в скором времени на рынке появятся седаны Qin Plus (запас хода 600 км), Han (610 км), Seal (650 км), кроссоверы Yuan Plus (510 км), Song Plus (500 км), Tang (635 км). Последний — самый дорогой автомобиль — будет стоить от $55 тысяч по курсу.
— В Белорусскую автомобильную ассоциацию не поступали заявления от компании SGP о приеме, — прокомментировал Сергей Варивода, председатель правления БАА. — А условием приема является контракт и официальные права на поставку той или иной марки ТС. Коммерческие планы компании не могу комментировать, потому как не видел документы, подтверждающие их права на импорт марки. Теоретически импорт автомобилей BYD в Беларусь возможен. Практически же импортер помимо получения прав от правообладателя (производителя в данном случае) должен еще выполнить требования национального и евразийского законодательства, регулирующего условия выпуска ТС в свободное обращение (в первую очередь речь об оценке соответствия техрегламенту). Я ничего не слышал о начале таких процедур. В базе данных одобрений типа ТС ЕврАзЭС таких сведений тоже не видел. На мой взгляд, говорить об этом сейчас преждевременно.
— Не исключаю, что отдельные игроки белорусского рынка попытаются наладить каналы так называемого параллельного импорта (как мне видится, неорганизованного) из любых стран, в том числе Китая, в Беларусь, — дополнил Сергей Варивода. — Но тогда речь идет о единичных ТС. Построить официальный легальный бизнес в соответствии с действующим законодательством при таком ввозе невозможно. Это бизнес для индивидуалов, отдельных граждан, которые могут ввезти авто откуда бы то ни было, провести его оценку соответствия по упрощенной процедуре, называемой СБКТС. После — поставить на учет, снять с учета и продать на рынке. Но это не дилерский бизнес. Дистанция от него до организации работы участников БАА очень большая. Вряд ли в ближайшее время мы будем рассматривать заявки от подобных импортеров.
Представитель БАА подчеркнул: на рынке Беларуси уже присутствуют электромобили BYD, ввозимые отдельными бизнес-структурами. Действительно, рассказ о флагмане BYD — седане HAN — мы публиковали еще в мае 2022 года. В том материале владелец утверждал, что реальные замеры запаса хода показывали значение в 320—350 км при скорости 100—110 км/ч (в сравнении с заводскими обещаниями в 500—550 км, но по циклу NEDC). В целом хозяин говорил о машине в положительном ключе, особенно делая акцент на масштабном наборе опций.
Также мы направили запрос на получение информации в представительство BYD Europe B.V. (Нидерланды). Опубликуем ответ, как только получим.
Auto. Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by