Весной 2021 года в Могилеве горел автомобиль Tesla Model 3 2018 года выпуска. Огонь практически уничтожил машину. Изначально в качестве предполагаемой причины возгорания называли нарушение правил эксплуатации электросетей и электрооборудования. Недавно Госкомитет судэкспертиз распространил выводы исследований: оказывается, вcе дело в некачественном ремонте.
«Сотрудники обнаружили в Tesla крепление отдельных деталей на саморезы, следы сварки конструктивных элементов, соединение электрических проводов между собой скруткой, — цитирует журнал „Служба спасения“ ГКСЭ. — Электрическую сеть в машине запитали от высоковольтной батареи, минуя пиропатрон защиты. Начался пожар в багажном отделении. Предшествовала же загоранию периодическая саморазрядка аккумулятора. Загоревшийся возле мастерской в Могилеве электромобиль Tesla — пример некачественного ремонта».
Эксперты привели и другие примеры пожаров (для авто с ДВС), случившихся после ремонтов: «В Гродно через некоторое время после починки при запуске двигателя загорелся Chrysler 2007 года выпуска. Техническая причина пожара — источник огня или высокой температуры, связанный с неисправностью топливной системы. В результате ее разгерметизации топливо попало на близлежащие узлы и агрегаты моторного отсека, испарилось и привело к воспламенению образовавшейся горючей среды. Источником зажигания в этом случае могла стать электрическая искра при нормальной работе сети или обратном проскоке пламени.
Подобная ситуация произошла в областном центре с Volvo. На этот раз топливная система разгерметизировалась из-за плохо закрепленной форсунки топливного цилиндра. И когда та вышла из посадочного отверстия, топливо оказалось на узлах и агрегатах моторного отсека.
Был случай, когда автомобиль загорелся из-за деформации подвески. Автомобиль чрезмерно нагрузили, тепловая энергия, выделившаяся при трении, стала источником воспламенения. Заднее колесо начало тереться о нижние элементы кузова, от чего потом и возник пожар».
В целом автопожары происходят последовательно. На скорость развития, в частности, влияет место его возникновения: салон, моторный отсек или багажный. Если горение начнется в моторном отсеке, примерно через 10 минут огонь перекинется в салон. Еще две-три минуты — и пламя охватит его полностью.
Процесс развития пожара делят на три периода: «Представим, что источник зажигания на заднем сидении. Первый этап — переход из сравнительно небольшого очага в общее горение в объеме салона. Уйти на это может от нескольких секунд до нескольких минут. Далее разрушится остекление, что при открытых окнах и дверях займет около 6 минут. На втором этапе пламя уничтожит до 80 процентов горючего материала. Ориентировочно через полчаса загорятся моторный и багажный отсеки. Спустя еще 15—20 минут будут тлеть сидения, шины, отделочные и конструктивные материалы. В общей сложности через час пройдет и третий этап — затухание пожара. Взрываются машины редко, громкие хлопки — заслуга шин, амортизаторов или пружин.
Выиграть время можно разве что на начальной стадии, когда площадь горения небольшая. Советуют заглушить двигатель, освободить замок капота и отключить аккумулятор, при надобности — воспользоваться огнетушителем (углекислотным или порошковым). Может и не получиться ликвидировать пламя, но эти действия помогут сдержать пламя до приезда работников МЧС. Типичная ошибка — когда при загорании в салоне открывают окна и двери, при горении в подкапотном пространстве — открывают капот полностью. Наоборот, доступ кислорода, поддерживающего горение, лучше ограничить. Подавать вещество из огнетушителя эффективнее дозированно, сдерживая процесс горения, а не расходовать весь заряд».
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by