КРАСНОВ

Кто может обучать вождению до автошколы и зачем вообще этим заниматься? Разбор с Красновым

25 273
12 мая 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Кто может обучать вождению до автошколы и зачем вообще этим заниматься? Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка

Вы помните, как впервые сели за руль автомобиля? Кто был первым учителем: инструктор автошколы или папа, который усаживал на колени и давал порулить? Сейчас у людей практически нет возможности учиться вождению самостоятельно, то есть без квалифицированного инструктора. Поэтому многие идут в автошколу с нуля и, как следствие, испытывают значительные трудности и во время обучения, и затем на дороге. Почему так происходит и что делать — об этом мы поговорили с Юрием Красновым и Виталием Жуковским, преподавателями, инструкторами по вождению.

С папой было классно, но это было давно

— Я всегда был и остаюсь сторонником того, чтобы у человека была возможность обучаться вождению еще до автошколы. Система подготовки водителей легковых машин — это во всем мире так — изначально заточена под то, что в автошколу приходят люди, которые умеют управлять автомобилем. Они могут не знать всех правил, но навыки у них уже должны быть, — начинает ведущий рубрики.

Краснов машинами грезил с детства — классическая история. Много ездил с отцом, открыв рот, наблюдал, как тот ведет автомобиль, просил разрешения попереключать скорости или порулить.

— Еще раньше я осваивал процесс в том виде, в котором это могло быть интересно для ребенка. Помню, у меня была игра, где нужно было расставлять фишки: соединять образ дорожного знака с его названием — у меня хорошо получалось. Потом у меня появилась игра «За рулем»: машинка ездит по кругу, а ты крутишь руль, управляешь ею, переключаешь скорости — было очень интересно, я буквально целыми днями за ней просиживал, — мечтательно говорит матерый преподаватель.

Он сам — пример того, что есть люди, которым машины интересны с детства, которые тянутся к этой теме всеми доступными средствами. Как итог, получение навыков вождения дается им проще, чем остальным. Загвоздка в том, что доступных средств стало меньше.

— Сейчас у людей нет возможности заниматься вождением самостоятельно. Раньше папа мог брать сына и с 16 лет самостоятельно учить его водить машину. Повесил две буквы «У» спереди и сзади — и давай. Сначала на проселке, где никого нет, потом еще где-то. И меня так папа учил. В итоге когда я пришел в автошколу, я уже умел ездить на машине. И затем я точно так же учил своего сына до автошколы, — отмечает специалист.

Такому курсанту автошколы обучение дается легко: он все уже умеет, остается как следует вызубрить правила да освоить с инструктором какие-то нюансы касательно того, как вести себя на дороге. Занятия идут впрок, голова уже не занята мыслями о том, как бы внезапно не заглохнуть.

Но сегодня все чаще встречаются другие примеры. У человека не было возможности или желания интересоваться машинами в детстве, до автошколы его тоже никто не учил. В результате на обучение он приходит с нуля.

— Правила дорожного движения быстро могут выучить все. Но когда садишься за руль — все иначе. И новички жалуются на то, что ничего не видят: ни знаков, ни светофоров, ни самой ситуации вокруг. Почему? Да потому, что машиной еще не умеют управлять, у них все внимание обращено на этот процесс. Так и получается, что все часы практики в автошколе уходят на знакомство с тематикой. Только что-то стало получаться — все, часы отработаны, иди сдавай экзамен в ГАИ. А на самом деле человек как сырым пришел в автошколу, так сырым из нее и выпустился, — разводит руками Краснов.

ПДД разрешают, а мест нет

Что интересно, в Правилах дорожного движения возможность обучения вождению предусмотрена.

Правила дорожного движения (п. 9.13):

водитель обязан обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при наличии у него водительского удостоверения и водительского стажа не менее двух лет.

— Вот только легального способа заниматься условно с папой теперь нет. Кое-где есть открытые и достаточно свободные площадки — стоянки, но они не подходят для обучения. Даже если там нет машин, это открытые для движения участки: приедет ГАИ — будет два протокола. Есть специальные закрытые площадки, но они недоступны для физлиц, — отмечает Виталий Жуковский. — Мне известен только один автодром в Минске — Минского государственного автомеханического колледжа. Туда можно приехать, заплатить деньги, получить чек и заниматься. Автодром неплохой, но небольшой. А других мест нет.

Между тем Краснов рассказал об уникальном месте, доступа куда нет не только у обычных водителей, но даже у инструкторов.

— Под Минском был замечательный автодром Центрального автомобильного учебного комбината — в Колядичах. Его закрыли и законсервировали. Уникальный объект! Таких было два на весь Союз: целый городок с километром дороги по периметру, с восьмерками, змейками, перекрестками со знаками приоритета, перекрестками с трамвайными рельсами, участками с разделительной полосой. Там все было, там такие штуки можно было бы выделывать! И все позарастало травой, все разрушается — это боль, — раздосадован ведущий рубрики.

Одна радость — «Стайки», Республиканский спортивно-технический центр ДОСААФ. Занятия там проводятся, но с инструкторами, самостоятельно покататься не выйдет.

Сергей Лапицкий, директор РСТЦ ДОСААФ:

— Чем больше человек проводит времени за рулем при подготовке — тем лучше. При этом важно, если это время он проводит рядом с профессионалом, причем не только профессионалом-водителем, но и своего рода психологом, товарищем, человеком, умудренным дорожным опытом.

Давайте говорить откровенно: как бы мы ни старались, в нынешней ситуации работа мастера производственного обучения поставлена на поток. В результате ожесточенной конкуренции автошкол эта работа зачастую не приносит больших денег. А дешевое не может быть качественным — мы это понимаем. Плюс изначально автошколы весьма ограничены программами подготовки водителей.

Вместе с тем у инструктора руки развязаны, он преподает по расширенной программе, его услуги при этом могут стоить значительно дороже. Человек, прошедший такую дополнительную подготовку, приходит в автошколу подготовленным как с точки зрения навыков, так и эмоционально. Он уже наездил большое количество часов рядом с профессионалом, получил правильные азы управления транспортным средством. Ему совершенно точно будет легче.

Справочно:

В РСТЦ ДОСААФ действует программа «Академия автоспорта». Туда набирают детей с 12 лет, которых обучают и готовят к автоспортивным соревнованиям. Не нужно говорить, что, получив такой опыт, эти ребята наверняка не будут иметь проблем с тем, чтобы отучиться в автошколе и сдать на права.

Крутим руль и ловим мячи

Если нельзя заниматься самостоятельно, остается один-единственный вариант освоить необходимые навыки и облегчить себе жизнь и в автошколе, и после нее — подготовительные занятия. У каждого преподавателя своя методика, Краснов и Жуковский познакомили нас с некоторыми собственными наработками.

— Первое, чему мы учим, — правильно крутить руль. Нельзя хорошо научить человека вождению, если он не умеет вращать рулевое колесо — это наша концепция. Причем в машине этому научиться невозможно, а на тренажере одно и то же упражнение можно повторять до автоматизма. В среднем, мы замечаем, требуется от 30 до 60 минут, чтобы выработался навык, притом иногда его нужно освежать, — рассказывает Виталий Жуковский.

Когда же рукам дается отдых, преподаватели объясняют ученику принципы маневрирования, основные понятия работы сцепления, трансмиссии и т. д.

— Вращение руля, как, впрочем, и любые упражнения на ловкость, развивают у человека способность к обучению. Он крутит руль, а в голове у него формируются нейронные связи, которые потом помогают и ногами лучше работать, и информацию быстрее воспринимать, — объясняет Юрий Краснов.

К слову, в этих же целях, а также для улучшения реакции, с учениками здесь проводят специальные занятия, используя импровизированные мечи, теннисные и волейбольные мячи, прочие предметы, которые в автошколах вы не увидите. Личное наблюдение: такие игры снимают напряженность и волнение, а также действительно улучшают ловкость.

— А ведь бывает, человек 10 минут мяч поймать не может — ну куда ему за руль? — то ли в шутку, то ли всерьез говорит инструктор.

— Я некоторым советую: ты не иди сразу в автошколу, походи год на волейбол, на теннис, на бадминтон. У тебя реакция, координация будут на порядок лучше, тебе легче будет.

Мальчики или девочки?

Любопытное наблюдение: парни хотят быстрее пройти этап с тренажерами в классе и сесть за руль настоящей машины.

— Мне с девочками нравится заниматься больше, чем с парнями. Девочки вдумчивее, они спокойно и терпеливо выполняют все задания. Парни — они не слушают. Они увидели — и сразу хотят повторять, торопятся, хотят пробовать. Пробуют — и ничего не получается. А все из-за того, что понимание пришло раньше, чем сформировался навык: ты уже знаешь как, но еще не можешь этого сделать. Но нарабатывать навык мальчикам скучно, им хочется скорее за руль — и ехать, — рассказывает ведущий рубрики.

— Кому-то кажется, что он уже умеет, а это не так. Он только знает, как надо уметь. В этом проблема автошкол: они не учат уметь, они учат знать, как надо уметь.

Означает ли это, что мальчики способнее девочек в обучении вождению?

— Бывает, такие мальчики приходят, что лучше трех девочек научить, — коротко отвечает Краснов.

Возраст — помеха?

— Молодежь действительно часто быстрее схватывает, — подтверждают инструкторы. — Прежде всего она не боится, она не знает слово «страшно», она не держит в голове последствия. Мы и по себе это замечаем: с возрастом начинаешь оценивать риски, понимать опасность, которой вообще не замечал раньше. Это не то чтобы стопорит, но требует определенных усилий для преодоления. Плюс навыки осваиваются чуть медленнее, появляется такая косность.

Да и забот у взрослого человека чаще больше. Приходит учиться, допустим, женщина, у которой муж, двое маленьких детей, работа, прием у врача, недосып и нет нормального графика. Она кое-как, может быть, поела (а может быть, и нет) и прибежала учиться — с какой скоростью она будет усваивать информацию?

— Ей нужно столько занятий, сколько требуется, чтобы она действительно научилась. А у автошколы программа, рассчитанное количество часов — и как быть? Я, если честно, даже слышал от своих взрослых курсанток: «Мне инструктор сказал, дескать, зачем я пошла в автошколу, ведь таким и экзамен не поставят». Все это ерунда, конечно. Просто инструктор понимает, что ему потребуется больше времени, а его нет. В автошколу взяли, оплату приняли, а потом такое психологическое давление, — посетовал Краснов.

Обучение на площадке

На площадке обучение продолжается так же кропотливо, элемент за элементом. Будут и стандартные «гаражи», эстакады и диагоналки, но прежде нужно освоить азы.

— На занятиях нужно учить маневрировать не только вперед. Перед выполнением стандартных упражнений, к примеру, мы учимся выполнять змейку задним ходом, движение по дуге, прочие специальные упражнения для того, чтобы человек мог на любой машине с любым типом кузова выполнить необходимый элемент. Это пригодится потом, уже после автошколы, на реальной дороге, где нет отсечек и столбиков, которые можно задевать в крайнем случае, — отмечают преподаватели.

Это не означает, что в автошколах плохо учат. Просто у автошкол, даже самых лучших, в действительности не так много времени на каждого курсанта, чтобы научить хорошо.

— Автошколам необходимо помогать, так как в тех условиях, в которых они существуют, инструкторы просто не успевают подготовить каждого человека для самостоятельного уверенного вождения. Ведь прежде чем подступить к более сложному этапу, нужно освоить простые навыки. А как это сделать, когда время ограничено до крайности? Выходит примерно так: первоклашек, которые еще не умеют ни писать, ни даже ручку держать, сразу просят написать сочинение «Как я провел лето», — сравнивает Краснов.

Возможно, поэтому в некоторых странах сохранена практика личного обучения: сдал ПДД, а затем с любым своим знакомым (или с инструктором) на любом автомобиле занимаешься, учишься водить.

— Наработка навыков, доведение их до автоматизма — это длительный процесс. Но по ходу ты учишься понимать автомобиль, его устройство, законы, по которым он движется. Если вывалить на человека такой объем информации за короткое время, то он просто не усвоит 80% полученных сведений. Тогда для чего вообще этим заниматься в такой форме? — задается вопросом преподаватель. — Курсанты, с которыми я общаюсь, часто жалуются на давление, которое на них оказывается в автошколе: нужно все делать быстрее. Быстрее тренируйся, быстрее осваивай, быстрее сдавай. А если не получается быстрее? Занятия уже закончились, нужно идти в ГАИ, а материал не усвоен.

Между тем, занимаясь параллельно, можно достичь заметных успехов.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Автоинструктор Краснов Минск (@yurykrasnov)

Занятия вне программы автошколы позволяют в спокойном режиме, без зачетов и экзаменов, обучаться вождению.

— Каждое упражнение нужно отрабатывать столько, сколько необходимо конкретному человеку. Не получается одно упражнение, ступор — будем отрабатывать навык на другом. Придет такой человек в автошколу — и он уже умеет управлять автомобилем. Он все свои занятия там проводит с пользой, он прокачивается, совершенствуется. Освоили азы — переходим на следующий этап, учимся взаимодействовать на дороге с другими людьми и делать это безопасно, — делится своим видением инструктор.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by