Китайский плагиат. Какие машины выпускают сегодня компании из КНР, скандально прославившиеся своими копиями?

26 023
18 мая 2023 в 8:00

Китайский плагиат. Какие машины выпускают сегодня компании из КНР, скандально прославившиеся своими копиями?

В середине 2010-х по КНР прокатилась волна громких судов с китайскими брендами. Например, BMW судилась с автопроизводителем ShuangHuan из-за клонов X5 и Smart и выиграла тяжбу. Со временем ShuangHuan вынужден был закрыться. К началу этого десятилетия штамповка реплик прекратилась, хотя и сейчас на улицах китайских городов можно встретить автомобили местного производства, уж больно похожие на «европейцев». Однако нельзя не признать, что КНР сделала серьезный шаг на пути к оригинальному дизайну. Насколько большой? Вместе с представителями компании WESTMOTORS, оказывающей помощь в доставке машин из-за границы в Беларусь, мы решили взглянуть, какие модели сегодня презентуют фирмы, получившие дурную славу из-за клонов.

— Это правда, что в китайской культуре сделать копию — не зазорно? — спрашиваем у гида по Шанхаю.

— Абсолютно. Мы считаем, при развитии можно копировать, чтобы потом создать свое. Как с учителем: сначала впитываешь его знания, и только после рождаются новые, собственное творчество. Если похожий по дизайну товар сильно дешевле оригинала, то в чем тогда обман? — говорит наш проводник с типичным китайским именем Ли. — Всем было известно, что качество автокопий — обычное или даже не очень, но цена подкупала. Сейчас, с ростом автопроизводителей, отношение к явлению изменилось — слишком большой выбор разных машин, чтобы присматриваться к покупке клонов. Их в целом стало меньше. Хотя иногда встречаются.

Копия Range Rover под названием Land Wind в естественной среде обитания — на улице Шанхая

Откуда взялись клоны автомобилей? Кратко об истории

В 1980-х Китай взял курс на новую экономическую политику. Идея была такой: прямые инвестиции из-за рубежа открывают дорогу к знаниям в области технологий и управления. Начали открывать особые экономические зоны: с иностранцев — инвестиции и технологии, а им в ответ — доступ к рынку и мизерные траты на производство. Последние на тот момент ноу-хау стали известны и спецам из КНР. А раз есть знания, почему бы не делать почти те же самые продукты, только дешевле?

Одним из первых таких совместных предприятий стал завод Volkswagen, его открыли в Шанхае в 1978 году. В начале 1990-х запустили производство FAW-Volkswagen в Чанчуне. Спустя около десяти лет работы на этих предприятиях опытные сотрудники уже могли клонировать и собирать собственный автомобиль. Со временем капиталы китайских автокомпаний росли, они смогли позволить себе перекупать европейских дизайнеров. Например, недавно зашедший на наш рынок JAC не скрывает, а даже гордится: «К внешности седана J7 вопросов быть не может: над экстерьером поработал Даниэль Гальоне — дизайнер Alfa Romeo и Maserati».

Таким образом началась новая эра оригинального дизайна автомобилей из КНР. И, надо сказать, теперь это совсем другой уровень, оснащение некоторых китайских моделей покруче, чем у современных европейских. Представители того же BMW, которые еще десять лет назад судились с ShuangHuan за экстерьер X5, сегодня признают: «Китай опережает автомобильные тенденции». Давайте посмотрим, как именно.

BAIC BJ80 и Mercedes G-Class

В свое время BAIC решила не мелочиться и замахнуться на «Гелендваген». В дизайне было интересное отличие — решетка радиатора в стиле Jeep. Известно, что в распоряжении немецкого концерна есть более 10% акций BAIC и даже совместное предприятие. Но это не помешало (а быть может, и поспособствовало) созданию BJ80. Основная же доля предприятия принадлежит государству. На первые модели устанавливали 2,3-литровый турбомотор от Saab.

Собственно, именно эту модель BAIC и показал на Шанхайском автосалоне.

В Шанхай привезли и младших братьев китайского «Гелика» — внедорожники BJ40 и BJ60. Оба оснащаются 2-литровыми двигателями, у первого есть версии с моторами объемом 2,3 и 2,4 литра.

И все же без эволюции не обошлось. Была презентована премиальная версия в стиле Maybach с 2-цветной окраской кузова — BJ60 с приставкой Neon Shadow. Эта машина далеко ушла от прародителя (или, лучше сказать, вдохновителя?). Под капотом — 2-литровый ДВС с турбонаддувом мощностью в 267 л. с., работающий в паре со стартер-генератором. Да, теперь это мягкий гибрид. В качестве коробки — 8-ступенчатый «автомат» от ZF.

Zotye SR9 и Porsche Macan

В свое время Zotye SR9 была одной из самых популярных в КНР машиной-копией — 20 000 экземпляров были распроданы за два дня после старта продаж. Владельцы массово скупали шильдики с лого Porsche и просто переклеивали. Правда, история взлета довольно быстро закончилась.

«В течение уже первого года выпуска этих моделей стали поступать массовые жалобы от покупателей, — вспоминает наш гид Ли. — Оказалось, в SR9 устанавливали не лучшие по качеству моторы. Об этой ситуации даже писали в государственных газетах. Тут же вспомнили и про схожесть Zotye SR7 с Audi Q3, Zotye Domy X5 — с Volkswagen Tiguan, T600 — с Touareg. Одним словом, их стало заметно меньше на дорогах».

Компания Zotye не закрылась, существует до сих пор. Однако дела у нее после упомянутой истории с двигателями стали идти не очень, если верить словам гида. Тот случай, когда люди проголосовали рублем. На Шанхайском автосалоне этот производитель не присутствовал.

Touareg? Ну что вы! Это же Zotye T600

«Вообще, в нашей практике не было ни одного случая, когда белорусы просили бы найти себе в КНР копию известного европейского авто. Как оказалось, здесь нет любителей дешевых Porsche или Geländewagen, — заметили представители WESTMOTORS. — Был случай с заказом от россиянина — он искал китайский аналог „Чайки“ с электродвигателем. Правда, дальше слов дело не зашло. Хорошим спросом в нашей стране пользуются китайские бренды с оригинальным дизайном: BYD, Li, Zeekr, Voyah. Еще заказывают Geely, Changan, китайские Volkswagen ID 4 и 6».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от АВТО, МОТО ПОД ЗАКАЗ (@westmotors.by)

Geely GE и Rolls-Royce Phantom

Да, известный всем белорусам бренд не стал исключением: перед тем как выпустить GE в свет, китайцы озаботились вопросом авторских прав — чтобы не нарваться на иск, сделали модель чуть непохожей и немного короче и ýже. В качестве мотора выступал 2,4-литровик на 163 л. с., который сочетался с двумя электродвигателями. Цена на машину была в шесть раз ниже стоимости Rolls-Royce. Британцы не стали долго терпеть — пригрозили неприятностями. И Geely пошла на попятную — следующий GE имел более серьезные отличия.

Ну а на Шанхайском автосалоне 2023 года вряд ли вообще кто-то вспомнил эту историю. На стенде Geely было на что посмотреть без оглядки на прошлое. Ни много ни мало 21 новинка! Из наиболее интересного — полноценное семейство автомобилей под названием Galaxy. Первым (по дате выхода) в нем станет 390-сильный кроссовер Galaxy L7. Нельзя не отметить оригинальный футуристичный дизайн машины, которая должна появиться в салонах Китая уже во втором квартале этого года.

Не менее интересен и концепт купе Galaxy Light с совершенно фантастической внешностью и космическим интерьером.

Chery QQ и Daewoo Matiz

Дизайнерские баталии могут идти и в сверхбюджетном сегменте. Так, компания Chery не стала переживать из-за своей довольно широкой известности и выпустила клон Matiz. Причем такой, что некоторые детали — такие как двери, например — запросто можно было поменять, сняв их с Matiz. То есть налицо совсем откровенное заимствование. При этом китайцы позаботились, чтобы комплектации были побогаче, чем у Daewoo. Правда, на фоне общего не самого высокого качества их модель все равно проигрывала. Владельцем бренда Daewoo с начала нулевых является американский концерн GM. Он подал в суд на Chery, однако не добился компенсации из-за разницы в колесных базах QQ и Matiz. В любом случае последующие генерации автомобильчиков от Chery уже больше отличались от первой.

В Шанхае компания среди прочего показала новый ситикар с электромотором. Белорусов эта машина вряд ли сможет заинтересовать, а вот в КНР маленькие ситикары занимают 40% от всех проданных «электричек».

Но раз мы собрались изучать оригинальный дизайн современного автопрома КНР, лучше обратить внимание на другие модели от Chery. Например, на флагманский кроссовер Tiggo 9. Он оснащен 2-литровой «турбочетверкой» мощностью 261 л. с. и 8-ступенчатым «автоматом». В Китае новинка поступит к дилерам до конца весны. А еще есть Tiggo 9 C-DM, то есть в гибридном исполнении: с запасом хода в 1400 км (165 км — только на электротяге), полным приводом, ДВС мощностью 254 л. с., разгоном за 4,26 секунды до 100 км/ч и расходом в 4,2 литра. И все это за $23 000 на рынке КНР.

По соседству на стенде Chery можно было заметить концепт гибридного седана Arrizo Star. Обещают, что на одной зарядке он сможет проехать 1500 км, а восполнить 80% заряда можно будет за 15 минут. Заявленный расход — 3,8 литра. Разгон до сотни — 3 секунды. Чуть дальше стоял электромобиль EQ7 с запасом хода в 500 км и зарядкой до 80% всего за 30 минут.

Ну и для любителей авангарда в дизайне — TJ-1 C-DM. Информация о модели пока остается секретом. Известно немного: это гибрид, в котором «воплотились разработки компании в области экологически чистых транспортных средств».

Также стоит напомнить, что у Chery есть несколько суббрендов: премиальный Exeed, внедорожный Jetour и электрический iCar.

Dongfeng Crazy Soldier и Hummer H1

Еще одна яркая копия, которую трудно развидеть. В конце 1980-х AM General привез на пекинскую выставку несколько Hummer, там же и оставил их для изучения. Еще несколько Hummer купила полиция КНР в начале 1990-х. Вжух — и в 2002-м был презентован Dongfeng. Почему его назвали сумасшедшим солдатом, наверное, лучше не спрашивать. Как бы то ни было, Dongfeng доехали и до Беларуси. Впервые на наших землях их заметили в середине 2012 года. Машина представляет собой высокомобильный вездеход. Под капотом — 152-сильный дизель с водяным охлаждением и рабочим объемом 3,9 литра. Максимальная скорость при полной нагрузке — 105 км/ч. Расход — 19 литров на 100 км. Автомобиль оборудован 5-ступенчатой МКПП и 4-ступенчатой раздаточной коробкой.

Так а что Dongfeng показывает сейчас? Продолжателем брутальной темы стал Mengshi M-Hero: огромный, угловатый, экстраординарный.

Но главная новинка от Dongfeng — суббренд со странным названием eπ. По задумке авторов, оно должно символизировать электрон, отсылать к числу Эйлера в степени π. Но это слишком сложно для понимания. Просто скажем, что это «электрички» и водородные машины.

Также показали электрический внедорожник Aeolus S01 и модель Mage PHEV. Скорее всего, дальше внутреннего рынка эти автомобили не уедут.

Ну и не стоит забывать про суббренд Voyah — его нередко заказывают из Китая в Беларусь и Россию.


Не будем спорить, в эту подборку попало немало концептов, которые могут отличаться по дизайну от заводских версий. Однако и в них видно устремление китайских производителей оставить век копирования в прошлом и приблизиться к будущему. Похоже, что получается. Возможно, даже быстрее, чем мы думаем.

Компания WESTMOTORS оказывает услуги подбора и организации доставки автомобилей из Китая, США, Европы, Кореи и ОАЭ в Беларусь.

Подробную консультацию по приобретению автомобилей из-за границы можно получить у специалистов компании по телефону +375 29 170 70 01 (Telegram, Viber, WhatsApp).


Выбор покупателей
Onlíner рекомендует
2100 Вт, 500 л/ч, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 8 м
2500 Вт, 480 л/ч, максимальное рабочее давление: 140 Бар, длина шланга: 10 м
300 л/ч, максимальное рабочее давление: 30 Бар, длина шланга: 5 м

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by