В середине прошлого года на вооружение белорусской армии поступили современные высокоманевренные внедорожники Dongfeng Mengshi EQ2050F. По заявлению производителя, новинка обладает отличной проходимостью и способна выполнять задачи в сложных климатических условиях. В силах специальных операций китайский Hummer уже прозвали «Богатырем». Это прозвище дано неспроста: накачанная «мускулатура» кузова, широкие колесные арки и 16,5-дюймовые «лапти»-колеса с размером резины 370×125 выдают военное предназначение внедорожника, пишет агентство «Ваяр».
Модель Dongfeng Mengshi серии EQ2050F относится к классу высокоманевренных внедорожных и грузовых автомобилей грузоподъемностью до полутора тонн. Под капотом установлен 4-цилиндровый дизельный двигатель с водяным охлаждением EQ D150-20 и рабочим объемом 3,9 литра. Мощность мотора — 112 кВт (около 152 л. с.), максимальная скорость при полной нагрузке — 105 км/ч. Расход топлива в смешанном цикле — 19 литров на 100 км. Автомобиль оборудован 5-ступенчатой механической коробкой переключения передач и 4-ступенчатой раздаточной коробкой.
Ощущение — словно управляешь грузовиком
Стягиваем с автомобиля укрытие из парашютной ткани. Массивный камуфлированный кузов машины выглядит великолепно. Военнослужащие, которые принимали участие в постановке «Богатырей» на вооружение, вспоминают, что первоначально внедорожники были окрашены в ядовито-зеленый цвет, который был им явно не к лицу. Пришлось перекрасить, ведь настоящий армейский автомобиль должен быть матовым, чтобы обеспечивать должный уровень маскировки.
Грозный вид машине придает черная защита фар и облицовки радиатора. Производитель назвал это приспособление защитным поручнем, для белорусов же привычнее, пожалуй, звучит «кенгурятник».
Водительское кресло, кстати, с сюрпризом. Нет, подогревом сидений армейский автомобиль не оборудован. Зато жесткость кресла можно регулировать воздушной подушкой, самостоятельно выставляя вес водителя на специальном устройстве, находящемся под сиденьем.
Для того чтобы закрыть водительскую дверь, пришлось приложить значительные усилия. Приятно порадовала ручка открывания стекол. Теперь не придется снимать стекла в жару, как это обычно делают водители УАЗов.
Перейдем к осмотру салона. Эргономичность рабочего места водителя радует глаз. Указатели на панели приборов читаемы, при повороте руля их обзор не закрывается. Дискомфорта в салоне не возникает благодаря широкому обзору и немалому количеству свободного пространства между сиденьями. Появляется ощущение, будто сел за руль не внедорожника, а настоящего грузовика — настолько все массивно и скромно, без излишеств.
Дорожный просвет без нагрузки составляет 780 мм! Для сравнения, клиренс УАЗ-469 — всего 300 мм. Этот факт, конечно, не говорит о том, что Dongfeng более проходимый, чем детище российских автомастеров, но шансов повиснуть на обоих мостах у нашего УАЗа значительно больше.
Нельзя обойти стороной и такой важный параметр, как длина автомобиля. Китайская новинка с лебедкой почти на метр длиннее проверенного временем УАЗ-469.
А если педаль тормоза резко в пол?
Вставляем ключ в замок зажигания. Дождавшись, когда потухнут все контрольные лампы, запускаем двигатель. Машина несколько дней стояла без движения, но, несмотря на отрицательную температуру на улице, «железное сердце» мгновенно заурчало. После нажатия педали акселератора этот звонкий юношеский голос дизельной рядной «четверки» вмиг сменился настоящим мужским баритоном. Запах несгоревшей солярки моментально окутал весь бокс с техникой. Через минут десять стрелка на указателе температуры охлаждающей жидкости двигателя стала подниматься. Теперь можно выезжать.
Маршрут на «испытательный» полигон лежал по обледенелой дороге. Самое время испытать качество китайских тормозов. Разгон до 60 км/ч и — резко выжимаем педаль!
На льду педаль тормоза «застучала» свойственной антиблокировочной системе вибрацией, и через несколько метров скольжения по дорожному ледовому «катку» автомобиль остановился. Это говорит о том, что немалый вес сказывается не только на динамических показателях, но и на длине тормозного пути. Замерзшая резина стала жесткой и просто скользила по гололеду. Однако удивил факт, что войти в занос во время выжатой до отказа педали тормоза практически невозможно — многочисленные блокировки напрочь отказывались отправлять машину за пределы проезжей части.
Усложняем задачу. Во время торможения начинаю поворачивать руль в разные стороны, раскачивая автомобиль. Эффект тот же — Dongfeng отлично держит дорогу. Выезжаем на асфальт и разгоняемся до такой же скорости. Нажатие педали тормоза приводит к резкой остановке машины. Не вылететь в лобовое стекло мне помешал лишь ремень безопасности (ими, кстати, оборудованы и задние сиденья).
Чем круче джип, тем дольше махать лопатой
Следующим испытанием для китайского «короля бездорожья» стала поездка по полигону. После первых километров по заснеженной полевой дороге стало скучно. Плавно раскачивающийся на ухабах кузов убаюкивал. Разбудить могла только экстремальная ситуация. Модулируем вводную: как бы водитель повел себя в случае внезапного появления препятствия на дороге?
Тормозим и резко выкручиваем руль в сторону. Стрелка спидометра падает с 30 км/ч до нуля. Со стороны этот маневр был похож на «милицейский разворот», только с меньшим углом.
Машина входит в сугроб и с характерным рычанием продолжает движение. В лобовом стекле видно лишь снежное море. Несмотря на то что спидометр снова показывает такую же скорость, как на дороге, понимаю, что на самом деле китайский Hummer движется медленнее. Мои ощущения подтверждаются картиной, которую я увидел в зеркале заднего вида, — столбы снега высоким фонтаном летели из-под колес. Но для Dongfeng это не проблема — кузов автомобиля выполнен из высококачественного пластика, который не подвержен риску появления ржавых «жучков» и «паучков».
Создаем экстремальные условия: решил во что бы то ни стало узнать, что же остановит Dongfeng. Траншеи на полигоне помогли это сделать. Колеса крутятся, стрелки спидометра и тахометра синхронно поднимаются вверх, а машина стоит на месте. Одновременно с этим внедорожник глубже вкапывается в снег и песок.
Ненароком вспоминаю старый афоризм: «Чем круче джип, тем дальше за трактором идти». Но в нашем случае ожидать помощи не от кого. К этому сугробу тяжело будет подобраться на УАЗе, а «дернуть» Dongfeng с дороги вряд ли получится — ледяной покров станет серьезной преградой даже для многотонного «Урала». Единственное верное решение — откапывать самостоятельно. Лопаты в руки — и через двадцать минут предпринята очередная попытка выехать на дорогу.
Конечно, можно было воспользоваться лебедкой, которая поставляется в комплекте с автомобилями, но в нашем случае в радиусе полукилометра ни одного дерева нет.
Поэтому рычаг раздаточной коробки перемещается в положение «L» (пониженная передача), сцепление плавно отпускается, нажимается педаль акселератора. Армейский джип уверенно начинает движение по снежному полю. Только вперед-назад дороги нет — сразу застрянешь. Главное в этот момент — не останавливаться и ни в коем случае не давать колесам вращаться на высоких оборотах, чтобы не закопать их в снегу.
До дороги остаются заветные несколько метров. Вот теперь необходимо разогнаться. По-другому преодолеть бруствер из песка и снега на обочине не удастся. Стрелка спидометра поднимается до отметки 30 км/ч, хотя видно, что реальная скорость не более 5—7 км/ч. Из-под колес вылетают фонтаны снега, и буквально через несколько секунд массивный внедорожник выскакивает из снежного плена...
* * *
Утверждать, что китайский внедорожник лучше нашего УАЗа, было бы некорректно. Во-первых, автомобили имеют совершенно разную стоимость, а во-вторых, предназначены для выполнения разных задач. В-третьих, китайские Hummer были поставлены на вооружение нашей армии меньше года назад. Да, в салоне «уазика», конечно, вы не увидите магнитолы с USB-выходом и подстаканников для колы. Но при этом выполнить ремонт УАЗа можно без особых трудностей. А Dongfeng требует специального набора запчастей и инструментов. Кроме того, для диагностики неисправностей нужен компьютер. Но, может быть, именно этот внедорожник станет военным автомобилем будущего.