Мы привыкли воспринимать пересечение проспекта Независимости и МКАД как проблемный участок: плотный поток, большие скорости, и слишком близко развязка с двумя улицами в Уручье. Но сложные условия не обязательно приводят к ДТП. А вот ошибки водителей даже на куда более простом отрезке часто заканчиваются плохо. Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем как раз такую ситуацию.
Авария в районе пересечения проспекта Независимости и МКАД произошла 5 мая. По информации ГАИ Минска, 21-летний водитель автомобиля Mazda двигался по проспекту Независимости со стороны улицы Калиновского. При перестроении он не убедился в безопасности своего маневра и совершил столкновение с автомобилем Lada. В больницу доставили 26-летнюю пассажирку Lada.
Впрочем, на видео, опубликованном телеграм-каналом «Инцидент Минска», видно, что это не единственные машины, столкнувшиеся на этом участке проспекта Независимости. Причем началось все с перестроения грузового автомобиля из полосы, уводящей на внешнее кольцо МКАД.
— Вот с грузовика и начнем, — предложил Юрий Краснов. — Он двигался в полосе, которая уводила с проспекта. Очевидно, ему нужно было перестроиться, чтобы двигаться по прямой. По видео нельзя утверждать, был ли включен указатель поворота. Если нет — человек своими руками создал для всех проблему, так как никто не мог догадаться, что он задумал. Если указатель все же работал, то мы имеем дело с другой распространенной на наших дорогах проблемой: ему могли не дать перестроиться раньше.
Представьте себя на месте водителя грузовика. У него машина и так медленно разгоняется, а если еще и с грузом, то тем более.
— Впрочем, даже не это важно. В такой же ситуации часто оказываются не самые опытные водители, которые боятся быстро перестраиваться, когда видят сзади поток, который не собирается тормозить. А помогать у нас никто не хочет: все едут, перестраиваются, газуют — никто просто не даст шанса успеть. Возможно, этот грузовик долго ехал в своей полосе с включенным поворотником, ждал возможности, но ему никто не помог. И когда полоса стала заканчиваться, он просто махнул рукой, дескать, раз вы не даете мне перестроиться, я перестроюсь как получится, — допустил ведущий рубрики.
Логично предположить, что если грузовик не оказался в крайнем правом ряду случайно, то он выехал на проспект с внутреннего кольца МКАД. Если так, то до места, где он все-таки перестроился, перед самым съездом на внешнее кольцо, он проехал около 350 метров — большое расстояние для того, чтобы просто сменить полосу.
— Другое предположение: водитель не сориентировался или, к примеру, на что-то отвлекся. Мы же не знаем, какой у него опыт именно за рулем грузовика. Не знаем, местный он или приехал откуда-то. Может, он дорогу в навигаторе искал и только в последний момент решил остаться на проспекте? Кто-то скажет, мол, нужно было ехать на съезд, искать место для разворота, но сколько бы он времени потратил, чтобы найти обратный выезд? В результате водитель перестроился в последний момент, и это повлекло все последующие события, — отметил преподаватель.
К слову, в том месте, где случилась авария, мы видели много грузовиков, выезжающих на проспект с внутреннего кольца МКАД. Всем удавалось без особых проблем перестроиться влево и не затягивать с этим до самого съезда на внешнее кольцо.
На этом длинном участке правее смещаются те, кому нужно съезжать либо на МКАД, либо дальше на улицу Руссиянова.
— На записи мы видели автомобиль, который стал перестраиваться вправо. Но — важный момент — он не успел уехать из полосы. Водитель, вероятно, увидел грузовик и испугался, стал возвращаться обратно. А там уже другой автомобилист, который поторопился нажать на газ, так как был уверен, что полоса впереди освобождается. Хотел проскочить, проще говоря, — описал ситуацию Краснов.
А что, если бы первая легковушка все же успела перестроиться?
— Если бы случилось ДТП с грузовиком, водитель легкового автомобиля наверняка был бы виноват, потому что при одновременном перестроении уступают тому, кто справа, — быстро ответил инструктор.
Правила дорожного движения (п. 59):
При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
В любом случае водитель стал возвращаться в тот ряд, из которого едва не уехал.
— Он же еще и резко замедлился, а то и остановился. Зачем? Ехал бы дальше, и ничего бы не случилось. Впереди было пространство для разгона, можно было ехать дальше, проезжать грузовик и уже там перестраиваться куда нужно. Возможно, водитель не самый опытный, возможно, испугался ситуации. В результате он повел себя не лучшим образом и попал в ДТП, — считает преподаватель.
— Что было бы лучшим решением в его ситуации?
— Если уж оказались в такой ситуации, то не надо сразу возвращаться назад. И именно из-за торопыг, которые пытаются прощемиться, как только кто-то начал перестраиваться. Останьтесь в том положении, в котором находитесь, оцените обстановку и потом принимайте решение. Места хватит: вы объедете грузовик, торопыга слева объедет вас. В большинстве случаев при таком раскладе ничего плохого не случится, а вот с теми, кто скорее ломится назад, происходят аварии.
— Ну и о тех, кто пытается опережать, когда другой автомобиль еще не уехал из полосы... Не нужно этого делать. Прямой запрет вытекает из определения полосы движения в Правилах дорожного движения: единовременно там может располагаться только один автомобиль по ширине, — обращает внимание Краснов.
Правила дорожного движения (п. 2.50):
полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд.
— Если автомобиль еще не уехал из полосы, пусть даже одним колесом, то он еще там двигается, и бок о бок с ним ехать нельзя. Понятно, что ситуация была в динамике: водитель увидел, что машина впереди начала уходить в другой ряд, он подумал, что движение так и продолжится, полоса освободится, и он проскочит. А машина вдруг вернулась обратно, и что-либо предпринимать было поздно, — посетовал ведущий рубрики.
Другая типичная проблема — дистанция.
— У нас дистанцию не соблюдают: нажми резко на тормоз на проспекте Независимости — точно кто-то прилетит сзади. Водители просто не думают об этом, не учитывают опасность. А случиться может что угодно, любая неожиданность, — говорит инструктор.
Правила дорожного движения (п. 85):
водитель обязан соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения в случае его экстренного торможения или остановки, и необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность дорожного движения с транспортными средствами или участниками дорожного движения, стоящими или движущимися по дороге, а также с техническими средствами организации дорожного движения и иными объектами.
— Каждый из участников этой дорожной ситуации мог действовать лучше. Один, по сути, спровоцировал ситуацию, другой шарахнулся в сторону да еще и зачем-то ударил по тормозам. Водитель, ехавший следом, зачем-то начал опережение до того, как полоса освободится, и, разумеется, всем не хватило дистанции, — перечисляет преподаватель.
— О чем это говорит? О том, что водители не умеют наблюдать за обстановкой, ориентироваться, не видят, что происходит вокруг, не учитывают, что кому-то на дороге может понадобиться помощь, а думают только о том, как поскорее проехать самим. В результате лезут туда, куда лезть не нужно, и сами же загоняют себя в ловушку.
Примечательно, что Краснов не считает конкретно этот участок проспекта Независимости проблемным.
— Чуть дальше — да, там трудности, но здесь хорошее место: пространства много, можно спокойно перестроиться, спокойно разъехаться. Я часто тут проезжаю — никогда не замечал каких-либо неудобств, — пожимает плечами ведущий рубрики. — Просто встретились водители и на ровном месте себе же создали проблемы, в месте, где обычно не возникает опасных ситуаций. Еще одно подтверждение того, что все хотят только ехать, а как только происходит что-то нестандартное — теряются. Так это не работает: опасности подстерегают нас на каждом шагу — нужно быть готовым.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by