ВелоПетрович

Как мы возим велосипеды. Личный опыт и обзор вариантов

12 903
28 мая 2023 в 14:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский
ВелоПетрович

Как мы возим велосипеды. Личный опыт и обзор вариантов

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

Мы много ездим на велосипедах, много ездим с велосипедами. Что делать, если нужно перевезти сразу три? Или как быть, если нет ни рейлингов, ни фаркопа и даже на заднюю дверь известные производители не предлагают никаких вариантов креплений? Мы поделимся своим опытом, расскажем о том, как возили и как возим велики на дальние и ближние расстояния, а также понаблюдаем за расходом топлива — с велосипедами на крыше и без них.

Сколько велосипедов влезет в багажник

Случалось, не было вариантов: ни рейлингов на крыше, ни фаркопа. И даже на дверцу багажника известные производители ничего не предлагали. Не такая уж и редкая история: не у каждой модели авто предусмотрена даже гипотетическая возможность что-то возить сверху, а станете ли вы рисковать и устанавливать несертифицированное оборудование, ведь риск огромный?

Так у нас получилось с Renault Arkana. Что было делать? Грузили велики в багажник.

28", рама L, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 20 скор. (2х10), переключатели: задний Shimano/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
28", рама 56cm, шоссейный, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Shimano Sora/передний Shimano Sora, тормоз дисковый механический, вес 10.1 кг
29", рама S, горный, подростковый, углепластик (карбон), вилка амортизационная с ходом 100 мм (алюминий), трансмиссия 12 скор. (1х12), переключатели: задний Sram NX Eagle, тормоз дисковый гидравлический, вес 10.4 кг

Это, нужно сказать, занятие не из приятных. Во-первых, нужно позаботиться о состоянии салона: велосипед может быть откровенно грязным после некоторых заездов, плюс он сам по себе жесткий и колючий со всеми этими выпирающими звездами, педалями и так далее. Мы опускали задний ряд кресел, что-то стелили в машину, укладывали велосипед. Целиком он не поместится, наверное, в большинство легковых автомобилей, поэтому приходилось снимать переднее, а иногда и оба колеса, как-то это крепить или размещать так, чтобы не болталось по машине. Велик занимал почти все свободное место плюс в лучшем случае два из трех посадочных мест на заднем ряду. Не попутешествуешь.

Наш максимум — два велосипеда в салоне Renault Arkana. И это просто от безысходности. Они съедают все пространство в машине, приходится застилать покрывалами не только салон, но и велосипеды, чтобы те вконец друг друга не исцарапали за время такой поездки.

В общем, нам не понравилось, и мы стали искать варианты.

Велобагажники на крышу

Самое простое — найти автомобиль с рейлингами. Сначала крепятся поперечины, затем на них устанавливаются велосипедные багажники — у нас их три. Конструкция элементарная, установка очень простая, по цене — один из самых доступных вариантов. Велосипед в большинстве случаев крепится за раму, при этом он стоит на платформе, а колеса для устойчивости крепятся к ней специальными ремнями.

Вся система запирается на замок, оставлять машину с велосипедами без присмотра не страшно.

Но есть нюансы. Первый — расположение велосипедов на крыше. Установив третий багажник, мы попытались поставить на крышу три велосипеда: два MTB и шоссейник. Рули оказались примерно в одной плоскости и соприкасались друг с другом — неудобно и чревато повреждениями. Если бы речь шла о трех велосипедах с шоссейным рулем — проблемы бы не возникло, эти рули гораздо уже. А три горника при неудачном стечении обстоятельств вообще, вероятно, не поместятся. Выход простой и очевидный — развернуть один и велосипедов. Проблем с этим не возникнет.

Следующий вопрос с погрузкой: каждый велосипед нужно поднять выше крыши вашего автомобиля и установить его на багажник. Чем выше ваша машина, тем сильнее придется напрягаться. И есть большая разница в ощущениях: закинуть на крышу велосипед весом 8 кг или модель в три раза тяжелее.

Самая непростая работа — грузить велик в центр. С земли нормально это сделать практически нереально, лучше иметь с собой небольшую стремянку или (как у нас) дедовский табурет: простой и надежный, как несгибаемый гвоздь, стильный, как расписной ковер на стене в гостиной.

Отсюда совет: в центр грузите самый легкий велосипед, а самый тяжелый — с удобного края. У более продвинутых моделей механизм крепления находится снизу, что сильно облегчает задачу. При должной сноровке весь процесс займет не больше одной-двух минут. И не делайте резких движений, не то можно сорвать спину.

Среди владельцев карбоновых велосипедов ходит страшилка о камешке, который вылетел на трассе из-под колеса другого автомобиля и прилетел в раму их дорогого велосипеда. Такое возможно, камни летают, многие знают, насколько неприятно и даже затратно словить такой в лобовое стекло. С карбоном все обстоит еще сложнее, этот материал действительно плохо переживает достаточно сильное точечное воздействие, поэтому иной камень может серьезно повредить велосипед. Как относиться к этому риску — дело ваше.

Люди говорят, да и сама логика подсказывает, что столь объемное сооружение на крыше автомобиля неминуемо отразится на его аэродинамичных свойствах и, как следствие, повлечет повышенный расход топлива. Если коротко: так и есть, но для каждого автомобиля и каждого двигателя ситуация будет различаться.

Мы проводили усредненные замеры на Subaru Forester 2017 года выпуска с 2-литровым атмосферным бензиновым мотором и механической коробкой переключения передач. Перерасход с велосипедами есть, он заметный и напрямую зависит как от числа установленных великов, так и от скорости движения и манеры вождения. Проще говоря, в городском цикле со светофорами и медленными проездами вы вряд ли будете переживать из-за учащенных визитов на заправку. А вот со скоростями МКАД и тем более загородных трасс разница бросается в глаза, и чем больше добавляешь скорость, тем в большей пропорции вырастает расход. К примеру, обычные 8—9 л на 100 км меняются на 11—12 л или даже больше.

Есть и еще один момент, на который не обращаешь внимания, пока не приходится чистить велосипед. Вся летняя мошкара, которая в особенности в вечернее время летает над дорогой и неминуемо облепливает переднюю часть вашего автомобиля в каждой поездке, останется и на вашем велосипеде. Счищается все это плохо, удовольствия откровенно не доставляет.

Резюмируя, подтверждаем, что багажники на крышу — самый распространенный на наших дорогах способ перевезти пару-тройку велосипедов за раз, думаем, при необходимости можно попытаться уместить там даже четыре, если размеры автомобиля позволят. Этот метод не безупречен и имеет ряд сложных моментов, но при должной подготовке дискомфорт можно уменьшить. А свои минусы есть у каждого варианта. Приходится выбирать то, что наилучшим образом подойдет вашему автомобилю и будет отвечать вашим представлениям об удобстве.

на крышу, для 1 велосипеда, ограничение веса: 20 кг, 32×32 см, 4.2 кг
на крышу, для 1 велосипеда, ограничение веса: 15 кг, 2.6 кг
на крышу, для 1 велосипеда, ограничение веса: 15 кг

Велобагажники на фаркоп

Очень часто фаркоп — это полезная опция, которой нет. Поэтому еще до покупки багажной системы придется смириться с дополнительными тратами. Актуальные цены лучше уточнять для каждого конкретного автомобиля, но для понимания: Юрий Краснов интересовался недавно, во сколько обойдется установка фаркопа на его Renault Lodgy. Оказалось, дороже 600 рублей.

Лишь бы какой фаркоп тоже не поставишь. Это не просто шарик, он должен быть нужной формы, иметь обточенный край, чтобы надежно удерживать весь тот груз, который вы собираетесь установить и за безопасную перевозку которого отвечает опять же водитель.

Зато, если вопрос экономии не критичен, получите надежную и, на наш взгляд, наиболее удобную систему для транспортировки до четырех велосипедов за раз.

Велобагажники на фаркоп также различаются по типу. Первый вариант — велосипеды подвешиваются на специальных креплениях. Такие модели дешевле, но имеют свою специфику: велосипеды могут раскачиваться при движении и цеплять, царапать друг друга; трудно крепить велики с женской геометрией рамы — нужны переходники; для карбоновых рам такой вариант не допускается — карбон не любит сжатия.

Второй вариант — платформа, куда велосипед становится в естественном положении, на колесах, а для устойчивости фиксируется за раму. Для карбона это безопасно, так как крепление используется именно для фиксации, а нагрузка приходится на колеса, стоящие на платформе. Кроме того, есть возможность использовать специальные резиновые накладки.

И вот платформа сильно упростит жизнь путешественников с велосипедами. Ничего и никуда не нужно поднимать, переживать за сохранность великов на крыше или тратить больше времени на их очистку. Вкатил велосипед по специальной жердочке на платформу, закрепил, уехал.

Многие переживают, будет ли доступ к багажнику, если сзади повесить такую штуковину. У продвинутых моделей есть функция наклона, поэтому проблем возникнуть не должно. Хотя опять же все зависит от конкретного автомобиля, ведь есть такие, где задняя дверь не поднимается вверх, а открывается в сторону, нараспашку — тогда трудности будут.

на фаркоп, для 3 велосипедов, ограничение веса: 60 кг, 74×74 см, 19 кг
на фаркоп, для 4 велосипедов, ограничение веса: 60 кг, 19 кг
на фаркоп, для 3 велосипедов, ограничение веса: 60 кг, 16.5 кг

Еще один сложный момент, о котором нас спрашивают каждый год, связан с размещением регистрационного знака. По Правилам дорожного движения на транспортном средстве, то есть на автомобиле, должны быть установлены номера: в предусмотренных местах спереди и сзади. И они должны быть хорошо различимы в ясную погоду с расстояния до 40 метров (п. 10.3 ПДД).

С большой долей вероятности, габаритный велобагажник сзади перекроет номер — что делать? Однозначного ответа нет. Оставишь все как есть — рискуешь попасть на штраф за неразличимый регистрационный знак. Перевесишь его на велобагажник — могут привлечь за то, что номер установлен не там, где полагается (наши читатели утверждали, что такие случаи были). Кто-то на свой страх и риск заказывает что-то вроде сувенирного номера (или печатает что-то похожее) и вешает его на велобагажник, а оригинальные знаки остаются на своих местах. Но это также не предусмотренный законодательством вариант, так что трудности все равно возможны.

И все же такой тип транспортировки велосипедов имеет преимущества, которыми по определению не могут похвастаться никакие альтернативные варианты. Да, это недешево, да, придется привыкнуть к управлению автомобилем с таким вот довеском сзади. Опять же есть риски, связанные с теми, кто не держит безопасную дистанцию и может въехать сзади. Но правда в том, что, загружая тяжелый городской велосипед на крышу автомобиля или гадая, как безопасно перевезти дорогой карбоновый шоссейник, раз за разом ловишь себя на мысли: «А был бы багажник на фаркоп...»

на фаркоп, для 3 велосипедов, ограничение веса: 45 кг, 96×96 см, 16.76 кг
на фаркоп, для 3 велосипедов, ограничение веса: 51 кг, 14.74 кг

Велобагажники на заднюю часть

За последние годы мы много раз пытались найти сертифицированную модель велобагажника на заднюю часть автомобиля для тех машин, которыми располагали. Уже было сказано, что на Renault Arkana такого приспособления не нашлось. Не было его в наличии и на Renault Lodgy, и на Subaru Forester 2017 года выпуска — в магазинах с сожалениям развели руками. Это снова отсылает нас к утверждению, что главным условием при выборе велобагажника остается его совместимость с транспортным средством.

Впрочем, надеемся, что вам повезет больше, и варианты будут, потому как сам по себе это неплохой способ перевозить велосипеды.

Как вообще это работает: велобагажник крепится к дверце багажника автомобиля с использованием сложной системы ремней и упоров. По крайней мере, сертифицированные модели доказали свою надежность, хотя не все автовладельцы спокойно относятся к идее что-то вешать на дверь таким образом: стандартное ограничение нагрузки с расчетом на три велика — 45 кг, плюс вес самого багажника — еще от 4 до 14 кг.

на заднюю часть автомобиля, для 3 велосипедов, ограничение веса: 45 кг, 12.5 кг
на заднюю часть автомобиля, для 3 велосипедов, ограничение веса: 45 кг, 9.3 кг
на заднюю часть автомобиля, для 3 велосипедов, ограничение веса: 45 кг, 13.4 кг

Опять же предусмотрено два варианта крепления велосипедов: за раму и на платформе, о плюсах и минусах которых мы уже рассказали.

Но при любом раскладе такая конструкция блокирует доступ к багажнику автомобильному — и это проблема для мало-мальски длительных путешествий, в которые мы в любом случае отправляемся со значительным объемом всего необходимого. Во многом поэтому специалисты говорят о велобагажниках на заднюю часть авто как о неплохом варианте для коротких и нечастых поездок.

на заднюю часть автомобиля, для 3 велосипедов, ограничение веса: 60 кг
на заднюю часть автомобиля, для 2 велосипедов, ограничение веса: 30 кг
на заднюю часть автомобиля, для 3 велосипедов, ограничение веса: 45 кг, 4.22 кг

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by