Наверняка многие помнят фильм «Няньки» с двумя боевыми близнецами. Главные герои там ездили на переделанном Dodge Ram с поистине монструозными колесами. Конечно, подобные автомобили производят впечатление. В США даже распространены специализированные мероприятия для таких машин. Как и подобает, там полно сумасшедших трюков и разрушения. Но как вообще возникла идея сделать монстр-трак? На самом деле все началось относительно недавно.
Оригинальный монстр-трак назывался «Бигфутом» и представлял собой переделанный Ford F-250 на гигантских 66-дюймовых колесах. В 80-е годы ХХ века авто привлекало на стадионы десятки тысяч людей, которые приходили посмотреть, как диковинная машина давит обыкновенные легковушки так, словно они сделаны из яичной скорлупы. Владелец Ford по имени Боб Чандлер считается человеком, который и придумал монстр-траки.
Идея превращения пикапа во что-то большее пришла к Чандлеру не сразу. В середине 70-х он открыл свою лавку по продаже автозапчастей. Это дало мужчине доступ к большому количеству различных деталей, которые можно было использовать и для F-250. Чтобы как-то разрекламировать свое дело, Чандлер установил на пикап 48-дюймовые колеса.
Как отмечал сам Чандлер, он «не планировал создавать монстр-трак. Просто постепенно пикап получал колеса все бо́льших и бо́льших размеров. Затем сломались оси, пришлось ставить увеличенные. Потом стало не хватать мощности, что, соответственно, привело к замене двигателя на более мощный. Так за несколько лет обычный F-250 стал „Бигфутом“».
Конечно, необычный Ford еще как привлекал внимание зевак. Новый F-250 тогда стоил около $4400, однако безумную переделку предлагали продать за десятки тысяч долларов. По тем временам это были очень и очень большие деньги. Затем Чандлеру предложили дать пикап для съемок в кино. Автолюбитель не только согласился, но еще и сам сидел за рулем в фильме.
Постепенно «Бигфут» начал появляться на различных мероприятиях, связанных с машинами. Например, на внедорожных соревнованиях или на гонках тракторов. Газеты по отношению к пикапу стали использовать термин «монстр-трак». Чандлер либо просто ездил перед толпой, чтобы впечатлить ее, либо привязывал к F-250 что-то тяжелое и тянул за собой.
Настоящее веселье началось в 1981 году. Чандлер с друзьями собрали в поле несколько автомобилей, готовых отправиться на свалку. «Бигфут» проехался по машинам, буквально раздавив их. Процесс снимали на видео, которое впоследствии проигрывалось в магазине Чандлера.
Звонки промоутеров, увидевших потенциал для шоу, посыпались один за другим. Чандлеру наперебой предлагали приехать на мероприятие, чтобы раздавить автомобили. Сначала тот сомневался, стоит ли соглашаться, но в итоге дал добро. По телевизору показали, как «Бигфут» превращает машины в груды металла, — и монстр-траки ушли в массы.
В 80-е годы монстр-траки сместили трактора, которые до этого пользовались основной популярностью. Были и прыжки, и гонки, и, конечно, уничтожение легковушек. У гигантских пикапов появились броские прозвища на манер рестлеров — «Кинг Конг», «Лапа Медведя» и так далее. Колеса монстр-траков начали достигать совершенно карикатурных размеров (два, три метра в высоту). Чандлер, как основатель этой культуры, устраивал сотни шоу в год. Он сделал компанию Ford своим партнером, футболки с «Бигфутом» расходились большими тиражами, и даже в McDonald's продавали маленькие фигурки оригинального монстр-трака.
До сих пор пикапы с немыслимо большими колесами пользуются популярностью в США. Мероприятия проходят постоянно по всей стране, Monster Jam (эдакий аналог WWE, только с монстр-траками) собирает тысячи зрителей. А ведь все началось с одного-единственного Ford F-250 и его предприимчивого владельца.
Есть монстр-траки и у нас в Беларуси. Например, «Гаврюша», который, как и подобает, не раз давил легковушки под рев толпы.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by