КРАСНОВ

Как можно было не увидеть целый автобус? И почему он не остановился раньше? Разбор резонансной аварии в Минске

16 июня 2023 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
КРАСНОВ

Как можно было не увидеть целый автобус? И почему он не остановился раньше? Разбор резонансной аварии в Минске

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению, говорим о серьезной аварии, которая произошла вечером 7 июня на перекрестке улиц Притыцкого и Кунцевщина в Минске. Тогда Geely Coolray столкнулся с автобусом, который после удара продолжил движение, пробил ограждение на разделительной полосе и врезался в троллейбус. Вопросов много. Почему водитель легкового авто не увидела целый автобус перед собой? Почему автобус после столкновения не остановился, а проехал так далеко? И что за проблема, о которой говорили еще 7 лет назад, так и не была устранена?

Авария у «Каменной Горки»

Вечер 7 июня. За рулем Geely Coolray девушка. По информации Следственного комитета, водительское удостоверение она получила менее двух лет назад, при этом какой у нее реальный стаж, не ясно. Водитель едет по улице Кунцевщине со стороны улицы Казимировской в направлении улицы Притыцкого. Впереди большой перекресток, горит основной зеленый сигнал светофора. Девушка собирается повернуть налево.

В этот момент во встречном направлении, по улице Лобанка, едет автобус. Перекресток с улицей Притыцкого он будет проезжать по прямой.

То, что случилось затем, попало на видео.

Семь человек — пассажиров общественного транспорта — госпитализировали с травмами различной степени тяжести, одному из них причинены тяжкие телесные повреждения. В отношении водителя Geely возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 317 УК (нарушение ПДД, повлекшее причинение тяжких телесных повреждений).

— 31-летняя водитель Geely, поворачивая налево на перекрестке улиц Притыцкого и Лобанка, не уступила дорогу пассажирскому автобусу и въехала в него. От удара автобус, пробив металлическое ограждение, выехал на встречную полосу движения, где столкнулся с троллейбусом, — сообщал Следственный комитет. — Минчанка признала вину. С ее слов, во время движения она отвлеклась на приборную панель, из-за чего не смогла оценить безопасность своего маневра.

Неопытность — это фактор

— Это первое, о чем думаешь, когда происходят такие аварии. Водитель может быть неопытным, он может вообще первый раз самостоятельно сидеть за рулем или впервые проезжать какой-то перекресток, не знать его особенностей. У нас ведь хватает перекрестков, где движение организовано по-разному, плюс то и дело появляется что-то новое — тут и опытный водитель может запутаться, — начинает разбор Юрий Краснов. — Опять же есть информация, что она отвлеклась. Даже у опытных водителей не всегда натренировано внимание: можно не туда смотреть, не о том думать, что-то перепутать. У новичка дела обстоят еще хуже: ему в принципе непросто обрабатывать весь объем информации с дороги.

Девушке горел зеленый сигнал светофора — это хорошо видно на записи с регистратора. Но сигнал основной, без стрелки. Это означает, что встречный транспорт водитель обязана была пропускать. Вопрос в том, почему она этого не сделала?

Правила дорожного движения (п. 103):

при повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

— Мы сейчас несколько раз проедем перекресток в том направлении, в котором ехала девушка на Geely. Я тоже часто здесь езжу, и именно из Кунцевщины — это всегда как лотерея: едешь и боишься, что кто-нибудь выскочит со встречного направления, — говорит преподаватель.

Светофоры на перекрестке работают таким образом, что зеленый загорается одновременно для встречных направлений на улице Кунцевщине и улице Лобанка. Затем часть автомобилей на улице Лобанка останавливается в двух левых полосах — ждут стрелку для поворота налево, на улицу Притыцкого в направлении МКАД. Для остальных, тех, кто едет прямо и направо, продолжает гореть зеленый, причем он погаснет чуть раньше, чем переключится светофор со стороны улицы Кунцевщины.

— Вот когда на Лобанка начинает мигать светофор — это опасный момент. Ведь многие ускоряются, стараются проскочить перекресток. А слева в два ряда стоят автомобили, иногда грузовики, иногда автобусы или троллейбусы. Соответственно, встречным водителям, тем, кто поворачивает с улицы Кунцевщины налево, обзор перекрыт, они до последнего могут не видеть машину, которой обязаны уступить, — рассказывает наш водитель.

Это скорее общая характеристика ситуации на перекрестке. Судя по видеозаписи, в тот момент, когда девушка на Geely выполняла свой маневр, обзор у нее был достаточно хороший для того, чтобы увидеть автобус. Впрочем, проезжая по этому маршруту, Краснов обратил внимание на нюанс, который может иметь непосредственное отношение к произошедшей аварии.

— Загорается зеленый. Сначала проезжает поток по прямой — ни у кого не возникает сомнений, что эти машины нужно пропускать. Потом никого нет. А потом очень часто кто-то еще доезжает. И для многих это становится неожиданностью. Водитель вроде бы всех пропустил, он видит зеленый свет, видит, что на противоположной стороне машины стоят, — он же может не знать, что они ждут, когда им загорится стрелка. Они стоят, ему разрешающий сигнал — он поехал, а тут кто-то еще вдруг появляется. Плюс в городе есть светофоры с отсечкой, когда ты поворачиваешь на основной зеленый, а встречные в это время стоят — многие и это запоминают, — отмечает ведущий рубрики.

Неопытный водитель могла не разобраться в ситуации, запутаться на большом перекрестке. Но почему она не спохватилась, увидев автобус перед собой? Или не увидела, потому что отвлеклась?

— Она не разобралась в ситуации, поехала. Возможно, думала, что никому не должна уступать. И судя по тому, что я вижу здесь сейчас и в любой другой день, большинство водителей, которые уже начали поворот, едут очень смело, будто никому уступать и не собираются. Такая особенность перекрестка: все же вроде проехали по прямой, создается впечатление, что перекресток пустой и опасности нет. Когда кто-то вдруг проезжает по прямой — это становится огромной неожиданностью, — говорит Краснов.

— Отсюда важное правило для тех, кто поворачивает налево на основной зеленый сигнал: вы должны уступить дорогу встречным автомобилям. Даже если вы видели, что на каком-то перекрестке, когда вам горит основной зеленый, у встречных горит красный — это исключение. Даже не акцентируйте на этом внимание, помните, что по ПДД вы должны уступить встречным.

Есть у инструктора вопросы и к тому, по какой траектории двигалась через перекресток водитель Geely.

— Она заехала слишком далеко вперед, не нужно было так затягивать, следовало повернуть раньше. Опытные водители знают: если перекресток большой, не надо стремиться заехать как можно дальше, лучше срезать угол и поскорее освободить дорогу встречным авто. Сделай она это, тогда, возможно, успела бы проехать перед автобусом. Или по крайней мере водителю автобуса были бы понятнее ее намерения, может быть, он успел бы что-то предпринять, — рассуждает преподаватель.

— Это называют иллюзией сознания. Девушка себе придумала, что сейчас спокойно проедет перекресток, а все остальные будут в это время стоять. А в этот момент навстречу ехал автобус, водитель которого просто не мог рассчитывать на то, что кто-то вдруг свернет прямо в него.

Почему он не остановился?

После этой аварии (в частности, после того, как было опубликовано видео с камеры наблюдения) многие читатели задались вопросом: почему автобус после столкновения с легковым авто проехал так далеко, почему не остановился раньше? У многих даже появилось ощущение, что он ускорился после удара.

— Безусловно, причины случившегося определит следствие, мы же можем лишь строить свои предположения на этот счет, — отмечает Юрий Краснов. — Сразу скажу, что когда я еду с того направления, откуда двигался автобус, то всегда чуть сбрасываю скорость и готовлюсь к тому, что сейчас мне поперек начнут машины выскакивать, потому что знаю: водители на противоположной стороне могут ничего не видеть. Но водителю автобуса было трудно что-то такое предположить: он видел, что обзор отличный, на перекрестке почти никого, ну и как можно не увидеть огромный желтый автобус, правда? Он спокойно ехал через перекресток и почти его проехал, но Geely вдруг свернула ему прямо в переднее колесо.

Плюс у водителей автобусов своя специфика. Они вообще резко не тормозят, а только газом работают — им же нужно обеспечить комфорт пассажиров. Если автобус резко затормозит, у него в салоне все попадают, как в итоге и получилось от удара.

Что именно произошло в автобусе после столкновения с Geely, не вполне понятно. Но, возможно, в этом кроется ответ на вопрос, почему же он проехал так много и в итоге врезался в троллейбус на противоположной стороне?

— Нужно помнить, что водитель автобуса сидит как на табуретке, то есть очень высоко, а руль у него расположен низко и почти горизонтально. Ремень, даже если им пользуются, заблокирует резкое движение вперед, но влево или вправо водителя все равно может бросать. Это на снегу занос происходит плавно, а резкая смена направления на сухом асфальте тем и чревата, что водителя может швырнуть в сторону. Предположим, что от удара или от резкого маневра водителя автобуса бросило вправо и своим весом он навалился на педаль газа. Это только предположение, но, согласитесь, оно имеет право на жизнь, — говорит ведущий рубрики.

Из двух полос налево и без стрелки

По мнению Краснова, свою роль в случившемся сыграло и то, как на перекрестке организовано движение.

— Здесь давно уже просится стрелка для поворота налево — это самый очевидный вариант. Либо нужно вообще запрещать поворот налево, но тогда мы перегрузим разворот в районе «Материка», — рассуждает инструктор. — Почему именно при выезде на перекресток по улице Кунцевщине стрелки нет, мне лично не понятно. Ведь на трех других направлениях дополнительные секции функционируют. Кстати, у нас в Минске — вообразите — до сих пор есть перекрестки, где поворот налево разрешен из двух полос, а стрелки на светофоре нет...

Сюрприз: перекресток Кунцевщина — Притыцкого — именно тот случай.

— Ага, то есть здесь недавно разрешили поворот налево из двух полос? — удивляется ведущий рубрики. — Недавно, потому что знак уже повесили, а разметка еще старая. Из двух полос! И без стрелки!

В итоге имеем опасный поворот, когда не всегда легко увидеть встречный транспорт, которому нужно уступать.

— Раньше был поворот налево из одной полосы, и даже тогда было сложно поворачивать. Теперь поворот сделали из двух полос — станет еще сложнее, опасных ситуаций будет больше. Ты поворачиваешь, у тебя сбоку машина, вы смотрите друг за другом, а навстречу может кто-то ехать — кошмар! — волнуется преподаватель. — У нас ведь полно водителей, которые не понимают, что нельзя на скорости выскакивать на перекресток, если у тебя закрытый обзор. Ну и что, что у тебя зеленый свет: ты на скорости выскочишь, а перед тобой машина повернет — ничего не успеешь сделать.

Мое мнение: если на этом перекрестке безопасно организовать движение — все будет нормально. Нужна стрелка.

Постскриптум

Примечательно, что 7 лет назад, в 2016-м, мы с Юрием Красновым разбирали аварию, которая произошла здесь же, на перекрестке улиц Притыцкого и Кунцевщина в Минске. Девушка на BMW поворачивала с улицы Кунцевщины налево, навстречу ей двигался (нет, не автобус) автомобиль Hyundai. Согласитесь, обстоятельства очень похожи.

Мы вспомнили тот материал и обнаружили, что даже выводы тогда были сделаны схожие. «Было бы здорово установить здесь стрелку налево. Пожалуйста, сделайте ее», — просил Юрий Краснов.

Еще раз подчеркнем: это было 7 лет назад.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by